Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Степан Демура: система готова схлопнуться

«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ К РЫНКУ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ ВООБЩЕ НЕ ИМЕЕТ»

Конкретный пример по поводу различных событий на рынке. Вот Brexit обвалил фунт. Сейчас ещё чего-то обвалилось. Много событий произошло. Я как бобик сидел и повторял уже сколько лет: «Вот „А“, вот „В“, здесь мы развернулись, сейчас будет третья в третьей». И Brexit подоспел. Получается, я что, член закулисы, что ли? Ладно, я проект госдепа. Хрен с ним. Но госдеп же не закулиса. А для всех: «Блин, Brexit. И фунт полетел».

Фундаментальный анализ к рынку никакого отношения вообще не имеет. Когда вы занимаетесь фундаментальным анализом — вы анализируете реальный сектор экономики. Куда денежки пришли, куда денежки ушли. Что на выхлопе, сколько заработали. Какое это имеет отношение к рынку? Вы покупаете акции какой-то компании. Читаете обзоры. О, финансовый поток, кэш-флоу. Как круто. Вопрос: вы что покупаете, когда покупаете акции? Вы покупаете финансовый поток компании, как тот же Баффет? Или вы покупаете непонятную бумажку? Максимум, что вы получите с финансового потока, — дивиденды, которые она может заплатить. А, может быть, и нет. Всё, что вы покупаете — мнение остальных таких же инвесторов, как вы, об этой компании. Всё. При чём здесь фундаментальный анализ и рыночные котировки? Никакого отношения не имеет.

Как нефть может стоить 120, через полгода стоить 40? В мире вообще ничего не поменялось. Войны не было, ничего не было. Рецессии нет, ничего нет. Здесь зелёные ростки. Фигак — в три раза упала. Наверное, фундаментальный анализ к этому отношение не имеет.

И вот Пректер как раз очень хорошо над ним [фундаментальным анализом] стебётся. Заголовки газет, заголовки аналитических обзоров ведущих банков, ведущих специалистов по нефти. Баланс спроса и предложения. И динамика нефти. И вы просто видите, что нет никакой связи между фундаментальными вещами и рынком. Нет связи между виртуальной реальностью —рынком — и фундаментальными вещами. А то, что вы ищете объяснения постфактум какими-то фундаментальными событиями, — это нормально и естественно. Вы хотите понять, что произошло. Только если вы задумаетесь над этим процессом — вы подгоняете свои объяснения под свершившийся факт. Все говорили, что никто никуда не выйдет. Получилось вот так. А Эллиотт говорит, что пофигу, что будет. Проголосуют они так или не так — значения не имеет. Третья волна началась. Всё. Другого подсчёта в тот момент вообще не было. Он был невозможен.

ПРО ГОСДОЛГ США

Я его проверяю каждое утро. Каждое утро я смотрю американский долг и шо там у хохлов. Если я этого не узнаю — меня весь день колбасит [смех в зале]. Вас же пугают скорой смертью доллара. Уже которое десятилетие. Не забывайте ещё про жёлтый камень [Yellowstone]. Кальдера сейчас как? Но мы не в том же полушарии. Поэтому нам как-то… Если рванёт у них — мы им будем завидовать. Умершим.

С американским долгом фишка следующая. Он в принципе не может быть обслужен. Они вылезали за счёт того, что доходности постоянно снижались. По американским облигациям нам остался ещё один минимум доходности. Ещё один верх по облигациям. Этот тренд был последние лет 20. Потом этот тренд развернётся, и начнётся постоянный рост доходности облигаций. То есть у них будет постоянно расти часть бюджета, который нужно тратить на выплату долга. ГКО, короче. В чистом виде. Как раз к тому времени, наверное, должен будет развернутся доллар. Так через годик. И начать слабеть по отношению к другим валютам.

Помните, если мы с китайцами, да ещё Иран, да все начнут торговать нефтью не в долларах? То есть система петродоллара накроется. И весь гегемонизм американский тоже накроется. Понимаете, нефть уже торгуется в евро. Поставочные контракты. С 2007 года. Тоже [доллар] что-то не накрылся.

Система петродоллара давно просто не актуальна. Она была актуальна, когда СССР, его наследники, и нефтяные шейхи, финансировали дефицит бюджета США как раз покупками американских облигаций этими нефтедолларами. Если вы сейчас посмотрите на размер дефицита бюджета США (1,0-1,4 трлн долларов) — это практически то же самое, что весь накопленный портфель американских облигаций за все годы странами-производителями нефти. Их [дефицит] сейчас финансирует только ФРС. Через 20 банков-дилеров.

Но это всё работает, пока у вас не начинается лавинообразный рост платежей по долгу. Получается ГКО. Пока он не начался, в течение года-полутора заикаться о том, что вся эта пирамида долбанётся, — не имеет смысла. Вот когда облигации развернутся — вот тогда да.

Аналогичная ситуация в Японии. Только у них всё это долбанётся ещё быстрее. Потому что у них и отношение долга [к ВВП] больше. И у них основными покупателями выступали пенсионные фонды. У пенсионных фондов [в своё время] был нетто-приток денег. А сейчас со всё увеличивающейся скоростью начинается нетто-отток денег, поскольку население стареет очень быстро. Поэтому ГКОшки японские долбанутся быстрее, чем американские. Может быть.

Проблема есть [с госдолгом США]. Но пока эта проблема решаема, пока доходности падают. Падать им осталось год или полтора.

«ФРС — ЭТО БАНК НАОБОРОТ»

Когда «двадцатка» встречалась, было интересное заявление, что избранники народа всех стран должны морально, душевно и физически подготовиться к принятию огромных, диких пакетов по стимулированию экономики. В ближайшее время. По всей видимости, к ним пришло понимание, что смешная цифра в 1,5 квадриллионов долларов номинального значения деривативов может очень быстро из номинального превратиться в реальный. Там, конечно, будет не 1,5 квадриллиона. Ну, 100 триллионов.

Система [в Европе] спасения банков за счёт вкладчиков просто не покроет. Там нет столько вкладов. Поэтому будут какие-то офигенные стимулирующие меры. А что такое стимулирующие меры? Эти деньги снова не пойдут в реальный сектор. Ими попытаются купировать те проблемы, которые будут в банках.

А что есть в банках? В банках есть некие активы, которые можно выкупить. Этим занимался ФРС, выкупая говно по номиналу. Если вы посмотрите сейчас на баланс ФРС, то они покупали по номиналу в основном внебиржевые бумаги и продукты. ФРС — это банк наоборот. У него в активе — это его портфель, а в пассиве — доллары. Если раньше доллар был обеспечен верой в то, что американское правительство обслужит свои облигации, то теперь, чисто формально, доллар обеспечен каким-то дерьмом, у которого какой-то кредитный рейтинг. Чисто формально обеспечение доллара стало значительно меньше. Но, тем не менее, это не повлияло на доллар.

Ещё была страшилка — что мудрые китайские товарищи, у них есть оружие покруче ядрёной бомбы, — это их ЗВР. И вот когда они хотят поставить Обаму-чмо на колени, они просто их продадут. Было? Да. Китайцы в прошлом году продали 500 млрд долларов. Кто-нибудь заметил? Не-а. Никто не заметил. Потому что у ФРС есть супероружие. Кнопка buy. И — на баланс банков-дилеров. Рынок облигаций [эту продажу] не заметил. Доходности продолжили падать.

Поэтому профессор Преображенский был очень мудрым человеком. Он говорил много раз: «Не читайте перед обедом советских газет». Я понимаю, что вам так легче жить. Просыпаешься — американский долг, как у них всё хреново. Посмотрим, что у хохлов — там вообще пипец. Выглянул из пятиэтажки, посмотрел, что у себя — не так уж и страшно. У тех ещё хуже. Так пропаганда работает. Ничего не сделаешь.

Чем меньше у вас всякой шелупони в голове, когда вы принимаете решение, тем легче контролировать, и тем легче найти собственные ошибки, если они совершаются. А так вы серебром торгуете: «Ага, нефть росла, и отношение золота к серебру росло, почему же оно падало?» Это путь в никуда. Сто экранов, корреляции находите, нефть пошла — значит, серебро пойдёт.

«ГОД БАНКИ ЕЩЁ ПРОТЯНУТ»

Пока что «Сбербанк» мог скрывать свои проблемы. Как и ВТБ. Проблемы «Сбербанка» я оцениваю очень просто. С потолка, как обычно. С потолка. Я считаю, что у него процентов 20-25 проблемных активов. То есть вообще которые не обслуживаются. Там сидят команды, которые пишут бизнес-планы, которые принимает кредитный комитет, чтобы только не входить в красное. А это мёртвый актив. Портфель у него где-то 25 трлн [рублей]. Берёте одну пятую — 5 трлн. У него нет столько денег.

В своё время, когда образовывалась помойка (в 2008 или 2009 году), всё, что досталось «Сбербанку» в качестве обеспечения после кризиса, оно портит очень баланс. Поэтому скинули в отдельное юрлицо, назвали «Сбербанк CIB», и плывите, ребята. Тогда Греф проговорился, что реальная оценка этих активов составляет где-то четверть от номинала. С той поры в экономике мало что улучшилось. И те проблемные активы, которые были проблемными, они таковыми и остались. Посмотрите просто на череду перекредитования крупнейших холдингов. Поэтому вот такая дыра у «Сбера». Плюс-минус. Не имеет значения.

Откуда взять такие деньги, чтобы спасти? Причём вопрос ещё возникает в валютной позиции «Сбера». «Сбер» не может привлекать валютные кредиты. Но они это всячески скрывали и маскировали. Как маскировали? Никто не спрашивал.

Я думаю, в течение года спокойно ещё протянут. Но это будет уже не только не комильфо. Всё ляжет, если ложится «Сбер».

А, с другой стороны, что может сделать «Сбер»? Сейчас идеи муссируются перенять европейский и кипрский опыт — спасать банки за счёт вкладчиков. Вам просто могут сказать: «2-3 тыс рублей в день вам на жизнь достаточно. Вот столько можете снять». Лимит на снятие. Всё.

А если валютный счёт — конвертируют, как удобно, по курсу. «Мы же вам вернули деньги». И вообще, нефига. Вы живёте в России, нефига тут с валютой играться. Вы финансируете врага. Страшного врага. Который нас ненавидит. Товарищ полковник, я пошутил [смех в зале].

Зацените прикол ситуации. В 2008 году небо было чистым везде. «Газпром» — капитализация триллион, РТС — 3-5 тыс. Назывались цифры. Сейчас мы уже в глубокой жопе, мир ещё даже падать не начинал. В 2008 году банковская система России подошла [к кризису] в таком же состоянии, как и банковская система остального мира. Проблем никаких нет, всё замечательно, кредитование бьёт все рекорды, ставки привлечения валютного фондирования низкие. Всё замечательно.

Теперь отрезаны от внешних рынков, жопа полная в экономике, жопа полная в банковской системе. А мир ещё падать не начинал.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *