Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

По всей России противники системы «Платон» возобновили акции протеста

Всероссийский протест против системы «Платон» возобновился после обнародования плана повысить тарифы. Дальнобойщики считают, что они ничего не должны ни Ротенбергам, ни государству.

11 ноября полиция разогнала акцию протеста против системы «Платон» в Химках на парковке ТЦ «Мега».

Запутинские СМИ: Протесты дальнобойщиков выглядят странно

Источник — Деловая газета Взгляд

Активисты-дальнобойщики обещают серию автопробегов и пикетов, требуя сохранить льготный тариф на систему «Платон». Отменить тариф предлагает Минтранс. Протесты выглядят странно – за год своей работы «Платон» успел принести явную пользу, особенно в российской глубинке. Как известно, грузовики разрушают дорожное покрытие, а благодаря сборам «Платона» трассы полностью отремонтированы в 37 городах и регионах.

Активисты движения протеста дальнобойщиков анонсировали на пятницу автопробег против системы «Платон», сообщила накануне «Независимая газета». Причем организаторы в Петербурге обещают устроить акцию, хотя власти города отказались ее согласовать. Ранее лидеры Объединения перевозчиков России, которых цитировал «Росбалт», анонсировали акции «по всей России», только в некоторых провинциях вместо автопробегов – пикеты.

Как известно, система взимания платы (СВП) «Платон» была введена 15 ноября прошлого года. Доходы от нее идут в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс грузовиками массой более 12 тонн. Однако введение сбора с большегрузов вызвало протесты дальнобойщиков. Водителям тогда удалось добиться некоторых послаблений, в частности скидки. Сейчас водители грузовиков платят 1,53 рубля за километр. До введения льгот тариф составлял 3,73 рубля. Поначалу планировалось, что льготный тариф должен был вырасти до 3,06 рубля с марта. Однако правительство продлило его до осени.

И вот 2 ноября Минтранс разработал проект постановления правительства, в котором предложил повысить тариф с 1 февраля до 2,61 рубля за километр, а с 1 июня – до 3,06 рубля.

За минувший год на полученные от «Платона» деньги было отремонтировано более 1 тыс. километров самых проблемных дорог. «Первые сборы от «Платона» в мае были направлены на ремонт дорог, которые находились в самом критичном состоянии. Эти дополнительные поступления в бюджет позволили добиться ощутимых результатов. К примеру, в Петрозаводске из 230 городских улиц треть отремонтирована на средства системы «Платон», – пояснял первый замминистра транспорта Евгений Дитрих.

Ленинградская область подала заявку в Росавтодор о финансировании за счет «платоновских» сборов строительства дороги Новое Девяткино – Мурино, которая оценивается в 5 млрд руб. и обещана к 2020 году.

Как сообщали ранее в Федеральном дорожном агентстве, ремонт полностью завершен в 37 городах и регионах. На 40% выполнены работы в Твери и городе Бологое. Представители Росавтодора обещают, в частности, «жестко контролировать действия региональных коллег, чтобы не допустить случаи укладки асфальта в ненадлежащих условиях».

«Распределение грузопотоков по другим артериям»

Тем временем и российские продовольственные союзы, как и объединения дальнобойщиков, попросили отложить повышение тарифов. По их мнению, это может привести к росту цен на продукты на 3–10%. Об этом в воскресенье сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо, адресованное вице-премьеру Аркадию Дворковичу. К просьбе примкнули «Русбренд», «Руспродсоюз», Национальный союз производителей молока и Национальная мясная ассоциация.

Однако Минтранс не ожидает никакого роста цен на продукты из-за возможной отмены льготного тарифа. «И коллеги в правительстве из других ведомств, в общем-то, поддерживают», – ответил во вторник министр транспорта Максим Соколов, которого цитировало РИА «Новости». Он подчеркнул, что в прошлом году «рост цен был вызван исключительно инфляционными показателями, а доля «Платона» составляла десятые, а может, даже и меньшие доли процента».

Соколов напомнил, что решение теперь за правительством. «Минтранс здесь внес свои предложения, что льготный период тарифа в течение более чем года профункционировал и мы подошли к периоду, когда надо принимать решение, чтобы модель системы «Платон» заработала в полном объеме. Это не только фискальная нагрузка и плата за пройденные километры, это настройка логистики всей транспортной системы нашей страны, в том числе обоснованное и эффективное распределение грузопотоков по другим артериям, включая железные дороги и внутренние водные пути», – сказал министр.

При этом от индексации тарифа на уровень инфляции в следующем году Минтранс планирует отказаться. Там полагают, что поэтапный возврат к изначальному тарифу уже является компромиссом с автоперевозчиками. Более того, в министерстве уверены, что возврат почти к уровню изначального тарифа необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети. Это позволит расширить список регионов, которые получат деньги на ремонт и строительство дорог, а также мостов и путепроводов.

«Тариф был установлен изначально»

Регионы вскоре увидят результаты полноценной работы «Платона», поскольку доходы от него прежде всего пойдут на ремонт и строительство дорог в российской глубинке, пояснил газете ВЗГЛЯД зампред комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен («Единая Россия»). Он уточнил, что речь идет не о повышении тарифов, а об отмене прежних скидок.

«Тариф был установлен изначально. Сейчас речь идет о том, что период запуска системы состоялся. Система работает практически год. Есть, безусловно, вопросы по работе «Платона», но надо понимать, что территория страны огромная – более 50 тыс. километров федеральных дорог, и для их обслуживания, для ремонта, для строительства новых нужны большие средства. «Платон» задействует более 1 млн 12-тонников, поэтому задача очень сложная», – сказал депутат.

«Этот процесс уже начался – 24 региона уже получили деньги. Кроме того, есть очень серьезные планы у Минтранса. В этом направлении нужно двигаться гораздо активнее, чем сейчас», – считает депутат.

Что касается опасений вокруг инфляции, вызванной отменой льготного тарифа, Тен напомнил: уже изначальная цена в 3,06 рубля была основана на соответствующих исследованиях Минэкономразвития. «И в этих прогнозах не озвучивалось, что будет рост цен на продукты питания. Так что мы здесь опираемся в большей степени на позицию Минэкономики», – подытожил депутат.

Россия вписывается в «мировой тренд»

Руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин утверждает, что в ближайшие годы все развитые страны начнут вводить платежи не только для грузовых автомобилей, но и легковых. Он пояснил: если раньше подобного рода расходы закладывались в цену бензина, то сейчас, когда появляются гибриды и машины потребляют все меньше топлива, «брать из бензина налог бессмысленно». «Платон» является локальным шагом в эту сторону. Россия тоже как-то вписывается в этот мировой тренд», – сказал Блинкин газете ВЗГЛЯД.

Как указал эксперт, давно доказано, что воздействие грузовиков на разрушение дороги многократно выше, чем у легковушки. Но при этом в России грузовая база сдвинута в сторону автомобильного транспорта нелогичным образом. «В тех странах, где дороги лучше, есть категории грузов, которые не возят на грузовиках. А у нас возят! У нас система налогов и тарифов разбалансирована. Дополнительные платежи с грузовиков приведут к тому, что грузы вернутся на баржи, на железнодорожные платформы», – отметил эксперт.

По мнению экспертов, «Платон» вынуждает нести расходы сразу нескольких групп населения, однако он дает им и преимущества, и преимущества от системы явно перевешивают. Так, для рядовых россиян, в том числе владельцев транспортных средств (ТС) весом менее 12 тонн, ввод системы действительно может означать повышение стоимости конечных продуктов за счет затрат грузоперевозчиков, однако его размер ничтожен – менее 0,1%. Подсчеты проведены на основе детального анализа влияния стоимости грузоперевозки на стоимость молока и муки.

Взамен они получают улучшение дорожной инфраструктуры и, соответственно, сокращение износа машин за счет улучшения качества дорог, повышение пропускной способности автомобильных дорог за счет переориентации грузов на другие виды транспорта и более рационального использования порожних транспортных средств.

Кроме того, есть и косвенный эффект, вызванный ужесточением контроля за перевозкой товаров, – снижается доля контрафактной продукции, в том числе спиртосодержащих продуктов.

Что дает «Платон» владельцам грузов и грузовиков

Минусы для владельцев грузов, которые перевозятся грузовиками, таковы: повышается цена перевозки грузов за счет затрат грузоперевозчиков на плату менее 5% (расчеты проведены на основе средней стоимости грузоперевозки в 35 руб./км).

Однако взамен они получают повышение прозрачности и качества услуг в сфере грузоперевозок. Причинами этого станут раскрытие детальной информации о планируемых и фактических маршрутах перевозки груза (включая время и место нахождения ТС), подтверждение благонадежности грузоперевозчиков, использующих «Платон», сокращение времени доставки и рисков утраты грузов за счет повышения качества автомобильных дорог.

И, наконец, владельцы грузовиков и рядовые дальнобойщики – те самые, что собираются в пятницу протестовать, – разумеется, понесут дополнительные расходы на плату, которые также перекладываются в стоимость конечного продукта.

Однако взамен они получают прямой учет транспортного налога в услуге по перевозке, раскрытие детальной информации о планируемых и фактических маршрутах движения ТС (включая время и место нахождения ТС), предоставление вычета из транспортного налога на сумму платы в «Платон», улучшение дорожной инфраструктуры в 40 городах и субъектах (ремонт, реконструкция и строительство аварийных участков дорог и мостов за счет доходов от «Платона»), сокращение износа ТС за счет улучшения качества дорог, повышение безопасности на дорогах за счет использования информации «Платона» при расследовании происшествий и противоправных действий, обеспечение внимания государства к сфере грузоперевозок в формате прямого диалога по теме «Платона», потенциал развития дополнительных услуг на основании информации системы (например, «умное» страхование КАСКО и другое).

Польза на федеральном уровне

Для государства выгоды также очевидны: создана единая информационная платформа для обеспечения развития транспортной системы РФ (включающая актуальную информацию о грузовых транспортных средствах свыше 12 тонн, их владельцах, маршрутах движения), собранная плата в счет возмещения вреда используется для целевого финансирования развития дорожной инфраструктуры, обеспечен автоматический контроль соблюдения правил СВП с последующей передачей информации о фактах нарушения в ГИБДД.

Кроме того, повышен уровень межведомственного взаимодействия в части предоставления и использования информации из «Платона», в том числе с ФНС, организована процедура контроля за иностранными грузоперевозчиками (регистрация в системе, сбор платы в счет возмещения вреда, контроль Ространснадзором соблюдения правил системы), созданы предпосылки для легализации в сфере грузоперевозок за счет создания равных условий для участников рынка и раскрытия информации.

Как считают эксперты, система позволяет регулировать транспортные потоки за счет переключения части грузов на железнодорожный и речной транспорт. Также на пользу государству пойдет и уже организованный прямой диалог с грузоперевозчиками по теме СВП «Платон» и грузоперевозок в целом. Заодно обеспечено и развитие отечественного рынка разработки ПО и специализированного оборудования СВП за счет исполнения стратегии импортозамещения при создании «Платона».

Дальнобойщики перешли к политическим требованиям

Дмитрий Ребров, Новая газета

В годовщину акций против «Платона» активистов поджидали и быстро задержали на известной стоянке в Химках. В суде потребовалась «скорая».

Проблемы «с юбилеем» — а именно 11 ноября, ровно год назад, стартовали протесты водителей против системы «Платон» — начались задолго до назначенного «Объединением перевозчиков России» (ОПР) дня «икс». Уже 9 числа стало известно, что химкинская администрация не разрешит собраться на старом месте: под стелой «МЕГИ», где грузовики без малого простояли полгода.

В ответ митинг решили заменить одиночными пикетами, но и тут вышли накладки. Впервые водителей, периодически в течение года наведывавшихся на стоянку, не пустили на место бывшего лагеря. Приехавший за сутки до начала один из лидеров движения Михаил Курбатов обнаружил знаки: «Движение грузовых автомобилей запрещено» и полицейский наряд, силой выставивший водителя с парковки. Видео, как ему заламывают руки, тут же появилось в сети. А утром 11-го обнаружилось, что и сам пятачок за несколько дней коммунальные службы умудрились завалить снегом (погода располагала).

Впрочем, по-настоящему холодный прием активистов ждал впереди.

Люди против Платона

— Протестные акции сегодня будут в 22 регионах, поэтому тут народа не много. Все активисты по домам. Раскачивают лодку на местах. А москвичи поставили себе «Платон» и смирились, потому что протестовать — дорого, да и народ мы не такой дружный… — активист Игорь Мельников у синего фургона с эмблемой ОПР объясняет, почему больше десяти человек собрать под акцию не удалось.

Сам Игорь — москвич. Как и пяток постоянных волонтеров, помогающих химкинцам еще с зимы. «Ехать в Химки по такой погоде не каждый решится», — продолжает Игорь. В том числе и поэтому массовую акцию, взамен запрещенной, решено было провести в столице, на Суворовской площади 12 ноября, а тут, в Химках, ограничиться «малой дружиной».

В Москве митинг пройдет при поддержке коммунистов.

— А что такого? Знаю я, кто эти коммунисты, они страну мою развалили, я при них выросла. Но ничего, пусть микрофон подержат, переживем! — вставляет свои пять копеек бойкая брюнетка Екатерина Болотова.

Живет Екатерина в Люберцах, частный предприниматель, в бизнесе еще с 90-х. Пока мы болтаем, грейдер под ледяным дождем продолжает сгребать грязный снег в сторону стелы.

— Вас уже больше трех, что вы тут делаете? — это делегация от подмосковного уголовного розыска пришла «прощупать почву». Две мрачные фигуры, обе в черном, приближаются явно нехотя. Фигура покрупнее, показывает удостоверение: «Кузнецов Олег Николаевич», вторая «корочек» не показывает, но объясняет причину визита: «Начальство послало».

— Если говорить начистоту, то мы тут ждем определенных людей, —издалека заходят правоохранители. — Ну тех, кто будет выступать против «Платона»…

— Мы те самые люди, что вам еще надо? – беззастенчиво рапортуют дальнобойщики.

После этого полицейские удаляются и просят не фотографировать их лица.

— Я секретный агент. Мое лицо нельзя публиковать! — важничает «Кузнецов Олег Николаевич».

— Ну, если ты такой секретный, что ты дома не сидишь, раз на тебя уже и посмотреть нельзя, — парирует кто-то из водителей.

Тем временем за их спинами к импровизированному блок-посту у въезда на стоянку выруливает автозак и подкрепление.

— Теперь у нас и политические лозунги: кроме отмены «Платона», мы хотим отставки министра транспорта Максима Соколова, отставки Медведева, отмены статьи 20.2 КОАП РФ, о нарушениях на митингах, потому что это уже маразм, люди не просто могут никак свое мнение высказать», — сообщает активист ОПР Михаил Курбатов.

Если верить официальному сайту ОПР, дальнобойщики предлагают вместо транспортного налога оставить только топливный акциз, выступают за судебную реформу с переаттестацией всех судей и — за «привлечение всех казнокрадов к уголовной ответственности».

Часть названных требований — естественная реакция на бесконечные аресты и задержания, с которыми столкнулись когда-то аполитичные дальнобойщики. Другая часть — следствие дискуссий с политактивистами, прошлой зимой регулярно посещавшими протестный лагерь.

В поисках актива

— Там задерживают?

— Он флаги на машине поднял! — через сугробы мы спешим на противоположную сторону стоянки, где дюжина полицейских запихивает в автомобиль активиста «Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов» Сергея Айнбиндера.

С представителями МПВД под руководством Александра Котова о совместных действиях «химкинцам» удалось договориться впервые за долгое впемя. Именно Котов когда-то возглавил сопротивление, но быстро сдал, как объясняют «химкинцы», чем вызвал всеобщее раздражение. Вместо блокады МКАД и марша на Москву протест под его руководством увяз в попытках притормозить «радикалов» и бесконечных переговоров с депутатами Госдумы. Теперь, стало быть, раздражение прошло.

— Тогда на Котова надавили силовики, — объясняет «котовская» сторонница Екатерина Болотова. В Химки она приехала наладить контакты, но, в отличие от Айбиндера, сразу направилась к коллегам.

Саму женщину тоже таскала на допросы люберецкая полиция и центр «Э».

Сегодня - за дороги, завтра - за воздух

Из-за похожего давления откололся и когда-то самый отчаянный сегмент борцов с «ротенбергами» — дагестанский актив. Их представителей на пятничной акции не было.

— На данный момент контакт с Дагестаном у нас потерян, — признается Курбатов. — Вся работа была завязана на Рустаме Маламагомедове, но после того, как летом на стоянке под Ростовом, где мы дожидались фермеров, он был избит, а впоследствии приговорен к административному аресту заочно, он фактически был вынужден бросить дело, лечь на дно, даже с нами он в настоящее время не выходит на связь».

Курбатов добавляет, что дагестанских водителей силовики давили и «кошмарили» жестче всего.

«Замерзли?»

Когда через час дальнобойщики выйдут на одиночные пикеты из «МЕГИ», где «от греха подальше» обсуждали стратегию, — скопившаяся на стоянке полиция среагирует почти молниеносно.

Первыми в отделении окажутся Екатерина Болотова и Игорь Мельников. А к середине дня силовикам удастся упаковать в автозак всех дальнобойщиков, их добровольных помощников из числа химкинских активистов — и даже журналистов, в том числе съемочную группу «Дождя».

— Произошло то, что мы прогнозировали в прошлом году, как только выборы прошли, мораторий на повышение тарифов отменили. По факту они не выполнили даже собственное обещание заморозить цены до июля 2017 года. Именно поэтому мы решили, что время терять нельзя, поэтому вышли, хотя и не слишком подготовленными», — рассказывает Курбатов.

К шести вечера пятницы всех задержанных доставили в 1-ое отделение УВД по Химкам. Но добиться информации, по какой именно статье дальнобойщиков задержали, оказалось непросто.

А утром от адвокатов дальнобойщиков стало известно, что Сергей Айнбиндер, задержанный первым, порезал себе руки и лицо в знак протеста против действий полиции.

— За двадцать часов пребывания в отделении мне даже не удосужились ни пустить защитника, ни объяснить, в чем меня обвиняют, тогда я решился на крайние меры, — рассказал Айбиндер «Новой газете» по телефону. Ранее Айбиндер пытался самолично покинуть отделение полиции, оставив там паспорт, но полиция в ответ задержала двух юристов, предоставленных Айнбиндеру «Фондом борьбы с коррупцией». В настоящее время оба сотрудника ФБК — Виталий Серуканов и Артем Хмелевский — уже освобождены. Журналистов, попавших в отделение вместе с дальнобойщиками, отпустили в день задержания без составления протоколов и дополнительных расспросов.

К субботе известно, что участвовавших в акции дальнобойщиков обвиняют в «неповиновении полиции» (ст. 19,3 КоАП), а не за «нарушение правил проведения публичных акций».

Об условиях содержания активистов в отделении можно судить по словам пресс-секретаря дальнобойщиков Елены Филипповой, задержанной вместе с водителям. По ее словам, женщины-активистки, помогающие дальнобойщикам, и сами водители ночевали раздельно: «В женскую камеру на троих нам дали один сухой матрац, на котором можно было спать, и два мокрых. Мокрые теперь просто выкинули. Видимо, они давно дожидались своей очереди, а тут такая оказия девки попались, чего б не помучить! Утром один из сотрудников радостно спрашивал: «Замерзли?» В туалет выпустили всего два раза за 20 часов, еду пришлось требовать, дали какую-то через шесть часов».

Судебные заседания начались только в два часа дня, и, скорее всего, они продлятся до вечера субботы.

Из зала суда после многочисленных требований Сергея Айбиндера увезла «скорая».

Финал: отделались штрафами

11 ноября на парковке у торгового центра «Мега Химки» задержали участников акции протеста против «Платона», которые вывесили на своих автомобилях тематические флаги и плакаты. Среди задержанных оказалась съемочная группа телеканала «Дождь», а также корреспондент «Новой газеты» Дмитрий Ребров. Позже их отпустили из полиции.

Химкинский городской суд оштрафовал семерых участников акции против системы взимания платы с большегрузов «Платон», сообщает «ОВД-Инфо». На всех семерых составили протоколы по части 1 статьи 19.3 КоАП (неповиновение распоряжению сотрудника полиции).

Дальнобойщиков Сергея Рудаметкина, Михаила Курбатова, Николая Кацурова и Владимира Синицина оштрафовали на тысячу рублей, Дмитрия Лазаренко — на 500 рублей.

Задержанному местному жителю Ивану Гущину, который приносил дальнобойщикам еду, и волонтеру Игорю Мельникову также назначили штрафы по тысяче рублей.

На еще одну ночь в ОВД оставили пятерых задержанных — Екатерину Боркову, Ольгу Резникову, Елену Филиппову, Сергея Вернера и Романа Антипкина.

Дальнобойщик Сергей Айнбиндер переночует в больнице — медики обнаружили у него в желудке осколки стекла. Накануне Айнбиндер порезал себе лицо и руки, протестуя против задержания, и, вероятно, проглотил стекло. Активист прибыл на стоянку, чтобы поддержать химкинских дальнобойщиков. Суд над ним состоится 13 ноября.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *