Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

«Турецкий поток» – чисто бизнес, или способ наказать Украину?

"Газпром"Экспертные оценки визита Путина в Турцию.

Подписанное в ходе визита президента Путина в Стамбул межправительственное соглашение по строительству газопровода «Турецкий поток» преподносится в российских медиа как исключительно важный проект – своеобразное «окно в Европу». В то же время независимые эксперты призывают не торопиться с подобными оценками, считая их преждевременными и необоснованными.

Международные СМИ также подчеркивают, что это был первый визит Владимира Путина в Турцию после того, как на территории этой страны из-за нарушения ее воздушных границ был сбит российский военный самолет.

В фокусе переговоров лидеров двух стран, помимо газового вопроса, была торговля, туризм и конфликт в Сирии, где между Москвой и Анкарой существуют острейшие противоречия.

Тем не менее, президент Реджеп Эрдоган по итогам встречи с Путиным выразил уверенность в том, что «нормализация турецко-российских отношений продолжится в ускоренном темпе» (цитата по Рейтер).

В турецких СМИ итоги визита президента Путина воспринят неоднозначно. Газета Hurriyet указывает на то, что российский газ потечет в Европу через входящие в НАТО Турцию и Грецию, и считает, что это станет еще одной проблемой, которая осложнит региональную политику США.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy, аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин в интервью Русской службе «Голоса Америки» назвал подписанное в Стамбуле соглашение «благими намерениями».

«Два правительства пообещали оказать содействие проекту, вот и все, – констатировал он. – А для того, чтобы проект состоялся, необходимы договоренности в отношении того, кто будет его конкретно выполнять и финансировать».

Окончательные очертания проекта до сих пор непонятны, заметил Михаил Крутихин.

«Ну, одну линию, возможно, все-таки построят, поскольку для этого практически все готово, – предположил он. – По ней будет поставляться в Турцию примерно 15 миллиардов кубометров газа в год, и это заменит Трансбалканский газопровод, который идет через Украину, Румынию и Болгарию. Вторая нитка, если она состоится, возможно, выйдет на границу с Грецией, а дальше, опять-таки возможно, потянется в Италию, Сербию и до хаба (газораспределительного центра) Баумгартен в Австрии».

Но все это, по словам аналитика, пока вилами по воде писано.

«Да, летом на Cанкт-Петербургском экономическом форуме подписали меморандум о взаимопонимании по данному проекту, обещали, что финансировать его будет не Газпром, а российские банки вместе с греческим Парабанком (Parabank), – продолжил он. – Но месяц назад, когда министр энергетики РФ (Александр) Новак был в Греции, новый министр энергетики Греции сказал ему, что еще ничего не решено. Мол, проект хороший, но пока не дадут согласия в Еврокомиссии, в Греции ничего делать по нему не будут. Так что судьба второй нитки абсолютно непонятна».

По данным газеты «Ведомости», мощность каждой из двух ниток – 15,75 млрд куб. м газа.

Третья нитка вообще под большим знаком вопроса, подчеркнул Михаил Крутихин.

«Она существует чисто в теории, – утверждает он. – А этот газопровод может оказаться коммерческим только, если построить четыре нитки общей мощностью 63 миллиарда кубометров газа в год. Но четыре нитки, как сейчас становится очевидным, никто строить не собирается».
По мнению аналитика, главная задача последних инициируемых Россией газопроводов одна – «наказать Украину».

«То есть, лишить ее транзита газа, который приносил бы украинцам примерно два миллиарда евро в год, – пояснил он. – Но на эти российские проекты потрачено уже столько денег, что вызывает большое сомнение в коммерческой целесообразности такого метода наказания соседа».

В свою очередь, оппозиционный политик, в прошлом замминистра энергетики России Владимир Милов напомнил, что еще до того, как Москва поссорилась с Анкарой, было очевидно, что значение проекта очень сильно уменьшилось по сравнению с первоначальными планами.

«Фактически он давно уже превратился в узкий двусторонний проект, – добавил он в комментарии «Голосу Америки». – Вместо четырех изначально предполагавшихся ниток большой мощности было принято решение о строительстве только двух. В принципе, в таком формате переговоры продолжаются и сегодня. Это примерно соответствует объему предполагаемого российского газового экспорта в Турцию, что практически закрывает вопрос транспортировки газа по «Турецкому потоку» для европейских потребителей».

В общем, проект ни на что сильно не влияет, кроме потенциального снижения объема транзита, который сегодня идет через Украину, убежден Владимир Милов.

«Возможность превращения его опять в идею какого-то крупного проекта, ориентированного на Европу, сдерживается тем, что попросту отсутствует инфраструктура доля дальнейшей транспортировки газа от греко-турецкой границы к основным планировавшимся рынкам, прежде всего Италии и Западных Балкан, – аргументирует он. – Существуют лишь какие-то предварительные переговоры, меморандумы по разным вариантам газопровода, но реально никто пока ничего не делает в этом направлении и неизвестно будет ли».

В то же время эксперт полагает, что если проект все-таки будет реализован, то это, конечно, сильно ударит по украинскому транзиту.

«И в этом контексте для Путина проект важен, но это его единственная и сомнительная ценность», – резюмировал он.

Между тем, международные наблюдатели не заметили признаков того, что стороны на переговорах в Турции добились какого-либо прогресса в преодолении разногласий по Сирии. Владимир Милов полагает, что эти противоречия сохраняются.

«Просто у обеих стран – и России, и Турции – слишком большой портфель конфликтов на международной арене, поэтому переговоры на эту тему продиктованы стремление каким-то образом себя обезопасить, заключив, возможно, временное перемирие, – пояснил он. – Но противоречия по Сирии очень глубоки, и думаю, они себя еще дадут знать».

В тоже время, как представляется эксперту, волей-неволей Запад, по сути, способствовал тому, что две страны-изгои сблизились друг с другом.

Источник — Голос Америки

Читайте также:

1 комментарий

  1. Врач:

    Можно построить много трубопроводов, смысл? Европа боится и будет минимизировать долю российского газа. Вам нужен газопровод, который в любой момент зимой могут отключить? А им?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *