Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Аппетиты «Платона» растут: размер платежа удвоят

Акция протеста дальнобойщиковТестовый период работы системы «Платон» с тарифом на уровне 1,53 рубля за километр пройденного пути завершается, необходимо вернуться к полному тарифу, считает министр транспорта РФ Максим Соколов.

«Я думаю, что это решение может быть принято, должно обсуждаться уже сейчас, на рубеже 2016 и 2017 года», — заявил он журналистам в Уфе в пятницу.

По его словам, в начале этого года «было принято решение продлить тестовый режим работы этой системы — 1,5 рубля на некий период, чтобы убедиться, что система работает нормально».

Министр отметил, что система «работает нормально», добавив, что «сегодня уже больше 14 млрд рублей поступило в бюджет РФ, в федеральный дорожный фонд», в системе «почти 700 тыс. пользователей». «Поэтому этот тестовый период объективным ходом завершается», — считает министр.

По мнению Соколова, «сейчас, чтобы реализовать проекты (в дорожной отрасли — ИФ), конечно надо вернуться, восстановить ту финансовую модель сбора средств в эту систему, которая изначально задумывалась при запуске этого проекта (3,06 руб. за километр пути — ИФ)».

По его словам, это позволит «не только собирать и перераспределять деньги на важные для каждого субъекта, каждого города проекты, но и оптимизировать логистическую цепочку передвижения грузов по всем транспортным артериям нашей страны».

В настоящее время в «Платоне» действует тариф в 1,53 руб. за километр пути, «полный» тариф составляет 3,06 руб. за километр. Как сообщалось, Минэкономразвития РФ предлагало продлить льготный тариф до 2019 года.

«Платон» — это система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой 12 тонн в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам, заработавшая в России 15 ноября 2015 года. Система предполагает использование для расчета оплаты бортовых устройств, а также маршрутных карт. Внедрение системы сопровождалось акциями протеста дальнобойщиков в различных регионах РФ.

Ассоциация «ГРУЗАВТОТРАНС» выступила против увеличения платы в систему «Платон»

Кто получит деньги «Платона»

Шесть проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) из пяти регионов прошли первый этап отбора на получение денег, собранных «Платоном», объявил на форуме в Сочи руководитель Росавтодора Роман Старовойт.

Кто получит деньги «Платона»

Борьбу продолжают Хабаровский и Пермский края, Башкирия (у нее два проекта), Самарская и Новосибирская области. На деньги от грузовиков претендуют проекты дорог и мостов длиной 248 км и стоимостью 152 млрд руб., из них из федерального бюджета – 83 млрд (см. таблицу). Дорожные фонды могут начать получать деньги на софинансирование ГЧП-проектов с I квартала 2017 г., объяснял Минтранс.

По проекту обхода Хабаровска уже проведен конкурс. Единственным участником стал консорциум «Региональная концессионная компания» (Газпромбанк – 25%, группа компаний ВИС – 75%, строительный партнер – «Сибмост»).

Всего регионы подали семь заявок, но у проекта окружной дороги вокруг Тюмени были готовы не все документы, поясняет Росавтодор. Еще раньше с дистанции сошли заявки на восточный обход Ижевска, мост в Череповце и участок трассы Сыктывкар – Нарьян-Мар.

Решение о выделении денег от «Платона» до конца года должна принять правительственная комиссия по транспорту. Проекты, которые не прошли отбор, смогут участвовать в новом отборе заявок, который завершится в апреле 2017 г., поясняет представитель Росавтодора.

Регионы, которые не получат федеральную поддержку, имеют тем не менее все шансы построить дороги, убеждена Ольга Ревзина из Herbert Smith Freehills. Можно строить за счет инвестора, а затем гарантировать ему выплаты из бюджета региона, рассказывает она, для этого регион должен просчитать эффект от новой дороги.

Таманцев. Итоги. «Платон» поднимет тарифы

«Большая пайка» для Ротенбергов

Теперь стало окончательно ясным, что вдохновило авторов идеи дальнобойного сбора «Платон» назвать отечественную систему иностранным именем. В переводе с греческого Платон значит «широкоплечий». Была такая книга Юлия Дубова «Большая пайка». Та самая, по мотивам которой сняли фильм «Олигарх». По сюжету главный герой по имени Платон, используя связи в Кремле, занимался придумыванием довольно мутных схем, чтобы заработать на «хлеб насущный».

Кто был прообразом олигарха Платона — хорошо известно. Он плохо кончил.

Основная претензия к системе «Платон» как раз заключается в том, что создана она в интересах сына «друга Путина». Ее работу обеспечивает компания ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), бенефициаром которой является Игорь Ротенберг, сын близкого к президенту бизнесмена Аркадия Ротенберга.

Платон из «Большой пайки» выглядит ребенком на их фоне. Человеку из «лихих 90-х», конечно, тоже умеющему делать деньги из воздуха, даже в голову не могло прийти договориться с государством, установить на магистралях рамки и стричь бабло. Согласитесь, что для РТИТС ежегодно гарантированные по госконтракту 10 млрд рублей комиссионных — отличный финансовый результат.

При этом не секрет, что Минтранс изначально задумывал внедрить систему не только на федеральных трассах, но и на региональных. Лиха беда начало. Сейчас потренируются на дальнобойщиках, а потом, глядишь, расширят дорожную географию. Станут взимать сбор с «Газелей», там и до легковушек дело дойдет.

Впрочем, вернемся в день сегодняшний. Открывая в Уфе новый мост через реку Белую, министр транспорта Максим Соколов пообещал «на рубеже 2016–2017 годов» поднять в два раза тариф за проезд для грузовиков массой свыше 12 тонн — с 1,53 рубля за км до 3,06 рубля.

Окончание действия льготного тарифа он объяснил «необходимостью восстановить изначально задуманную финансовую модель, поскольку федеральные трассы работают на пределе возможностей».

Цена вопроса для перевозчиков такова. В «Платоне» уже зарегистрировано почти 700 тыс. пользователей, в дорожный фонд поступило 14 млрд рублей. К концу года ожидается 20 млрд. Если грузовик в среднем ежемесячно проезжает 5 тыс. км, то в год получается 60 тыс. Значит, с одной фуры уплачивается примерно 91,8 тыс. рублей. После того как тариф поднимут до 3,06 рубля, средний платеж достигнет 183,6 тыс. рублей в год.

В целом поступления в дорожный фонд за вычетом комиссии оператора должны увеличиться до 45,7 млрд рублей. Получается, суммарно дальнобойщики заплатят на 25 млрд больше рублей.

Помимо денег есть в этой истории другой важный момент. В начале года после многочисленных протестов дальнобойщиков, которые платили и транспортный налог, и акцизы на топливо, власти заморозили индексацию тарифов. Кроме того, перевозчики жаловались на некорректную работу личных кабинетов, маршрутных карт, дефицит бортовых устройств. В конце концов по распоряжению Владимира Путина для больших грузовиков отменили транспортный налог. Штрафы за неоплату были уменьшены с 450 тысяч до 5 тыс. Тогда все это выглядело как некоторое ослабление фискальной нагрузки.

Более того. В начале сентября, еще до выборов в Госдуму, Минэкономразвития направило в правительство предложение о продлении заморозки до 2019 года. Сделано это было по итогам опроса 31 перевозчика, ритейлера, производителей металлургических, сельскохозяйственных и продовольственных товаров.

Практически все они с момента введения в действие «Платона» в ноябре 2015 года отметили увеличение стоимости грузоперевозок до 25%, а в отдельных случаях — на 46%. Перевозчики предупреждали, что рост тарифов приведет к убыткам и банкротству мелких компаний.

Между прочим, Минэкономразвития в своем исследовании зафиксировало общий спад грузооборота и повышение стоимости конечной продукции в магазинах. Пока, правда, незначительное. Однако если тариф поднять в два раза, очевидно, цены вырастут гораздо сильнее.

В Уфе открыли мост, построенный частично на средства системы «Платон»

В Уфе сегодня открыли новый автомобильный мост через реку Белая. Его длина — почти 840 метров. Мост стал первым масштабным объектом в городе, который построен, в том числе, и на средства, собранные системой «Платон», а это полтора миллиарда рублей. Всего же на строительство было потрачено пять миллиардов.

Пора урвать по полной. У Ротенберга вырос аппетит


Источники: Интерфакс, Ведомости, МК, РБК, Россия 24

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *