Проблемы российского рынка микрофинансирования

МикрозаймРынок микрофинансовых организаций (МФО), бурными темпами развивавшийся в 2010-2014 годах, в последние полтора года стабилизировался. Уже нет роста, происходят внутренние структурные изменения. Существенно увеличилось количество потребительских кредитов. Размер средств, направляемых на займы для бизнеса (как малого, так и среднего), значительно сократился. Если еще два года назад доля кредитов бизнесу составляла более 15% от объема общего финансирования, то в настоящее время эта цифра не превышает 5%.

Естественно, это не единственная проблема рассматриваемого рынка и даже далеко не главная, рассказал Кризис-Копилке представитель МФО "АВС 24".

Основной проблемой все участники рынка микрофинансовых организаций признают ситуацию с фондированием: банки предлагают средства только под очень высокие проценты либо вообще отказывают микрофинансовым организациям в кредитах. Те, в свою очередь, вынуждены дополнительно привлекать ресурсы физических лиц, что в нынешней экономической ситуации представляется крайне непростым делом. Надежда на государственные программы поддержки данного сектора также незначительна.

Большинство представителей МФО отмечают, что регулятор рынка – Центробанк России – должен не только контролировать деятельность МФО, но и участвовать в разработке программ поддержки. Вместо этого он занимается увеличением нагрузки на МФО путем введения дополнительных отчетов.

Значительно радужнее выглядят перспективы на рынке ломбардов. В настоящее время около 10% населения пользуется их услугами, а на территории РФ действует более 10 тысяч точек розницы. Следует отметить, что более 50% ломбардов также являются микрофинансовыми организациями. Необходимо сказать, что кредитные риски ломбардов практически нулевые, поэтому рост на данном рынке сохраняется и в настоящее время. Более того, существующие оценки рынка позволяют спрогнозировать сохранение роста на ближайшие два-три года.

Кроме того, наметившиеся тенденции развития позволяют предположить, что в обозримом будущем произойдет процесс возникновения микрофинансовых супермаркетов, объединяющих непосредственно МФО и ломбардные организации. Учитывая то, что фирмы в силу специфики не мешают, а скорее дополняют друг друга, возможное сотрудничество выгодно для обеих сторон, оптимизирует их затраты и позволит увеличить выручку.

Новости кризиса: текущая ситуация в России

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.