Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Великий Китай. Крупнейшая экономика планеты: цифры, факты, перспективы

Гидроэлектростанция «Три Ущелья» в Китае

Китай. Освоение Мира

В октябре 2013 года лидер Китая Си Цзиньпин провозгласил новые принципы развития Китая, которые получили название «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НОРМА»:

  • Переход к экспорту китайского капитала в реальные активы на мировом рынке.
  • Создание новой глобальной финансовой системы с китайским юанем, подкреплённым золотым запасом, как важнейшей валютой.
  • Уменьшение закупок ценных бумаг Федеральной резервной системы США и других финансовых институтов Запада.
  • Снижение роли иностранных инвестиций в экономике Китая.
  • Переориентация экономического развития страны с экспорта на внутренний рынок.
  • Переход приоритета в доступе к ресурсам от государственных предприятий к частному сектору и частно-государственному партнёрству.
  • Сохранение решающей роли государственных банков как основы для инвестиций в важнейшие инфраструктурные проекты.
  • Развитие инфраструктурных проектов типа «одна дорога, один путь» по всему миру.

Мегапроеты Китая

Объявленная Си Цзиньпином «новая экономическая норма» чётко обозначила приоритеты во внешнеэкономической деятельности. По сути, новый импульс получила китайская экономическая экспансия на всех континентах планеты Земля в форме поражающих воображение мегапроектов.

Китайские мегапроекты создания новой инфраструктуры Мира («Новый Великий Шелковый путь» и многие другие),родились во многом из соображений использования недостаточно востребованных, избыточных в самом Китае финансовых и производственных мощностей.

Причём китайские мегапроекты хорошо продуманы и подкреплены финансово. Так, например, для финансирования программы «Один пояс — один путь» привлекаются Азиатский Банк Инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом в $110 млрд, Фонд шёлкового пути ($40 млрд),Фонд энергетического развития ($20 млрд).

Зарубежные инвестиции

В совместном докладе исследовательской компании Rhodium Group и института исследования Китая Mercator в Берлине утверждается, что Китай будет наращивать объём прямых зарубежных инвестиций с $744 млрд до $2000 млрд к 2020 году. Китай резко увеличил объем прямых инвестиций в страны ЕС и США: 2015 году китайские прямые нефинансовые инвестиции за рубежом выросли на 14,7%, превысив $118 млрд.

ЕВРОПА

Китай наращивает вложения и в Европу. На фоне спада в отношениях между Брюсселем и Москвой инвестиции Китая в Европу в прошлом году подскочили до $18 млрд, а взаимный товарооборот превысил $615 млрд. Всего за последние годы китайцы вложили в испанскую экономику €3,1 млрд прямых инвестиций, в том числе по крупным сделкам свыше €100 млн по покупке долей в телекоммуникационной компании Telefónica, сети отелей NH Hoteles и Meliá, Banco Santander, инфраструктурной компанию Madrileña Red de Gas и пищевую компанию Miquel Alimentación, как следует из исследования China Global Investment Tracker. В 2015 году китайские инвестиции в Испанию выросли по сравнению с 2014 годом на 57%, составив €850 млн — пишет El Mundo. Наметился серьезный рост инвестиций в Нидерланды (+178%) — до €3,470 млрд, в Швейцарию (+400%) — до €4 млрд. При этом китайской стороне интересны не только транспортные проекты. Усиление инвестиционного сотрудничества дает им повод рассчитывать на возобновление переговоров о создании общей с ЕС зоны свободной торговли.

Европа является для китайцев плацдармом для инвестиций в другие страны. Недавно руководство Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) поддержало заявку Китая на присоединение к банку.

Когда заявка будет одобрена, Китай получит символическую долю в 0,1%, но членство в банке даст ему новые возможности для расширения влияния в мире. Китай будет скорее вкладываться в ЕБРР, чем получать от него инвестиции, но работа, которую банк уже запланировал, например, в Казахстане, пересекается с китайской инициативой «Один пояс, одна дорога», предполагающей содействие в развитии перспективных и экономически выгодных инфраструктурных проектов на территории Азии, Европы и других регионов. Помимо Казахстана ЕБРР осуществляет инвестиции в Азербайджан, Белоруссию, Грузию, Египет, Киргизию, Марокко, Польшу, Таджикистан, Тунис, Туркменистан, Турцию и Узбекистан. Через все эти страны проходят удобные китайцам транспортные коридоры, в том числе отдельные маршруты китайского проекта «Шелковый путь» и Южного морского пути.

Проект сопряжения автодорожной и железнодорожной сети Китая и Евразийского союза, который сейчас обсуждается очень активно и всё более конкретно. Проект скоростной железной дороги «Будапешт — Белград» между Венгрией и Сербией — здесь контракт уже подписан, строить будут китайские корпорации.

Участие Китая в строительстве скоростной железной дороги «Москва — Казань», включая создание совместного предприятия для производства скоростных поездов для этой дороги.

Участие Китая в гидроэнергетических проектах в Албании, Черногории, Боснии и Герцеговине, а также в ветроэнергетических проектах в Македонии, Сербии и Хорватии.
Власти Китая не скрывают, что их в значительной мере интересуют именно геополитические, евразийские аспекты. Председатель КНР Си Цзиньпин, в свою очередь, говорил о необходимости наполнения сотрудничества «стратегическим содержанием».»В совместном заявлении об углублении китайско-европейских отношений, опубликованном во время визита Си Цзиньпина в штаб-квартиру ЕС (встречи глав европейских стран и Китая происходили в 2014 году. — «Газета.Ru»),большое внимание было уделено инициативе «экономического пояса Шелкового пути», которую, как уже подчеркивалось, Си Цзиньпин продвигает лично», — писал в своей научной статье ведущий научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН Андрей Виноградов.

АФРИКА

Китай согласился помочь Африканскому Союзу в строительстве авто‑ и железных дорог, аэропортов, чтобы связать все 54 страны Африки. Эти проекты уже осуществляются, включая строительства: 1408 км железной дороги стоимостью $13 млрд вдоль побережья Нигерии, 805 км железной дороги «Найроби — Момбаса» (3,8$ млрд),740 км «Джибути — Аддис-Абеба» ($4 млрд.) и 1368 км дороги к Чаду ($6 млрд). Китай вложил инвестиции в 2000 африканских проектов, в том числе в сельское хозяйство, инфраструктурные объекты, обрабатывающую промышленность и логистику, не выдвигая политических требований.

Китай начал строительство первой китайской зарубежной военно-морской базы в Джибути на берегу Баб-Эль-Мандебского пролива, на входе в Красное море. То есть на главном морском транзитном пути для нефтяных, газовых, сухогрузных и контейнерных перевозок между Индийским океаном и Европой.

АЗИЯ

Для строительства железнодорожной ВСМ «Кашгар — Гвадар» в Пакистане Китай выделяет $42 млрд. Параллельно строится высокоскоростное шоссе, нефтепровод и модернизируется пакистанский порт Гвадар, который станет глубоководным. Возобновлено строительства в Пакистане АЭС с двумя новыми реакторами мощностью 1000 МВт китайской разработки. Тесно «привязывая» пакистанскую экономику, Китай попутно решает и проблему уйгурского сепаратизма в приграничной провинции Синьцзян. Пакистан, уже не сможет закрывать глаза на тренировочные лагеря уйгуров на своей территории.

Сеть железнодорожных ВСМ будет построена в Юго-Восточной Азии, соединив Китай с Лаосом, Мьянмой, Таиландом, Вьетнамом и Сингапуром. Проект скоростной железной дороги между Китаем и столицей Лаоса Вьентьяном на границе с Таиландом, с перспективой продления дороги до Индийского океана.

Проект скоростной железной дороги из Китая в Иран «Урумчи — Тегеран» через Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Туркмению. Здесь уже прорабатывается возможность продления этой дороги с одной стороны к Персидскому заливу и, с другой стороны, — это тоже не исключается — в Турцию и далее в Европу.

Ряд региональных инфраструктурных проектов в Центральной Азии. В частности, развитие железнодорожного сообщения между китайским Кашгаром и странами Средней Азии через Памир, Ферганскую долину и далее.

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Китай выделяет для своих проектов в Бразилии и Перу в течение десяти лет $250 млрд для строительства железнодорожной ВСМ через весь континент длиной 5311 км, плотин и рудников, развития сельского хозяйства, поисков нефти, освоения рек.

США

Китай с 2009 года резко увеличил скупку активов нефтяных компаний, недвижимости на территории США. Если в 2009 году он тратил на эти цели порядка $100 млн., то в 2016 году — уже более $5000 млн.

Расследование сената США выявило, что Китай поставляет свыше миллиона различных видов деталей в оборонную промышленность США.

Согласно исследованию эксперта Клайда Престовиц, на первой позиции в списке статей китайского экспорта в США находится компьютерное оборудование. А список американского экспорта в Китай, согласно данным «U.S. News & World Report», возглавляют металлолом и отходы. Количество докторских степеней в технических науках в Китае удвоилось в последние годы, и они обогнали США (http://www.washingtonpost.com/business/eco…1S6P_story.html).

Китай последние 30 лет уверенно шёл вперёд, развивая реальный сектор, а США не менее уверенно деградировали, наращивая чудовищный внешний долг и спекулируя на биржах. Экспорт из нынешней Америки вдвое меньше импорта, а по объёмам своего экспорта США уже уступают не только Китаю, но и Германии.

Американская модель с конца 70-х свелась к уменьшению реального сектора и к уродливому раздуванию сектора финансового. И если раньше производство давало 80% прибыли, генерируемой американской экономикой, то перед нынешним кризисом свыше 50% прибыли порождалось в финансовой сфере. Благодаря неолиберальным реформам американский реальный сектор стал Золушкой при финансовой мачехе. И его развитие остановилось. Наступил полный Детройт! Ставка на быструю прибыль в финансовых спекуляциях отсосала средства из производства и покончила с долгосрочными проектами.

Морские каналы

Никарагуанский канал пройдет от Тихого океана к Атлантике через озеро Никарагуа. Его длина составит почти 280 километров, глубина — около 27 метров, ширина будет варьировать в пределах 226−530 метров. Планируется, что время прохождения канала судами не превысит 30 часов. Гидротехническое сооружение со всей инфраструктурой обойдется Китаю в $40 млрд. На строительство канала будет привлечено порядка 200 000 рабочих. Предполагается, что после открытия он возьмет на себя 3,9% международного оборота морских грузоперевозок и к 2019 году позволит удвоить ВВП Никарагуа.

Длина канала Кра в Таиланде — 100 км, глубина — 26 м. Канал Кра позволит Китаю взять под контроль треть морских перевозок нефти и четверть всех грузовых перевозок Мира. Канал приводит китайские материковые компании в «вотчину» общин зарубежных китайцев хуацяо. Китай также будет контролировать переброску военных кораблей из Тихого океана в Индийский.

Антарктида

В 2040 году заканчивается срок международного соглашения об экстерриториальном статусе Антарктиды. Готовятся к последнему переделу Мира даже страны, не имеющие никакого отношения ни к Антарктиде, ни к северу вообще, например, Англия. Китай усиленными темпами готовится вступить в схватку за территории, открывая одну постоянную станцию за другой. К 2016 году Китай открыл в Антарктиде пять постоянных станций: Великая Стена, Зонгшан, Тайшан, Кунлунь и Терра Нова. В ближайшие годы Китай планирует увеличить число постоянных антарктических станций до десяти.

Луна

Китай также планомерно, как и Землю осваивает Луну. Лунная программа Китая разбита на пять этапов:

  • 2007−2010 годы: освоение окололунной орбиты, миссии Чаньэ 1 и 2.
  • 2013−2015 годы: мягкая посадка на Луну. 14 декабря 2013 года после почти 40-летнего «лунного затишья» со стороны США, СССР и России на Луне высадился китайский луноход «Юйту» — «Нефритовый Заяц».
  • 2015−2020 годы: возвращение с Луны, миссии Чаньэ 4 и 5 доставят на Землю образцы лунного грунта.
  • 2023−2025 годы: высадка на Луне китайских астронавтов.
  • До 2030 года: создание постоянного китайского поселения на Луне.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *