Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Слабое звено в Европе – Италия. Слабое звено в Италии – банки. В России есть итальянские банки

Кризис в ИталииВ прошлый кризис стала популярной аббревиатура PIIGS, составленная из первых букв нескольких европейских (преимущественно южных) стран – Португалия, Италия, Ирландия, Греция, Испания. Тогда эти страны считались слабым звеном в Европе. А среди них самым слабым считалась Греция. Казалось, что именно она первой покинет Еврозону, и вернётся к своей старой валюте драхме. Со временем её проблемы исчезли с первых полос газет и журналов. Они, конечно, никуда не исчезли. Экономические проблемы в Греции давно уже превратились в застарелую хроническую болезнь. Просто, они всем уже порядком надоели.

Похоже, что в 2016 году место Греции на первых полосах будет занимать Италия. Как обычно бывает, началось всё с сущего пустяка. Вскрылось, что у старейшего банка в мире и третьего банка по активам в Италии (Monte dei Paschi di Siena) примерно треть кредитного портфеля приходится на так называемые «плохие» кредиты. И началось. Тут же журналисты раскопали, что доля просроченных кредитов, выданных итальянскими банками, достигла 17%.

Это даже хуже, чем в России. У российских банков «всего» 5,73% (смотри график «Динамика просроченной задолженности»). Правда, она постоянно растёт в течение уже 2,5 лет. И надо отдавать себе отчёт в том, что цифры по просрочке российских банков, как бы помягче выразиться, с большой долей вероятности могут не соответствовать реальности. Реальная просрочка может быть гораздо выше. Я уже неоднократно писал на эту тему. Вот, например, последняя по времени статья: «Стресс-тесты российских банков, как начало системного банковского кризиса в России».

Но вернёмся и Италии и к её банкам. В абсолютных величинах объём проблемных активов в итальянских банках составляет почти 360 млрд евро – это 22% ВВП страны. Итальянские власти размышляют над созданием так называемого банка плохих долгов, который выкупил бы проблемные активы у остальных банков. В СМИ звучала цифра, которую власти хотят потратить на эту операцию – 50 млрд евро. Хотеть то они хотят, вот только где они возьмут на это деньги?

Денег нет, вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья. Это знаменитая фраза, которую премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сказал крымским пенсионерам. Ту же самую фразу может сказать и премьер-министр Италии Маттео Ренци итальянским банкирам. В августе-сентябре Италия должна выплатить по внешним займам почти 115 млрд евро. Почему так много? Потому за предыдущие годы и десятилетия Италия набрала кучу долгов (смотри график «Государственный долг и дефицит бюджета стран PIIGS в 2009 году и в 2015 году»). Только за последние шесть лет долг увеличился на 22,7% (с 1 770 млрд евро до 2 172 млрд евро).

Долг этот наверняка представлен облигациями, которых (опять же, наверняка) очень много у итальянских банков. В итоге мы получаем проблему, у которой нет решения при существующих правилах игры. Если внимательно посмотреть на график, то видно, что Италия сегодня находится в том же плачевном состоянии государственных финансов, в каком находилась Греция в 2009 году. Разница только в масштабах этих двух государств. Проблемы Греции решал Евросоюз, что называется, всем миром. С трудом, но решал. Судя по графику, получилось это очень плохо. Проблемы у Греции только возросли. Но у Евросоюза даже теоретически нет ресурсов для решения проблем Италии. Так что Италию, рано или поздно, ждёт и банкротство банков, и банкротство государства. Не «или-или», а «и-и».

Казалось бы, при чём здесь Россия? Дело в том, что в России работают «Банк Интеза», являющийся дочкой итальянского банка Intesa Sanpaolo, и «Юникредит банк», являющийся внучкой итальянского банка UniCredit. Я, конечно, ни на что не намекаю, но… Дальше думайте сами.

Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *