Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Сельскохозяйственный кризис в России: скисли молочные реки…

Сельскохозяйственный кризис в РоссииПо телевидению продемонстрировано первое заседание правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса явно с целью предвыборной рекламы партии власти. После всех разговоров о финансовом оздоровлении сельского хозяйства, о приоритетных национальных проектах и государственных программах потребовалась и правительственная комиссия. Для увенчания успехов.

Говорили о мерах по ускоренному развитию подотраслей сельского хозяйства. Глава правительства Медведев напомнил, что совсем недавно на съезде «Единой России» он уже заявлял: на аграриях, мол, мы экономить не будем. Четверть века экономили вопреки силам народной самозащиты, которые требовали оставлять селу 15 процентов государственных расходов, а не урезать до 1 процента. Однако и сегодня продолжают экономить, да все эти годы заставляют оставшихся в селе крестьян вкалывать за вполовину меньшую плату, чем скудно оплачиваемых работников промышленности. При таком ограблении не вытащить село из ямы, в которую его столкнули реставраторы капитализма.

Медведев вновь утверждает: темпы роста агропромышленного комплекса за последние несколько лет вышли на совершенно иной уровень… А в яви? За последние шесть лет два неурожая, которые могут повториться в любой будущий год. Но по сравнению с неурожайным 2012-м продукция 2013 года составила 105,8%, а итоги следующих двух лет – 103,5% и 103%. Такой ли уж это «совершенно иной уровень», а не колебания по погоде?

Однако и эти прибавки не закрывают главного – все основные отрасли за два с половиной десятилетия так и не поднялись до уровня советского времени. Например, производство кормов для животноводства. Эта отрасль считалась второй половиной растениеводства, теперь от нее огрызки. Пропадают многие десятки миллионов тонн кормовых единиц от зеленых богатств страны. Кормить некого – уничтожены многие тысячи животноводческих ферм.

И если честно, то не стыдно было бы заводить речь о восстановлении производства там, где что-то делается. И лишь после подъема на советский рубеж логично говорить о росте. А этого нет.

Особенно если не закрывать глаза на продолжающееся безостановочное разрушение производительных сил деревни. Энергетические мощности сельскохозяйственных организаций сократили с 425 миллионов лошадиных сил до 95 миллионов в настоящее время. Нагрузка на трактор и зерноуборочный комбайн увеличилась втрое. Из-за этого возникает немало разных потерь.

О потерях плодородия впервые теперь заговорил и министр сельского хозяйства Ткачев: «Сегодня более половины посевных площадей у нас засевается без внесения удобрений. Люди уже привыкли и не знают, что это такое, а это, конечно, огромный потенциал роста. Мы производим в среднем от 18 до 20 миллионов тонн удобрений, а внутри страны используем лишь 15%, то есть 2,5 миллиона тонн».

«Люди привыкли и не знают» – это не в поле «привыкли», а в правительстве сырьевой колонии Россия, где обеспечено развитие производства минеральных удобрений на экспорт. В советское время в интересах державы развивали эту промышленность и уже 10 миллионов тонн искусственных удобрений в год вносили на поля страны. Не говоря уже о многих сотнях миллионов тонн органических удобрений и системе повышения плодородия почв.

Почему же правительство новоявленных господ хотя бы в последние полтора десятилетия не знало, что поля России стали получать лишь 1,5–2,5 миллиона тонн минеральных удобрений? Или знает, но закрывает на это глаза? Почему при всех потоках речей о развитии села не ударили пальцем о палец, не затратили рубль для удобрения полей? Разве задача действительно только в том, чтобы быть сырьевым придатком «цивилизованного мира»?

Теперь министр Ткачев планирует стимулировать применение удобрений через инструмент несвязанной поддержки в растениеводстве. Несправедливо, что южные регионы получают больше средств, чем другие области, находящиеся в неблагоприятных природно-климатических условиях. Следует в большем объеме оказывать им поддержку и привязать ее к внесению удобрений. Так сможем в ближайшие 3–5 лет увеличить их внесение на миллион тонн и поднять урожайность и восполнить истощенные земли.

Характерно, что при всех славословиях об успехах даже не вспоминают о заброшенных 40 миллионах гектаров посевных площадей и десятках миллионов гектаров кормовых угодий.

Зато Медведев радует тем, что «Россия успешно отвоевывает статус крупного поставщика на мировом продовольственном рынке, сейчас это уже не слова…»

Однако сколь велики дела! В 2014 году импорт мяса составил 1470 тысяч тонн, а экспорт – лишь около 64 тысяч тонн, хвост от свиньи. Несмотря ни на какие санкции идут в гору закупки за границей молока и продуктов из него. За тот же год получено оттуда несгущенных молока и сливок 300 тысяч тонн, сгущенных – 194 тысячи, сливочного масла и прочих молочных жиров – 150 тысяч тонн. Ну, и для приличия дали попробовать от нас чайной ложкой – несгущенных молокопродуктов 20 тысяч тонн, сгущенных – 31 тысячу и сливочного масла – 4 тысячи тонн. И при этом без стеснения говорить о России как крупном поставщике на мировом продовольственном рынке!

А надо бы признать главное – в подавляющем большинстве регионов животноводство остается в состоянии крайней разрухи. Лишь в нескольких областях превышено поголовье свиней. В основном восстановлены птицефабрики. Однако большинство сел и деревень страны искусственно лишены базовой отрасли своего существования – животноводства.

Кстати сказать, даже в самых чистеньких поселениях курортных стран Европы кооперативы содержат небольшие современные фермы и обеспечивают жителей работой круглый год. А в нашей стране пытаются найти спасение в нескольких гигантских животноводческих комплексах в отдельных областях. И теперь министр Ткачев предлагает исключить комплексы по выращиванию свиней и птицы из первой категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Про уничтожаемое по сей день поголовье крупного рогатого скота вспоминают только из-за самого проблемного направления – производства молока. «Мы продолжаем констатировать отсутствие динамики в молочной отрасли», – сетует докладчик. А ведь надо констатировать безостановочную резню скота и бить в набат по поводу недееспособности капиталистической власти. Десятки лет продолжаются и уже прокисли молочные речи в кисельных берегах бюрократии, а статистические отчеты лишь наполовину заполнены этой ценнейшей продукцией.

В 1990 году производили свыше 55 миллионов тонн молока, а теперь давно уже показывают в отчетах лишь около 30 миллионов тонн и надеются прибавить еще 1 миллион к 2020 году. Россияне, бывшие чемпионы мира по потреблению молока, привыкают потреблять пальмовое масло.

Федор Подольских, независимая народная газета «Советская Россия»

Немного сухой статистики вдогонку:

Поголовье сельскохозяйственных животных в РФ

Приход зерновых в РСФСР/РФ

Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения (РФ=100%)

Читайте также:

1 комментарий

  1. kostik1:

    По старой российской традиции настроим побольше потемкинских деревень, авось не только царь-батюшка поверит, но и народ проникникнется величием словесных миражей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *