Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Александр Кареевский: если новый кризис начнется, он будет еще сильнее

1 января 2018 года начнется новый глобальный финансовый кризисКитайский юань упал к доллару до минимума с 2010 г. Это произошло после того, как ЦБ страны ослабил курс национальной валюты на 0,4% и установил справочный курс на уровне 6,8570. Об этом рассуждает в программе «Реплика» экономический обозреватель Александр Кареевский. Что, опять новый 2008-й? Пузыри активов надуты в самых разных местах. Диспропорции в мировой экономике никуда не денутся, а инвесторам стоит следить за предвыборной гонкой в США и за решениями британского парламента.

***

Это самый низкий курс за последние почти 6 лет. Инвесторы продают юань, так как недовольны столь низкими показателями самой китайской экономики. Очередное тому подтверждение – значение индекса деловой активности в сфере услуг Гонконга. Он опять показывает антирекорды последних лет.

Да и за пределами Китая сплошные проблемы. Рынки продолжают нервничать. Конечно, пока колебания в нормальных пределах. Правда отдельные сектора ведут себя очень интересно. В очередной раз растет количество облигаций с отрицательным процентом. Так, впервые в истории 20-летние облигации Японии стали с отрицательной доходностью. Рекордно низкую доходность показывают и бонды США, Германии, и даже виновница торжества — Великобритания. Именно ее сейчас боятся инвесторы. Вернее, они напуганы возможными последствиями выхода страны из единой Европы. Настолько, что покупают все облигации Швейцарии сроком обращения до 50 лет. То есть готовы ей одолжить деньги на полвека, ничего не получая взамен. Более того, даже приплачивать, лишь бы только держать деньги во франках. Что-то я не припомню, когда такое было в истории в последний раз. Конечно, это говорит о необычности ситуации. Вернее, она все больше напоминает положение дел на финансовых рынках первой половины 2008 года, то есть накануне последнего масштабного кризиса. Действительно, очень похоже. Не покидает ощущение дежавю.

Что, опять новый 2008-й? Но, как известно, снаряд в одну воронку дважды не падает. Если новый кризис и начнется, то он будет еще сильнее. Ведь диспропорций в мировой финансовой системе накопилось еще больше, чем перед кризисом 2008 года. Глобальные банки, несмотря на ужесточение их регулирования со стороны государства, никакие уроки не выучили. Разными способами обходя запреты, нарастили позиции в деривативах в несколько раз по сравнению с прошлым кризисом. Сейчас их объем, по некоторым оценкам, достигает 500 триллионов долларов. Конечно, по номиналу. Живых денег там гораздо меньше. И тем не менее это астрономическая сумма.

Напомню, что весь мировой ВВП составляет примерно 75 триллионов долларов. И связаны эти производные финансовые инструменты в основном с долговым рынком. В том числе с рынком госбумаг. Развитые государства, чтобы спасти свои экономики, резко нарастили уровень госдолга.

Только США с 2008 за время президентства Обамы увеличили этот показатель с 76% ВВП до 104%. И именно высокий госдолг сейчас представляет главную угрозу для мировых рынков на данный момент. Хотя пузыри активов надуты и в других местах. Например, рынок акций США. Goldman Sachs даже считает, что S&P 500 может упасть на 10% в ближайшее время из-за политических рисков, как выражаются аналитики банка, имея ввиду Brexit и выборы в США.

Кстати, один из кандидатов в президенты — Дональд Трамп — еще несколько месяцев назад говорил избирателям про пузыри на финансовых рынках и что он желал бы, чтобы они лопнули до того, как он станет президентом. Однако, как показывает история, именно новые президенты расхлебывают кашу, заваренную предшественниками. Так что есть вариант, что, в случае своего избрания, именно Трамп будет пытаться выводить экономику США из кризиса. Можно даже сказать, что приход Трампа к власти сам по себе приведет к схлопыванию пузырей, так как он исповедует принципы так называемого изоляционизма Америки. То есть новой парадигмы международных отношений, при которой власть доллара как единой мировой валюты может быть снижена. Зато экономика Штатов получит новый импульс развития.

Победа Хиллари Клинтон будет означать продолжение политики всевластия доллара любой ценой, даже ценой деградации экономики США. Нo это отдельная тема для разговора.

Сейчас самый главный вопрос: воспользуются ли мировые финансовые круги Brexit как поводом начать процесс сдувания финансовых пузырей? Судя по всему, пока решение не принято. Это видно из той нерешительности руководства Британии дать официальный старт процедуре выхода из единой Европы. И есть шанс, что в итоге старта не будет совсем. Это кстати, сильно успокоит рынки. Но ненадолго, ведь диспропорции в мировой экономике никуда не денутся. С так называемыми пузырями все равно нужно что-то делать. Возможно, адепты сильного доллара как вечно главной мировой валюты только оттянут неизбежный конец нынешнего мирового финансового порядка еще на некоторое время. Но тем больнее затем будет всей мировой экономике падать с небес на землю.

Так что следим за ходом предвыборной кампании в США и, конечно, за решениями британского парламента.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *