Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Кризис в России 2016 — возврат в 90-е. От торговли до автопрома

Кризис в России 2016Кризис в РФ набирает обороты – даже лояльная Кремлю газета «Ведомости» опубликовала сегодня три материала о проблемах российской экономики. Согласно данным, которые приводит издание, в розничной торговле наблюдается крупнейшая волна сокращений персонала с 1998 года, повсеместно возрождается практика выдачи зарплаты «в конверте», а российский автопром подстраивается под снижение спроса за счёт сокращения числа рабочих дней и смен.

Малый и средний бизнес возвращается к серым схемам 1990-х годов

По данным опроса, проведённого среди 700 пользователей сервиса «Mail.ru для бизнеса», только 50% представителей малого и среднего бизнеса получают белую зарплату, 39% – серую, а 10% – чёрную. У 48% зарплата за последний год не изменилась, у 25% уменьшилась, и лишь у 28% – увеличилась. 65% недовольны своим окладом.

Малые и средние предприятия, многие из которых начали выходить из тени в 2000-е годы, стремятся к максимальной экономии, всё чаще прибегая к серым схемам.

Несмотря на заявления о снижении налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, государство её нарастило. При этом выросла и так называемая квазиналоговая нагрузка. В Москве, к примеру, появились торговые сборы и стартовала система «Платон». Новая кадастровая оценка недвижимости увеличила налоги на помещения, занимаемые предприятиями.

Сбережения

90% респондентов хранят свои сбережения в рублях. «Это происходит отнюдь не от того, что рублю больше доверяют. Просто накопления сейчас у людей небольшие, им нечего переводить в доллары», – говорит Дмитрий Несветов, член совета московского отделения «Опоры России». Многие не хотят покупать валюту по текущему высокому курсу, отмечает Несветов.

Ситуация в розничной торговле

Сотни малых сетей и одиночные магазины оказались на грани выживания. По всей видимости, уцелеет не более половины их персонала.

В I квартале 2016 года, по данным исследования «Высшей школы экономики» (НИУ ВШЭ), треть опрошенных Росстатом руководителей предприятий торговли из 82 регионов РФ сообщили о сокращениях в их компаниях. Авторы исследования отмечают, что столь масштабных сокращений не было уже 18 лет. Сотрудники розничных сетей стремительно пополняют ряды безработных.

Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, подчеркнул, что результаты опросов крупнейших московских и небольших региональных сетей дают совершенно разные результаты: средняя зарплата и число сокращённых работников отличаются в десятки раз, как будто речь идёт о разных странах. «Ведомости» опросили кадровые агентства и розничные сети, чтобы разобраться, как обстоят дела и где можно ждать наибольших сокращений.

Малые сети в российской провинции повсеместно закрываются. Федеральные сети уменьшают количество сотрудников, стремясь при этом к оптимизации штата: благодаря этому, они открывают новые магазины.

Малые сети

Летом прошлого года в Пермском крае закрылся последний из 18 магазинов старейшей продовольственной сети «Добрыня». В соседней Свердловской области работает только один из 19 магазинов сети «А-продукт»: 10 из них были ранее выкуплены екатеринбургской сетью «Кировский», которая включает 173 магазина. Год назад стала банкротом кузбасская сеть «Солнышко».

Именно малые сети и одиночные магазины, которые сейчас сталкиваются с колоссальными проблемами и проигрывают конкуренцию крупным сетям, являются основными работодателями в небольших городах, отмечает Остапкович. По информации Сергея Кузнецова, директора Союза независимых сетей России, 50% продовольственной торговли приходится на них.

Олег Пономарёв, возглавляющий калининградскую сеть «Семья» и руководящий координационным советом Союза независимых сетей России, сообщает, что в 2015 году обанкротилось 6 из 70 компаний, которые входят в эту организацию. «Мы потеряли «Семью» в Волжском, Магнитогорске, Сыктывкаре, Перми. Из-за эмбарго, не сумев заместить импортные товары, закрылась сеть Spar в Тюмени», – отмечает Пономарёв.

По данным Кузнецова, сейчас в РФ насчитывается около 450 мелких и некрупных сетей. Не менее 100 из них сталкиваются с большими финансовыми трудностями и закроются в течение года. Обычно малая сеть состоит из 20–30 магазинов с совокупным оборотом в 1–3 млрд рублей в год. В одном магазине, как правило, трудится порядка 40 человек, отмечает Пономарёв. Таким образом, примерно 12 000 россиян могут остаться без работы.

По словам Пономарёва, для сотрудников мелкого ритейлера сделка слияния или поглощения часто становится лучшим вариантом. Линейному персоналу и топ-менеджерам везёт больше, чем офисным сотрудникам. Новый работодатель стремится выбирать лучших, но чаще всего сохраняет около 50% линейного персонала и ведущих управленцев. А вот офисных работников (бухгалтеров, IT-специалистов, руководителей категорий) новый владелец почти всегда заменяет собственными кадрами.

Федеральные сети

В прошлом году федеральные сети часто открывали новые магазины в регионах и нанимали персонал, отмечает Татьяна Михайленко, руководитель отраслевой группы «Потребительские товары и услуги» кадровой компании «Бигл». При этом сотрудники отбирались намного тщательнее, с прохождением большего количества этапов. Больше времени отводилось на принятие решения.

В 2015 году сеть X5 Retail Group, по данным её представителя Олега Полетаева, открыла 1537 магазинов и приняла на работу 30 000 новых сотрудников.

Сети, специализирующиеся на торговле одеждой и обувью, закрывают старые магазины и, пользуясь снижением арендных ставок, открывают новые – большей площади. С этим связан дополнительный набор управляющих, менеджеров, специалистов по маркетингу, IT-специалистов, рассказал «Ведомостям» Михаил Уржумцев, гендиректор «Мэлон фэшн групп». За 2015 год общая площадь магазинов компании выросла, штат увеличился на 7%.

«Дикси» не ответила на запрос журналистов газеты. Однако «Ведомости» приводят данные ежеквартального отчёта этой сети. За 2015 год число сотрудников уменьшилось на 10 000 человек: с 60 000 до 50 000. При этом количество магазинов выросло до 2708 в 2015 году, с 2195 в 2014-м (согласно сведениям, приведённым в отчёте Citi Group Russian Retail 2016).

По данным рекрутинговой компании HeadHunter, за год (март 2015 – март 2016) число вакансий продавцов в гипермаркетах снизилось с 622 до 510, продавцов косметики и парфюмерии – с 982 до 720, продавцов бытовой техники – с 2189 до 1753.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева констатирует, что по сравнению с зарубежными ритейлерами производительность труда в российской розничной торговле остается низкой. Александр Сохор, менеджер группы профессионального подбора Adecco Group Russia, отмечает, что федеральные сети стремятся к повышению производительности путём увольнения неэффективных административных сотрудников и продавцов.

Руслан Карпов, отвечающий за подбор персонала направления «Пищевое производство» агентства «Юнити», рассказывает, что сокращения в первую очередь затронули менеджеров среднего звена. Каждой крупной продуктовой категорией раньше управляли 3-4 менеджера с различной специализацией. Теперь эти категории чаще всего объединяют в одну под руководством 3–4 менеджеров, а остальные 6-8 человек попадают под сокращение.

Что примечательно, большие иностранные гипермаркеты сокращают сотрудников даже чаще, чем федеральные торговые сети, говорит Юлия Фомичёва, директор компании «Анкор бизнес-решения»: «Раньше в гипермаркете у директора было по 4–5 заместителей. Сейчас остался один». По словам Фомичёвой, число руководителей отделов в гипермаркетах, прежде составлявшее 10–15, уменьшилось до 5–7. При этом зона ответственности увеличилась, а зарплата осталась прежней.

Представитель сети «Ашан» отметил, что его организация людей не увольняла, а лишь закрывала ставки уволившегося работника. Георгий Самойлович, руководитель группы подбора персонала «Юнити», предположил, что ставки в конкретном магазине закрываются для того, чтобы сильная текучесть его персонала не имела последствий для руководителя этого магазина. В 2015 году структуры «Ашан» и «Атак» объединились, и число сотрудников магазинов «Ашан», «Наша радуга» и «Сити» увеличилось на 1000, сообщил представитель сети.

Ряд ритейлеров, включая «М.видео», начали экспериментировать с графиком работы. Директор по персоналу «М.видео» Наталья Малеева отмечает, что в прошлом году сотрудники больше работали в пиковые часы посещения магазина и меньше – в непиковые.

В 2015 году сеть косметики и бытовой химии «Впрок» из Татарстана открыла ряд магазинов в Нижнекамске, Набережных Челнах, Казани и Екатеринбурге. Общее число магазинов, как отмечает гендиректор Дмитрий Калачёв, выросло с 51 до 71. Сеть наняла 220 человек линейного персонала, управляющих магазинами и 5 офисных сотрудников. В прошлом году произошло повышение зарплаты на 12%.

По словам Колупаева, небольшие региональные сети косметики, бытовой химии, строительных материалов ещё недавно имели значительный потенциал роста благодаря невысоким арендным ставкам и низкой конкуренции. Но это было временным явлением, и консолидация неизбежна.

Михаил Бурмистров, гендиректор компании «Infoline-аналитика», заявляет: для сокращения издержек региональные торговые сети активно занялись автоматизацией процессов – вводом электронного документооборота и системы автоматического формирования заказов магазинов на склад, упрощением процедуры приёмки товара. Повышается спрос на IT-специалистов, открываются интернет-магазины.

В феврале сеть магазинов одежды Sela завершила переход на систему автоматизации склада и перевела сотрудников с повременной на сдельную оплату труда. Как сказал гендиректор Sela Эдуард Остроброд, неэффективные сотрудники уволились сами после падения их заработка. Фонд оплаты труда снизился, а объём упакованной на складе одежды вырос на 25% за смену.

Российский автопром снова останавливает конвейеры

Автозаводы РФ в условиях длительного падения рынка уходят на затяжные майские каникулы. Среди них – «АвтоВАЗ» и завод Toyota. «ПСМА рус» и «Рено Россия» продлят каникулы на неделю. Мощности заводов недозагружены, оживления на рынке пока не предвидится. Компании подстраиваются под падение спроса за счёт снижения числа рабочих дней и смен. Так, в этом году с двух смен на одну перешли заводы «Джи эм – АвтоВАЗ» и Nissan. По этой причине маловероятна остановка работы на более длительное время – после майских каникул.default-20yРаботники «ПСМА рус», совместного предприятия PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi, расположенного в Калужской области, ушли в коллективный отпуск с 25 апреля по 10 мая, сообщил представитель компании. С 1 февраля до 31 июля на предприятии действует режим неполного рабочего времени. Год назад «ПСМА рус» приостанавливал выпуск автомобилей с 27 апреля до 12 мая, но не в рамках коллективного отпуска, а в режиме простоя. В прошлом году мощности автозавода были загружены лишь на 20%, а производство сократилось почти вдвое, по данным отчёта «АСМ-холдинга». В том числе, продажи производимых там PSA Peugeot Citroen упали более чем на 70%, согласно информации АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса). В январе – феврале текущего года производство на «ПСМА рус» выросло почти на треть – до 3489 шт., однако продажи марок падали. По данным АЕБ, за I квартал 2016 года падение составило 36% по автомобилям Peugeot, 25% – по Citroen, 49% – по Mitsubishi. В целом, рынок легковых и лёгких коммерческих автомобилей сократился на 17%.

С 15 февраля введённый на полгода режим неполного рабочего времени действует и на «АвтоВАЗе». Продажи Lada в России в I квартале сократились на 17%. Представитель компании рассказал «Ведомостям», что обе площадки группы «АвтоВАЗ» – в Ижевске и Тольятти – остановят конвейеры в перерыве между праздниками (с 4 по 6 мая). В разных подразделениях это будет рассматриваться либо как перенос рабочих дней, либо как режим простоя.

Завод Toyota в Санкт-Петербурге также приостановит выпуск автомобилей между выходными днями. «Во время коллективного отпуска будет проводиться подготовка и переналадка оборудования в рамках подготовки к старту производства RAV4 в России», – рассказал представители компании. За первые два месяца российские продажи Toyota упали на 7%.

Коллективный отпуск сотрудников «Рено Россия» (Москва) продлится с 9 по 16 мая. Продажи Renault в I квартале упали на 15%.

На петергбургском заводе Nissan, традиционно для него, отпуск ожидается летом – с 23 июля по 7 августа. Простой не планируется. Аналогичная ситуация – у «Хендэ мотор мануфактуринг рус» и Ford Sollers, однако в январе-марте продажи последней марки выросли почти в 2 раза.

По материалам газеты «Ведомости»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *