Туризм пережил кризис и двигается дальше

Российский туризм переживает спад из-за кризиса. Тем не менее, худшие прогнозы не оправдались. В туристической отрасли намечается тенденция стабилизации. За первое полугодие выездной туризм сократился на 23%, сообщил журналистам руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин. За рубеж выехало всего 3,8 млн россиян.

Снижение турпотока наиболее плачевно сказалось на китайском направлении. Число выезжающих в Поднебесную упало более чем в 2 раза – на 60%. В Грецию и Турцию уехало на 19% меньше наших соотечественников, Испания потеряла 17% российских туристов. В лучшем положении оказался Египет. Спрос на пляжный отдых в этой стране также потерял спрос, но не так сильно – всего на 8%.

Между тем, по словам вице-президента Ассоциации туроператоров России Владимира Канторовича, в июле в этой ситуации наметился перелом. Если еще в июне, по данным ассоциации, в Турции побывали на 15% меньше туристов, чем в прошлом году, то в июле число отдыхающих на турецком побережье практически достигло уровня прошлого года. В некоторые страны даже наметился рост турпотока из России. Так, на 6% больше россиян побывали в июле в Лондоне.

«Мы ошиблись», — с радостью заявляет Канторович, говоря о предыдущих прогнозах туроператоров, предрекавших 30-процентный спад выездного туризма. Эксперт связывает наметившуюся позитивную тенденцию с возросшими ценами на нефть, которые вселяют в россиян уверенность в завтрашнем дне. Кроме того, на стабилизацию повлияли и особенности менталитета. Россияне, предпочитают съездить отдохнуть, вместо того, чтобы откладывать деньги на «черный день», в то время как европейцы готовы пожертвовать отпуском ради сохранения сбережений.

Кризис не обошел стороной и въездной туризм, который за первые полгода сократился на 15%. В Россию стало приезжать на 60% меньше украинцев, на 33% меньше китайцев и на 18% меньше израильтян. Кроме того, нашу страну стали на 12% реже посещать жители Германии, одной из самых путешествующих стран, на 10% сократился турпоток из США. Однако общий туристический спад не повлиял на интерес жителей Финляндии: за полгода в России побывали 67 тысяч финнов – ровно столько же, сколько и в прошлом году. А испанцы даже стали на 15% чаще ездить в Россию. Но они остались единственными в своем роде.

Чтобы повысить интерес иностранцев к нашей стране, необходимо провести грамотную рекламную кампанию. Туристический рекламный бюджет в России в 2 раза меньше, чем в Словакии, и в 25 раз беднее испанского. Но и в таких условиях можно найти свои методы. Пример можно взять с СССР. В советские времена за рубежом было 41 рекламное туристическое представительство, которые предоставляли бесплатную информацию о путешествиях по стране. Ярочкин заявил, что Ростуризм поставил этот вопрос перед руководством. «Необходимо в ближайшие годы восстановить зарубежные представительства по туризму», — уверен он.

Что касается внутреннего туризма, кризис не мог ему сильно повредить. По словам Ярочкина, «мы можем говорить о том, что он не потерял своих позиций». По родной стране в первом полугодии путешествовали более 30 млн россиян.

Тем не менее, в структуре внутреннего туризма не обошлось без изменений. Руководитель Ростуризма привел в пример слова министра туризма Республики Алтай Евгения Ларина о том, что в 2 раза выросло число туристов, приезжающих на машине на алтайские курорты. При этом количество дней проведенных на отдыхе сократилось с 7-8 до 3-4. Из-за того, что россияне не могут позволить себе длительный отдых, выросла популярность туров выходного дня.

Ярочкин обещает, что Ростуризм будет и дальше развивать внутренние направления отдыха. Так, в этом году будет введено около 200 гостиничных комплексов. Это в 2 раза меньше, чем в прошлом году, но во времена кризиса и эти данные позитивны. Новые гостиницы создают рабочие места для местного населения и повышают туристическую привлекательность российских регионов.

В целом, в российском туризме наметились некоторые качественные изменения, которые касаются, главным образом, внутренних направлений. Во-первых, интерес россиян сместился в сторону более дешевых курортов. Во-вторых, туристы все чаще предпочитают ехать отдыхать на собственном автотранспорте, который дешевле авиаперелетов, а зачастую и железнодорожных переездов. Наконец, россияне все чаще пытаются организовать отпуск самостоятельно: турагентства отмечают снижение спроса на свои услуги по внутреннему туризму, в то время как гостиницы заполнены. Эти тенденции говорят о том, что россияне пытаются сэкономить на отпуске. Но их могут учесть и туроператоры, и агентства, придумывая новые программы, соответствующие спросу.

Прогнозы на будущий год, по словам Ярочкина, делать еще рано. Впереди еще сентябрь и октябрь – лучшее время для внутреннего туризма. Туры в «бархатный сезон» сильно теряют в цене, а с российских пляжей исчезают толпы туристов, что создает условия для комфортного отдыха. Тем не менее, руководитель Ростуризма уже сейчас предполагает, что «2010 год хуже не будет».

Юлия Рышкина, finam.info

Новости кризиса: текущая ситуация в России

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.