«Индекс Иванова»: 41% россиян не имеют сбережений

«Индекс Иванова»Доля граждан России, не имеющих сбережений, возросла в I квартале 2016 года до 41%, свидетельствуют данные проведенного специалистами Sberbank CIB исследования «Потребительского индекса Иванова».

Согласно последнему исследованию, россияне продолжают охотиться за низкими ценами: доля тех, кто стремится приобрести продукты в больших объемах и со скидкой, увеличилась с 50% во втором квартале 2015 года до 60% в первом квартале этого года. Доля «Ивановых», чувствительных к уровню цен, немного увеличилась в первом квартале — до 76%. До этого четыре квартала она оставалась на уровне 75%. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, сохранилась на отметке 70%.

При этом индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса незначительно вырос — до минус 22% в I квартале 2016 года против минус 24% в IV квартале 2015 года.

«Хотя мы по-прежнему наблюдаем высокую чувствительность к уровням цен и сильную тенденцию к переходу на более дешевые товары, все же есть признаки дальнейшей нормализации потребительских привычек», — говорится в обзоре Sberbank Investment Research.

Все компоненты индекса в этот раз имели положительную динамику, отмечают в Sberbank CIB. В частности, немного улучшились ожидания людей в части личного и национального благосостояния. «Вероятно, это обусловлено замедлением инфляции и ослаблением опасений, связанных с курсом рубля», — полагают аналитики банка.

Аналитики Sberbank CIB заметили также, что среднее количество торговых сетей, в которых Ивановы совершают покупки, в I квартале 2016 года упало до 2,2 после 2,5 в IV квартале 2015 года и 2,8 в I квартале 2015 года. Это значит, что средний класс стал посещать меньшее количество магазинов разных сетей, чтобы совершить покупки.

При этом доля розничной сети, которую Ивановы посещают чаще всего, в их общем объеме покупок продуктов питания увеличилась до 50%. «Это хорошие знаки, которые говорят о том, что потребители в основном адаптировались к новым условиям и их поведение постепенно нормализуется», — отмечают аналитики Sberbank CIB в исследовании.

Обзор Sberbank CIB основан на итогах опроса 2300 граждан в возрасте 18—65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Указанная авторами погрешность составляет ниже 2%.

«Индекс Иванова» рассчитывается раз в квартал на основе динамики потребительских расходов, сбережений, потребительского поведения и уровня потребительской уверенности в целом. Условный «Иванов» в обзоре является типичным представителем российского среднего класса. Показатель назван по самой распространенной в России фамилии.

Основные выводы по итогам апрельского опроса потребителей следующие:

  • Отмечена положительная поквартальная динамика всех компонентов индекса. Ожидания в части личного благосостояния улучшились на 2 п. п., до минус 1% (как и в I квартале 2015 года); таким образом, показатель за IV квартал 2015 года оказался локальным минимумом. Аналогичным образом, ожидания национального благосостояния улучшились на 3 п. п., до минус 7% (последний раз такой уровень отмечался в I квартале 2015 года). Вероятно, это обусловлено замедлением инфляции и ослаблением опасений, связанных с курсом рубля. Однако доля Ивановых, считающих экономику страны нестабильной, выросла до 86%; это подкрепляет нашу точку зрения, что население не ожидает быстрого и беспроблемного улучшения макроэкономической динамики.
  • Уровень безработицы поднялся до 12,0% против 11,0% в предыдущем квартале. Доля респондентов, опасающихся увольнения, достигла 44%. Таким образом, безработица и инфляция теперь волнуют Ивановых почти одинаково: последнюю считают главным источником беспокойства 62% опрошенных, а первую – уже 60%.
  • В конце 2015 года либо в I квартале 2016 года 20% Ивановых все же получили прибавку к зарплате (в 5,6%), что означает среднее увеличение на 1,4% для всей выборки. Если зарплата повысится на 1 тыс. руб. в месяц, Ивановы собираются потратить 36% прибавки на продукты питания (сейчас на это тратится 38% семейного дохода), 10% – на одежду и предметы домашнего обихода (сейчас – 15%), а 14% дополнительного дохода пойдут на сбережения (сейчас – 7%).
  • Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, видимо, также прошел минимальную отметку в IV квартале 2015 года и в прошедшем квартале поднялся до минус 31% (ранее – минус 34%). Это вполне совпадает с более оптимистичным прогнозом Ивановых в части расходов на товары и услуги не первой необходимости. Эффект будет еще более заметным на фоне низкой базы сравнения в I квартале 2015 года, когда продажи товаров длительного пользования были относительно невелики после ажиотажного спроса в IV квартале 2014 года.
  • Доля Ивановых, не имеющих сбережений, выросла с 36% в предыдущем квартале до 41% в I квартале 2016 года, а доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, упала с 8,3% до 7,0%. На наш взгляд, это связано в основном со снижением доходов населения в I квартале 2016 года относительно IV квартала 2015 года, причем Ивановы отметили, что им нужно больше откладывать.
  • Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, увеличилась (76%), до этого четыре квартала подряд оставаясь на прежнем уровне (75%). Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, осталась на отметке 70%. Охота за ценами продолжается: доля Ивановых, стремящихся сэкономить, приобретая продукты питания со скидкой чаще и в больших объемах, увеличилась с 50% в II квартале 2015 года3 до 60% в I квартале 2016 года. По-прежнему растет и доля покупателей, посещающих магазины лишь для покупки товаров со скидками (40% в II квартале 2015 года, 44% в III квартале 2015 года и 44% в IV квартале 2015 года).
  • Впрочем, потребительские привычки кое в чем стабилизировались: среднее количество торговых сетей, в которых Ивановы совершают покупки, в I квартале 2016 года упало до 2,2 после 2,5 в IV квартале 2015 года и 2,8 в I квартале 2015 года. При этом степень «концентрации» покупок увеличилась: теперь доля розничной сети, которую Ивановы посещают чаще всего, в их общем объеме покупок продуктов питания составляет 50%, а в II квартале 2015 года4 показатель равнялся 46%. Это хорошие знаки, которые говорят о том, что потребители в основном адаптировались к новым условиям и их поведение постепенно нормализуется.
  • Отметим, что при росте числа гипермаркетов их целевая аудитория сокращается: 53% респондентов сообщили, что переключаются на менее крупные форматы, главным образом из-за того, что не хотят покупать необязательные товары. По сравнению с уровнем годичной давности число гипермаркетов выросло на 18%. В результате давление на показатели этого формата может увеличиться, что приведет к замедлению темпов роста сопоставимого трафика по сравнению с дискаунтерами и магазинами шаговой доступности. Впрочем, позиции лидеров отрасли в формате гипермаркетов едва ли сильно пошатнутся.

Социальная статистика кризиса , ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.