Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Национальный инвестиционный рейтинг: агентства уходят из страны

Минфин не откажется от рейтингаВласть создает для международных рейтинговых агентств такие условия, при которых они оказываются вынужденными сворачивать свою деятельность в России. По крайней мере, в той части, в которой заемщики оценивались по местной шкале. Первым об отзыве около 150 рейтингов заявила компания Moody’s, а остальные, скорее всего, последуют ее примеру. Национальный инвестиционный рейтинг нашей страны и ранее был мусорным, а теперь он рискует стать — вообще нулевым.

Речь идет в первую очередь о так называемой национальной шкале. Это специально изобретенный продукт, который позволяет оценивать компании, что называется, по местным меркам.

Что такое национальный инвестиционный рейтинг

Дело в том, что рейтинг какого бы то ни было заемщика по определению не может оказаться выше, чем у страны, в которой он зарегистрирован. Действительно, риск каждой отдельной компании включает в себя как возможность дефолта организации, так и дефолта государства в целом с соответствующим изменением правил валютных операций, денежных переводов и прочего.

Международный рейтинг России находится сегодня на «мусорном» уровне. В оценке компании Moody’s — Baa1 с предполагаемым дальнейшим пересмотром в худшую сторону. Соответственно, национальный инвестиционный рейтинг любого из банков или компании в стандартном измерении не может быть выше.

Однако для внутреннего употребления оценки выставлялись по-другому принципу. Совместное предприятие Moody’s и «Интерфакс» выставляло оценки, исходя из максимальной шкалы. Де факто это означало сравнение не с мировыми стандартами, а с высшим уровнем надежности внутри страны, то есть с государством.

Попробуем привести пример. Предположим, что бы кто ни говорил, одним из самых надежных банков в стране считается Сбербанк России. С точки зрения национального инвестиционного рейтинга его оценка будет в зоне AAA, если государство выступит гарантом по его долгам, или просто АА в ситуации, когда просто почти 100% надежда, что его поддержит действующая власть в случае дефолта.

В то же время, внешний рейтинг страны — Baa1. А значит, что для международных инвесторов Сбербанк не является абсолютно надежным. Его кредитоспособность не может быть выше, чем у РФ, и в итоге он должен получить такой же мусорный рейтинг с рекомендацией для инвесторов, что вложения денег сопряжены с серьезными рисками, как и вся страна в целом.

Так и есть на самом деле: международный рейтинг Сбербанка России от того же агентства Moody’s составляет как раз Baa1, о чем можно получить соответствующую информацию на официальном сайте кредитной организации. И это буквально означает следующее: долговые обязательства банка сопряжены с повышенным риском и могут использоваться только для спекулятивных операций.

Охват рынка рейтинговыми агентствами

Национальный инвестиционный рейтинг и внутренние законы

Такая ситуация, когда внутри страны все замечательно, но серьезным фондам со своими деньгами лучше сюда не влезать, ранее всех устраивала. Оно и понятно: риски, неприемлемые для американских фондов, вполне сойдут для отечественных пенсионеров.

Но на определенном этапе в дело вмешались международные санкции. Дело в том, что для тех компаний, которые попали в список США, рейтинговым агентствам работать вообще не следует. А значит, они так или иначе должны отозвать свои оценки, и этим дать знать инвесторам — бегите отсюда.

Такая ситуация в корне не устроила российскую сторону, и законодатели с подачи действующей исполнительной власти придумали целый ряд ограничений для рейтинговых агентств.

Понятное дело, международным компаниям глубоко безразличны предписания недальновидного местного Центрального банка, который до сих пор не способен определиться с кредитно-денежной политикой, которую он одной рукой ужесточает, а другой смягчает. Или Минфина, который ходит по миру с протянутой рукой и рассылает письма инвестиционным банкам с просьбой помочь ему влезть в долги.

Единственное, что могла сделать российская сторона — так это принять новый закон, который существенно ограничил деятельность рейтинговых агентств внутри страны. А чтобы оказывать хоть какое-то влияние на принимаемые решения и при этом не быть посланными куда подальше, власть потребовала от международных компаний в обязательном порядке создать российские дочерние структуры.

Рейтинговые агентства, в том числе Moody’s, оказались в двойственном положении. С одной стороны, российский закон, недалекий, но беспощадный. А с другой — законодательство США, то есть страны, в которой компании работают в первую очередь. И где находится абсолютное большинство инвесторов, использующих оценки кредитоспособности.

Выход оказался очевиден: национальный кредитный рейтинг больше не присваивается, а те, что уже выпущены, отзываются к моменту вступления закона в силу, то есть к 2017 году.

Выводы

В действительности, изменения коснутся только местных, внутрироссийских рейтингов. Международные оценки останутся независимыми, и пока, по крайней мере, если не наступит дефолт, отзывать их никто не планирует.

С другой стороны, уважающий себя инвестор или деловой партнер и без одиозного закона должен был пользоваться тем же самым инструментом. Именно международной оценкой, которая отражает реальное положение вещей.

Национальный инвестиционный рейтинг компаний был придуман для того, чтобы завысить оценку. Конечно, это отражало интересы заказчиков, то есть оцениваемые компании — ведь это именно они оплачивают работу рейтинговых агентств. В то же время, когда мы принимаем решение об открытии вклада, брокерского счета или поставляем что-либо предприятию без предоплаты, нам необходимо и уж точно лучше — исходить из международной оценки, которая позволяет нам наглядно увидеть все риски, включая и то, что организация работает в нашей стране. А уж поправку «на подлость», как это называл Салтыков-Щедрин, мы и сами с успехом можем сделать.

Именно таким образом с самого начала поступал инвестиционный портал «Все инвестиции» — например, оценка кредитоспособности банков выводилась из среднего международного рейтинга, и итоговая оценка приводилась в универсальную шкалу от 0 до 100. Мы выбрали такой путь в первую очередь для того, чтобы дать возможность сопоставить российских и заграничных брокеров. Но теперь, судя по всему, это станет общепринятой нормой для всех.

Источник — портал «Все инвестиции»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *