Каждая четвертая российская компания приготовилась сокращать персонал

Массовые увольнения в России2016 год окажется сложнее предыдущего, уверены 54% работодателей, принявших участие в исследовании проекта «Банк данных заработных плат» HeadHunter.

Каждая четвертая (23%) из опрошенных компаний планирует в этом году сокращать персонал. Эти тенденции особенно характерны для крупных компаний с численностью работников более 5 тыс. человек: 63% из них уверены, что год будет сложным, 40% собираются оптимизировать штат. В онлайн-опросе, проведенном в конце января — феврале этого года, приняли участие 514 компаний-работодателей, входящих в «Банк данных заработных плат», 86% из них — российские, 44% работают в Москве.

Сокращать численность в первую очередь будут компании в автомобильном бизнесе (60%), добыче и переработке полезных ископаемых (48%) и розничной торговле (36%), говорится в обзоре HeadHunter. В число самых пессимистично настроенных попали компании из секторов добычи полезных ископаемых, медиа и строительства: 76, 64 и 62% таких фирм, соответственно, негативно оценивают перспективы этого года.

Ранее министр труда и социальной защиты Максим Топилин говорил, что сейчас увольнение угрожает примерно полумиллиону россиян. Из них 300 тыс. трудятся в режиме неполной занятости — чаще всего это характерно для предприятий автопрома. Заявлены к увольнению, по словам министра, чуть менее 200 тыс. человек. В зоне риска — представители финансового банковского сектора, а также работники сферы государственного и муниципального управления.

«Рядовой бэк-офис» и московские планы

Сокращения прежде всего коснутся рядового административного персонала. Об этом сообщили 85% тех участников исследования HeadHunter, которые планируют оптимизировать штат.

«Под удар попадают сотрудники, от которых не зависит напрямую приход денег в компанию», — объясняет партнер хедхантинговой компании Cornerstone Ольга Ворошилова. «Если раньше в инвестиционной компании на отдел могло приходиться два ассистента команды, то при оптимизации расходов одного человека убирают, увеличивая нагрузку второго», — рассказывает она.

«Среди компаний, которые будут сокращать сотрудников, каждая четвертая — московская», — говорится в обзоре «Банка данных заработных плат».

В то же время авторы ранее опубликованного мониторинга HeadHunter за февраль 2016 года отмечали, что показатели московского рынка труда лучше, чем годом ранее: спрос на сотрудников за год вырос на 14%, пусть и с учетом низкой базы; в начале 2016 года часть компаний стала снова набирать ранее сокращенный персонал; «впервые за последние пять месяцев динамика падения спроса замедлилась».

В московских данных нет противоречия, объясняет Наталья Данина, руководитель проекта «Банк данных заработных плат» HeadHunter.

Например, может происходить сокращение непрофильных департаментов при усилении тех подразделений, которые приносят больший доход, — на общем числе сотрудников это не отразится. Компании могут контролировать результаты сотрудников по KPI (ключевым показателям эффективности) и заменять «неэффективных» работников.

Наконец, речь может идти о найме на конкретные позиции менее дорогих сотрудников. «В целом это миф: не бывает такого, что у вас есть отличный дорогой специалист, а вы наймете дешевого, и он будет показывать те же результаты. Но на некоторых ролях это срабатывает, например, с административным персоналом», — говорит Данина.

Зарплаты и соцпакеты

Сокращения — лишь один из способов снизить издержки.

«Сотрудников, которых не коснутся сокращения, все равно в той или иной степени коснется снижение общего дохода. Где-то не произойдет ежегодной индексации, где-то уменьшат переменную часть дохода, рабочий график, соцпакет,» — рассказывает Ольга Ворошилова, партнер хедхантинговой компании Cornerstone.

13% опрошенных компаний собираются урезать соцпакеты, среди крупных компаний таких 19%. В основном к этой мере прибегнут банки и финансовые организации — об этом сообщили 36% из них. Те, кто намерен использовать этот метод экономии, в первую очередь будут урезать расходы на корпоративы (об этом сообщили 89% из них), внешнее обучение сотрудников (59%), бонусы для их семей (45%). Реже всего будут экономить на внутреннем обучении и оплате питания.

Чаще соцпакетом готовы жертвовать российские компании: среди них об этом сообщили 14%, среди компаний нероссийского происхождения — лишь 2%.

Иностранные компании реже могут позволить себе урезать медицинскую страховку, приводит пример Ворошилова: есть стандарты, которые компания обеспечивает сотрудникам по всему миру — а «российские игроки в этом вопросе более гибкие».

Крайняя мера — сокращение зарплат, свидетельствуют результаты опроса. На нее готовы пойти только 4% опрошенных, среди крупных компаний — 15%. В основном об этом упоминали представители медиа — таких 25%. Значительно реже — но чаще, чем в целом по рынку — зарплаты будут снижаться в сфере добычи и переработки полезных ископаемых (12%) и строительстве (11%). «Менеджмент и производственное направление — две главные категории, в которых работодатели планируют сокращать фонд оплаты труда», — говорится в обзоре HeadHunter.

«Мы оцениваем, что если где-то будут сокращения заработных плат, то это 3−5%, не более того», — говорит управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт». При этом есть и позиции, где заработные платы растут, потому что компании стремятся удержать сотрудников, объясняет эксперт.

Розничные планы​​

«Мы полагали, что основная волна сокращений, начавшись в конце 2014 года, закончилась в 2015 году. Однако сейчас все больше компаний присматриваются к плану B, а то и С: кризис 2008 года научил составлять несколько альтернативных планов действий для HR-отдела в разных ситуациях», — признается Ольга Ворошилова.

Однако она не совсем согласна с данными по розничному сектору: по ее словам, российские сети, имеющие подушку безопасности, не просто не сокращаются, а строят планы по развитию и захвату большей доли рынка.

С ней согласна Марина Тарнопольская: такие компании, как X5 Retail Group (с брендами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), «Магнит» со всеми своими направлениями бизнеса, Leroy Merlin, OBI, «Ашан» продолжают активно развиваться, говорит она.

В автобизнесе уже сократили всех, кого можно было сократить, уверена Тарнопольская. То же касается соцпакетов:​ динамики по дальнейшему их урезанию в «Агентстве Контакт» не ожидают. «Если компания стабильная и у нее есть планы развития, я всем советую не покидать эту компанию и стараться строить там карьеру, даже если вам сократили соцпакет или убрали какие-то бонусы, — говорит Тарнопольская. — Возможность расти со временем окупится».

Источник — РБК

Комментарий Славы Рабиновича

А теперь… будет новая волна дефолтов населения по ипотечному кредитованию, по потребительскому кредитованию, по автокредитованию. Теперь будет новая волна банкротств домохозяйств. Теперь будет новая волна снижения потребительского спроса населения, и, как следствие, будут новые банкротства компаний потребительского сектора экономики. И, как следствие, будут новые, теперь уже корпоративные дефолты по долгам обанкротившихся компаний, и новые увольнения персонала.

И вся нисходящая спираль будет раскручиваться дальше, по закольцованной схеме этой логики выше, пока вся банковская система не взорвётся в одном большом системном взрыве. После чего в системном взрыве взорвутся остатки реальной экономики. Забудьте о рубле. Избавляйтесь от рублей.

Россией управляют экономические, финансовые, политические и юридические дегенераты и просто негодяи, проходимцы, временщики и преступники.

Новости кризиса: текущая ситуация в России , , , , , ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.