Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Кунгуров. Есть нефть – есть Россия, нет нефти — …

Путин уложил РФ в нефтяную могилуСама нефть, конечно, никуда не делась. Вот только торгует ею РФ уже в убыток себе. — Как в убыток, – гневно воскликнут всякого рода фрицморгены, — Ведь сам Сечин сказал, что у «Роснефти» себестоимость добычи нефти $3, а продается бочка Urals аж по 30 баксов! Эвон 12 лет назад нефть стоила столько же, а Рассиюшка развивалась бешеными темпами! Вот щас Путин стукнет кулаком по столу, кризис сразу кончится и мы снова рванем в светлое будущее.

Ребята, не хочу вас разочаровывать, но вы идиоты и элементарно путаете понятия «себестоимость» и «промысловые издержки». Точно так же, как тупой Сечин не понимает между ними разницы. Промысловые издержки – это расходы на подъем скважинной жидкости на поверхность и ее первичную очистку до получения товарной нефти. Вполне допускаю, что обслуживание погружного насоса и сепаратора обходится в 3 бакса на каждую бочку черной жижи. Промысловые издержки – величина более-менее постоянная. А вот себестоимость – совсем другое дело.

В себестоимость закладываются капитальные затраты, то есть расходы на геологоразведку, бурение и ремонт скважины, строительство дорог к кустам, отсыпку промплощадок, обустройство шламохранилищ, прокладку трубопроводов, установку сепараторов и т.д. То есть для обустройства конкретного месторождения нужно, допустим, сделать базовые затраты в $100 млн. Далее в течение года на нем добыли миллион баррелей. В первый год эксплуатации промыслов, когда нефть прет наверх сама собой из-за высокого пластового давления, себестоимость составит $101, то есть ($100 000 000:1 000 000)+ $1 (промысловые издержки). За три года себестоимость составит уже $35 и продолжит снижаться. Но не до бесконечности. Дело в том, что скважинам нужен капремонт, который весьма недешев, трубопроводы требуют замены, и т.д. Наконец, продуктивность пласта падает, и если раньше в скважинной жидкости было 85% нефти, то через 10 лет эксплуатации месторождения ее доля падает до 30% из-за обводненности пласта. Соответственно, растут и промысловые издержки до указанных 3 баксов.

То есть промысловые издержки выросли за 10 лет втрое – с $1 до $3, а себестоимость добытой нефти за это время снизилась, скажем, до 15 баксов. Месторождение достигло пика рентабельности (эта рентабельность чисто бухгалтерская). После этого себестоимость начинает расти, поскольку изношенные основные фонды требуют все больших и больших затрат на обновление, а продуктивность месторождения все боле и более падает, что еще сильнее накручивает счетчик, так как для поддержания пластового давления надо бурить все больше нагнетательных скважин, проводить затратные мероприятия по повышению нефтеотдачи пласта, например, гидроразрыв. Через 20 лет, если разделить сумму вложенных средств на количество добытой нефти, мы увилим, что себестоимость на этом конкретном месторождении составила 25 долларов. Через 30 лет она поднимется до 40 баксов, при том, что промысловые издержки вырастут лишь с $3 до $5 за баррель.

Надеюсь, я доходчиво объяснил, в чем разница между себестоимостью нефти и промысловыми издержками? К тому же себестоимость тоже бывает разная. Балансовую себестоимость мы можем посчитать по факту закрытия нефтепромыслов, разделив затраты на объем добытой нефти. Но обычно нефтяные компании оперируют понятием «текущая себестоимость», которая складывается из текущих промысловых издержек и инвестиций для поддержания и наращивания добычи. Потому что если не инвестировать в добычу и геологоразведку, то через 5-10 лет скважины не будут давать нефти вообще, даже если нарасить рпомысловые издержки до $20. Точнее, нефть будет, но ее содержание в скважинной жидкости упадет до 2%, что сделает добычу нерентабельной, поскольку затраты оператора превысят возможный доход от продажи нефти.

Как же наши нефтяники не разорились в 90-е, когда нефть стоила $8-20 за бочку? Все элементарно просто, что я покажу на следующем примере. Скажите, какова будет себестоимость прогулки дамы вашего сердца на роскошном лимузине? Если речь об одной прогулке, то она составит стоимость самого лимузина плюс стоимость израсходованного бензина. Чем больше вы будете катать барышню (или даже не одну), тем ниже будет себестоимость одной поездки.

Можно ли снизить себестоимость этого мероприятия до нуля? Можно! Для этого вам нужно украсть заправленный под завязку лимузин. В этом случае покатушки обойдутся вам совершенно бесплатно. Во второй раз себестоимость приятного времяпрепровождения обойдется в стоимость заправки автомобиля. А вот далее себестоимость каждого выхода в свет будет возрастать, потому что техобслуживание и ремонт лимузина стоят ацких денег – замена помятого бампера выйдет дороже, чем две подержанные «Лады-Калины».

Так вот, нашим олигархам нефтяные компании достались абсолютно бесплатно – так же, как вору краденный лимузин. Поэтому не важно, сколько стоила нефть в 90-е, в любом случае при промысловых издержках в $2 и $12 за бочку они получали маржу в целых 10 баксов – 500% рентабельности!!! Ну, понятно, надо было заплатить кое-какие налоги (по правде говоря, не обязательно, если знаешь как наипать государство), кое-что шло на текущие расходы, но даже рентабельность бизнеса в 200% — это просто мегаофигительно. Куда там «шевронам» и «тоталям» с их жалкими 10-15% прибыли. Возможен такой фантастический гешефт стал благодаря тому, что все капитальные затраты в ТЭК были сделаны в советское время и «эффективным собственникам» достались абсолютно нахаляву. Составил Чубайс правильную бумагу, Ельцин ее подмахнул – в тебе тут же стал капать в карман доход.

Но объемы добычи нефти в 90-е, разумеется, падали, потому что без инвестиций в основной капитал иначе быть не може. А откуда возьмутся инвестиции, если нефть продается по цене ниже текущей себестоимости? Да, олигарх получил за год миллиард баксов, но за тот же год износ основных фондов на его нефтепромыслах составил пять миллиардов. То есть формально олигарх стал беднее на $4 млрд., но фактически вчера он был гол, как сокол, а сегодня у него в кармане хрустит целый ярд зелени!

В 2000-ные добыча нефти в РФ стала расти невиданными темпами. Почему? Потому что мировые цены поползли ввысь, и скоро бочка черной жижи торговалась по $100 при том, что промысловые издержки составляли все те же 2 бакса. Маржа – 4900%!!!! Вот тогда и появились капиталы для инвестиций, да и государство начало активно изымать у нефтяников сверхприбыль. Собственно, вся путинская стабильноть базировалась на этих халявных сверхдоходах. Халявных – потому что базовые вложения в топливно-энергетический комплекс были сделаны при совке. В обязанности «эффективных собственников» вменялось лишь осуществлять текущие расходы по содержанию экспортной трубы.

Так вот, эти расходы – и есть то, что называется текущей себестоимостью. Текущая себестоимость для российской нефти при действующей схеме налогообложения – порядка 50-60 бакинских за бочку по оценке главы «ЛУКойла» Вагита Алекперова. Да, чисто технически при промысловых издержках в $3 можно добывать нефть, даже если баррель опустится до $5 долларов. Но в этом случае государство вообще не получит от нефтяников налогов, а затраты на восполнение выбывающих промышленных фондов будут равняться нулю. Допустим, от продажи пятибаксовой нефти та же «Роснефть», полностью освобожденная от налогов, получит за год маржу $10 млрд. (ха-ха – как раз столько, чтоб расплатиться по внешним долгам). Но за тот же период она потеряет основных фондов на $15 млрд. На следующий год из-за инвестиционного голода компания добудет нефти на 30% меньше, выручит $7 млрд., отдаст из них кредиторам $5 млрд., а основных фондов потеряет на $20 млрд. Через 5-10 лет добыча упадет на порядок, и ни о каком экспорте нефти не будет идти речи.

Но еще раньше наступит пипец всей рашкованской сырьевой путномике, потому что с выпадением нефтегазовых доходов лопнет бюджет. Следовательно, рухнет ВПК, который имеет нулевую окупаемость (и то не факт) только благодаря гособоронзаказу. Рухнут все инфраструктурные проекты, финансирумые из госказны, рухнет бюджетный сектор. Ну, как рухнет. Вот, скажем, получали бюджетники в 90-е зарплату в 50 бакинских – вот так и завтра будут получать. На еду, возможно, хватит. На квартплату – однозначно нет. Следовательно, рухнет и коммунальное хозяйство. Обрабатывающую промышленность, трнспорт, торговлю ждет та же участь.

Дело в том, что промышленность внутри страны худо-бедно выживала за счет заказов от тех же нефтяников. ТЭК был ЕДИНСТВЕННЫМ локомотивом путиновики. Но если нефтяники снизят инвестиции до нуля, к чему дело постепенно и подходит, то работу потеряют миллионы россианцев – от программистов и менеджеров геодезических бюро до рабочих трубных и авиазаводов. При чем тут авиазоводы? Так они турбины делают, чтоб газ и нефть гнать по трубам в Гейропу и портовым терминалам. Торговля уже сыпется, потому что доходы населения упали. В общем, схлапывается порядка двух третей россианской экономики, причем это происходит буквально на ваших глазах. Если все пойдет естественным путем, то через 10 лет РФ экономически зачахнет и издохнет.

Вы думаете, вам позволят спокойно самовыпиливаться еще 10 лет? О, не надейтесь! В следующем посте мы обсудим доклад специалистов Центра Сулакшина о последствиях применения Западом к РФ нефтяного эмбарго. А пока вот вам для затравочки немного легкого видео для подготовки психи, чтоб шаблон впоследствии рвался не очень больно.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *