Утилизационный сбор разоряет российских производителей и импортеров спецтехники

Кризис на рынке спецтехникиУтилизационный сбор разоряет российских производителей и импортеров спецтехники, цены на нее выросли в среднем на 50%. Клиенты сворачивают закупки.

Правительство России в начале февраля 2016 года ввело утилизационный сбор на самоходные машины и прицепы. Кроме прицепов для легковых и грузовых автомобилей в эту категорию попала дорожная, строительная, сельскохозяйственная техника, квадроциклы, снегоходы. Участники рынка знали, что такой документ готовится в правительстве, но даже в самых смелых фантазиях не могли представить, насколько высокими окажутся ставки сбора — не меньше 10% от стоимости новой техники и свыше 200% от цены машин старше 3 лет. «Девальвация рубля подкосила спрос, а теперь огромный утилизационный сбор. На импорте можно поставить крест!» — сокрушается один из импортеров. А местные производители спецтехники уже притормозили выпуск продукции.

Объемы сокращаются

Ставки утилизационного сбора шокировали бизнесменов — они сокращают продажи, останавливают производство. Базовая ставка на спецтехнику — 150 тыс. рублей. К ней чиновники разработали поправочные коэффициенты в зависимости от веса, мощности и возраста техники, как будто габариты и мощность влияют на стоимость утилизации.

Так, за ввозимый в Россию колесный трактор мощнее 380 л. с. и старше 3 лет придется заплатить 6 млн рублей, что вдвое выше его цены на вторичном рынке. Сбор за такой же, но новый трактор — 1,4 млн рублей, или 23% от цены. По какой–то злой иронии законодателей самый большой сбор касается простой и недорогой техники. Прицеп для перевозки лодок автовладельцы раньше покупали за 80 тыс. рублей. А с учетом сбора его цена подскочила до 330 тыс. рублей. Прицепы для грузовиков подорожали с 700 тыс. рублей до 1,2 млн. «В феврале–марте мы планировали большие объемы производства, но сейчас все контракты приостановлены до разъяснения ситуации, — говорит один из производителей прицепов. — Мы направили письма президенту РФ, в Минпромторг, в Смольный».

Импортеры тоже сокращают объемы. «Мы думали, сбор будет меньше. Это сильный удар по бизнесу. До сих пор мы продавали технику, ввезенную в 2015 году. За декабрь–январь вырос курс валют. Плюс к этому утилизационный сбор. В сумме подорожание составит 30–40%. В 2015 году продажи упали на 50%. Новое повышение приведет к еще большему снижению спроса, и компании начнут разоряться», — прогнозирует Олег Хромченко, гендиректор компании «Росан» (дистрибьютор Bombardier Recreational Products). «Утилизационный сбор убивает бизнес, — соглашается генеральный директор ООО «ТК АВМ–Трейд» Сергей Койнов. — Мы знали о введении сбора. Завезли в конце 2015 года крупную партию товара. Ее нам хватит до апреля. Потом начнем продавать технику, ввезенную в 2016 году. Из–за утилизационного сбора она подорожает в среднем на 30%. Мы ожидаем падения продаж. В 2014 году продали 20 тыс. единиц, в 2015–м — 7,5 тыс. Хотели удержаться на этой отметке, но теперь продадим меньше, примерно 5 тыс. единиц техники».

Рынок спецтехники России в цифрах

Ставки в законе

Российских производителей удивил не только размер сбора, но и тот факт, что им тоже придется платить. «Мы полагали, что сбор введут только на импортируемую технику. И тогда у нас, как у российских производителей, было бы преимущество по сравнению с зарубежными. Но его ввели для всех», — разочарован Рудольф Мердиан, генеральный директор компании «Новтрак» (новгородская «дочка» германского производителя автоприцепов Meusburger, производит по 600–700 прицепов и полуприцепов в год под брендом «Новтрак»).

Все отечественные производители равны, «но некоторые равнее». Так, на Петербургском тракторном заводе даже не пытаются оценивать последствия от утилизационного сбора. «Пока нет конкретного механизма и порядка взимания утилизационного сбора, делать прогнозы сложно», — заявили на ПТЗ.
Философское отношение ПТЗ к ситуации объяснил один из промышленников: «С механизмом уплаты сбора все предельно ясно: наши производители его платят в налоговую через 45 дней после того, как зарегистрируют спецтехнику и получат паспорт транспортного средства самоходной машины. Причем крупнейшие производители, попавшие в реестр Минпромторга, рассчитывают на госсубсидии, которые компенсируют расходы на утилизационный сбор. ПТЗ недавно посещал Дмитрий Медведев, и они наверняка надеются на господдержку».

Импортеры же уплачивают сбор вместе с НДС и таможенными пошлинами, когда товар пересекает границу.

Инстинкт покупателя

Потребители спецтехники до прояснения ситуации не собираются обновлять парк машин. «Если ничего не придумают с этим сбором, то местные производители техники поднимут цены. Мы уже получили от наших поставщиков предупреждение, что техника в ближайшее время подорожает. Но кто будет ее покупать по новым ценам? Сейчас все режут бюджеты. Производители просто загнутся», — говорит один из перевозчиков. С ним соглашается Михаил Мосин, гендиректор компании «Беатон»: «Мы планировали в этом году обновлять парк карьерной техники. Но теперь, видимо, будем корректировать эти планы. Импортная техника и так в прошлом году подорожала на 20–30%. А с введением утилизационного сбора цена вырастет еще больше. Мы думали частично перейти на отечественную технику. Но и она из–за сбора подорожает».

Солидарен с коллегами и Эльчин Каджаров, представитель ОАО «Управление механизации — 1″ (сдает в аренду строительную технику). «В связи с последними изменениями — рост курса валюты и утилизационный сбор — в 2016 году мы не будем покупать импортную технику. Мы цены на аренду не поднимаем: нормо–час у нас как стоил 900 рублей, так и стоит. Но если башенный кран мы покупали за 200 тыс. евро, то 200 тыс. евро сейчас и 1,5–2 года назад — это две большие разницы. Плюс налоги, плюс утилизационный сбор. В итоге он будет окупаться как минимум в 2 раза дольше. Нам это совершенно невыгодно», — заключает эксперт.

Лесозаготовители, сельхозпроизводители охотно покупали недорогую подержанную импортную технику из–за отсутствия отечественных аналогов и возможности взять кредит на приобретение нового форвардера или трактора. Теперь их лишили возможности обновить и пополнить парк машин. Платить за видавший виды лесозаготовительный комбайн больше, чем за новый, лесопромышленники не готовы.

Некоторые промышленники позитивно оценивают ситуацию. Они рассчитывают занять место иностранных поставщиков и уже начали разрабатывать собственные образцы спецтехники, чтобы в 2017 году предложить новинки потенциальным клиентам. Возможно, к этому моменту ставки сбора снизят.

Мнения экспертов

Михаил Подвязников, генеральный Директор АО «ГОЗ «Обуховский завод»:

Обуховский завод сегодня полностью загружен гособоронзаказом, свободных мощностей нет, но мы понимаем, что загрузка может упасть. И если мы не будем знать, что в этом случае делать, то в очередной раз разоримся. Поэтому мы разрабатываем гражданскую продукцию, в частности дорожно–строительную технику, портовое оборудование, погрузчики. Сейчас подобная техника почти полностью импортируется. В 2016 году планируем изготовить опытные образцы, протестируем. А в 2017 году начнем предлагать их как на внутреннем рынке, так и на внешних.

Андрей Геращенко, коммерческий директор ГК «Петросет»:

Введение утилизационного сбора — это удар по отечественному производителю. Сбор ставит большой жирный вопрос напротив импортозамещения, о котором говорят со всех трибун. Производители думали, что им будут возвращать этот сбор. Но в постановлении правительства об этом не говорится. Некоторые виды техники подорожают в разы. Это вызовет обвал покупательского спроса. А вторичный рынок просто уйдет в тень, потому что нет смысла регистрировать технику, чтобы платить при этом сбор, равный стоимости самой техники.

Александр Тюхтин, директор по продажам ООО «Севзапспецмаш»:

В Петербурге особый порядок выдачи паспортов транспортного средства (ПТС). В других городах производитель может получить ПТС на год вперед, а в конце года сдать отчетность и получить их еще раз. А у нас выдается не больше месячного объема ПТС. Поэтому в других регионах еще остались запасы ПТС, выданных до введения утилизационного сбора. И производители могут какое–то время продержаться. У нас такой возможности нет. Поэтому мы приостановили производство прицепов. К тому же и в ГИБДД сказали, что выдача ПТС временно остановлена, так как они сами не знают, как их выдавать.

Сергей Лукас, генеральный директор ООО «Лукас–Кран»:

Мы в этом году не собирались глобально обновлять парк кранов, так как в основном закупаем иностранную технику или собранную из импортных комплектующих, а ее стоимость из–за роста валютных курсов резко подорожала. А вот прицепы планировали в этом году закупать. На калининградском заводе, к продукции которого мы приценивались, нам сообщили, что из–за введения утилизационного сбора техника существенно подорожает. Так что теперь не знаю, будем приобретать прицепы или подождем. Пока думаем.

Источник — Деловой Петербург

Новости кризиса: текущая ситуация в России , ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.