Антикризисное автокредитование: в программу вступают еще 4 банка

Как сообщает GZT.RU, автокредиты на льготных условиях в ближайшее время начнут выдавать еще четыре банка. Увеличение максимальной суммы покупки и расширение списка автомобилей, по которым банки смогут получать от государства компенсацию процентной ставки, дает банкам новые стимулы к работе с автокредитами.

«Банк Москвы может присоединиться к программе субсидирования государством процентных ставок по автокредитам», – сообщил координатор программы льготного автокредитования Минпромторга РФ Александр Ким в понедельник, 10 августа. Он также напомнил, что о готовности выдавать льготные автокредиты заявил Газпромбанк. «Банк Москвы и Газпромбанк уже предоставили необходимые документы для участия в программе», – цитируют Кима РИА Новости. Кроме них вопрос о начале выдачи льготных автокредитов рассматривают коммерческие банки UniCredit Bank и Альфа-банк.

До сих пор в госпрограмме льготного автокредитования участвовали лишь три банка, причем все – государственные: Сбербанк, Россельхозбанк и ВТБ 24. Предоставлять льготные кредиты могли кредитные организации с госучастием, их дочерние банки, а также кредитные организации с собственным капиталом не менее 70 млрд руб. по состоянию на 1 апреля 2009 года.

Однако в июне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила допустить все российские банки к участию в программе льготного автокредитования. Ведомство сообщило, что «указанные требования к банкам являются экономически необоснованными и приводят к снижению привлекательности кредитных продуктов большинства российских банков, в том числе с разветвленной региональной сетью, созданию необоснованного преимущества банков с государственным участием и ограничению конкуренции на рынке автокредитования». Пока эта инициатива не получила практического воплощения, тем не менее, Минпромторг расширил возможности госпрограммы.

С момента начала финансового кризиса частные банки придерживались консервативной стратегии при выдаче розничных кредитов. «У банков сейчас весьма ограничены кредитные ресурсы, – отмечает Дмитрий Дмитриев, аналитик компании ВТБ Капитал. Помимо этого, достаточно велики кредитные риски в розничном кредитовании в целом и в автомобильном в частности.

Это связано с тем, что экономика сокращается, люди теряют работу, к тому же автокредиты выдаются на сравнительно длительный срок, и банкам приходится их рефинансировать, причем под более высокие ставки», – подчеркнул эксперт. По мнению Дмитриева, расширение программы льготного кредитования оправдано, так как в нынешней ситуации ни коммерческие банки, ни западные инвесторы не готовы брать на себя дополнительные риски.

Вопрос оказался даже не в росте рискованности операций с автомобилями, но и в отдельных несовершенствах законодательной базы, в частности, законодательства о заложенном кредитном имуществе.

«Успешность развития направления автокредитования зависит не только от размера процентной ставки. Так в случае, если клиент по какой-либо причине вовремя не заплатил по договору (это может быть элементарная техническая просрочка на 2-3 дня, которая периодически случается у клиентов), компенсация процентной ставки по этому заемщику банку за расчетный период не выплачивается», – пояснили GZT.RU в Альфа-банке.

Кроме того, вызывает беспокойство и привязка размера субсидии к ставке рефинансирования. «Это приводит к тому, что банк должен в течение одного дня устанавливать новые условия по договорам для своих заемщиков», – подчеркнули в Альфа-банке.

Скорее всего, большинству крупных банков с разветвленной региональной сетью будет достаточно сложно перестроиться. Но пока других вариантов нет – Минпромторг не рассматривает вариант программы с фиксированной субсидированной ставкой.

В итоге сегмент автокредитования находился в жесткой стагнации. По данным «Автостата», за первые шесть месяцев текущего года было реализовано 130-150 тыс. автомобилей, для сравнения, за аналогичный период 2008 года в кредит было продано около 700 тысяч новых автомобилей.

Таким образом, за полгода сегмент рухнул примерно на 80%. Неутешительные данные подтверждают участники рынка продажи автомобилей. По словам Андрея Исеева, старшего менеджера отдела продаж Ауди на Таганке, с начала года объем кредитов в сегменте относительно недорогих моделей Audi (А3, А4) сократился с 80% до 30%.

В летние месяцы ситуация с автокредитами начала постепенно исправляться. Доля автомобилей, проданных дилерами в кредит, в июне и июле выросла по сравнению с февральскими показателями в два раза, сообщает сегодня газета «Ведомости» со ссылкой на собственное исследование.

«Иностранные производители еще в самом начале финансовых потрясений стали искать пути реализации своей марки, заключая прямые договоры с одним, а, возможно с несколькими банками, – пояснил GZT.RU Игорь Виноградов, директор торгово-сервисного комплекса «Дмитровка» ГК «Автомир». По его мнению, большой плюс программ производителей заключается в том, что они не ограничивают стоимость автомобилей. Таким образом, по спецпрограмме можно купить машину любой цены.

По словам Андрея Исеева, старшего менеджера отдела продаж Audi на Таганке, благодаря дотациям производителя автомобиль Ford можно приобрести под 2,9% годовых. Кроме того, производители и дилеры предлагают рынку новые спецпрограммы, позволяющие снизить стоимость автомобилей. Например, стоимость одной из моделей Audi в стандартной компенсации составляет 960 тыс. рублей, по акции машина стоит 818 тыс. рублей.

По данным Александра Кима, на сегодняшний день лидером по выдаче льготных автокредитов является Сбербанк, его доля составляет 84%, за три месяца банк предоставил 18 226 кредитов по госпрограмме. С увеличением числа участников программы вырастут и ее показатели. По прогнозу Минпромторга, по конца текущего года будет выдано до 100 тыс. кредитов с субсидируемой ставкой.

«Единственный конкурент госпрограмме и по размеру процентной ставки, и по легкости получения кредита – это спецпрограммы от производителей», – говорит Игорь Виноградов. К примеру, Hyundai очень успешно работает со Сбербанком по ставке от 5% до 9,9% при первоначальном взносе 50% на весь модельный ряд Hyundai. Компания Renault с Юникредит, предлагая программу от 0%, правда, при первоначальном взносе 50%.

Информация к размышлению: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ставки по автокредиту выросли с 12 – 14% до 25 – 30% годовых. Вот вам и льготное автокредитование…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *