Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Протесты дальнобойщиков: план дальнейших действий

После неудачных попыток блокировать МКАД дальнобойщики избрали новую тактику. Они пытаются организовать постоянный протестный лагерь у въезда в Москву и обсуждают создание независимого профсоюза.

Протесты дальнобойщиков: план дальнейших действий

Протест остановился

Добравшиеся до Москвы дальнобойщики решили поменять тактику: вместо попыток блокирования МКАД разрозненными группами они разбили лагерь на подступах к столице, в Химках, и будут пытаться оттуда донести свою позицию до СМИ и чиновников, рассказала выбранная протестующими в качестве пресс-секретаря студентка журфака Таисия Никитенко. У торгового центра «Мега Химки» еще в пятницу закрепились около 20 фур — наиболее организованные дальнобойщики из Петербурга и Ленинградской области, а также примкнувшие к ним делегаты из других регионов.

Позднее к ним попытались присоединиться дальнобойщики, подъехавшие к Москве с юга по трассе М4 «Дон». Однако сотрудники ГИБДД не пустили на парковку новые фуры. В ночь на воскресенье на подъезде к торговому центру полиция установила знак «Въезд для грузового транспорта запрещен». Рядом с фурами дежурят бойцы ОМОНа и сотрудники ГИБДД. Несмотря на это, водители фур у ТЦ «Мега Химки» продолжают держать связь с коллегами, которые прибыли из южных регионов, и готовы стоять до тех пор, пока плата за проезд по федеральным дорогам большегрузных машин не будет полностью отменена.

«Мы потратили около шести часов на то, чтобы загнать одну фуру. Потому что первые две наши попытки ГИБДД и ОМОН пресекали, и у нас ничего не получилось. И потом секретным способом мы, все-таки, смогли отвоевать одну фуру. Теперь будем пробовать таким же способом загонять еще. Полиция, действительно, поставила знак «въезд грузовикам на парковку запрещен». Знак даже без номера. В полиции не хотят с нами общаться, они говорят, что ничего не знают, и комментарии будет давать пресс-служба. Количество участвующих в протесте машин у нас никто точно назвать не может. В прошлый раз все ждали 600 фур, а оказалось, что их всего 50. Поэтому сейчас никто не берется говорить какие-то цифры» — говорит Тася Никитенко.

Сейчас водители, столкнувшиеся с проблемой координации своих действий и потерей авторитета существующих лидеров, обсуждают возможность создания собственного независимого профсоюза, рассказала РБК Никитенко. По мнению собравшихся в Химках и их сторонников, прежний лидер протеста Александр Котов дискредитировал себя своей нерешительностью.

63-летний председатель Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов (МПВП) Александр Котов на своем сайте уверяет, что работал дальнобойщиком с 1989 года как предприниматель без образования юридического лица. В мае 1998 года создал и возглавил профсоюз дальнобойщиков. В феврале 2015 года Котов принимал участие в акции «Антимайдан». МПВП поддержал первые выступления дальнобойщиков, но уже 17 ноября лидер профсоюза Александр Котов обнародовал заявление с призывом «прекратить акции гражданского неповиновения и приступить к перевозке грузов». В заявлении говорилось, что требование МПВП об отказе от системы «Платон» поддержали КПРФ и Национально-освободительное движение (НОД). В своем интервью «Радио Свобода» Котов уже говорил о риске перерастания протестов в «неуправляемую реакцию» и «гражданскую войну». Сам Котов оказался недоступен для комментариев по телефону в воскресенье.

Ситуация напоминает басню «Лебедь, рак и щука», заявил Business FM Котов: «Это происходит, потому что подтянулись всякие разные силы, разные товарищи, которые заявляют политические требования от имени дальнобойщиков. Они политтехнологи, они умеют прокачивать мозги. Причем, сталкивают лбами обыкновенных работяг. И вот они начинают: ты неправильно делаешь, надо вот так делать, а где вы были энное количество лет назад, а почему вы ничего не делали, а вот мы сейчас сделаем. Раскол в рядах и должен быть. На самом деле, единства-то никогда не было, откровенно говоря. На этом фоне подходят разные политические течения и охмуряют людей. Даже я, 17 лет руководя профсоюзом, с такими охмурителями не сталкивался. Причем, охмурители — это очень юные товарищи. Достаточно большое количество грузовых машин из регионов пришли пустыми. Вы не в курсе дела, сколько она кушает? 40 литров. Вот, если ему тысячу километров прошлепать, он должен отдать достаточно серьезные деньги. Что-то кем-то проплачивается».

Протесты продолжаются и в регионах. Новые сообщения об акциях, митингах, одиночных пикетах появляются каждый день. Большинство согласованных акций прошли под патронатом КПРФ. Среди лозунгов, которые присутствовали на плакатах митингующих, были: «Путин, пошёл вон!», «Валите „Платон“, а то он свалит вас», «Дороже дороги — дороже продукты», «Сдадим дальнобойщиков — доберутся до велосипедистов».

Протест против Платона в Новосибирске

Путина и Медведева в отставку

Сами же дальнобойщики были не столь категоричны в своих требованиях. Например, глава Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев говорил о необходимости компромиссов с властью: «Мы провели в Новосибирске одну из самых крупных в стране акций протеста. Мы выстроили 500 грузовиков на трассе в сторону Омска, тем самым выражая несогласие со сбором. К нашему удовлетворению правительство прислушалось к части наших требований: они снизили штрафы, ввели понижающие коэффициенты и рассматривают вариант брать деньги не до поездки, а после. Это подтверждает, что только такими слаженными конструктивными действиями мы можем влиять на решения правительства, — цитирует слова Трунаева «Алтапресс». — Система «Платон» не готова к работе: она дает сбои, некорректно списывает деньги. Мы вправе поставить категоричный вопрос – когда безобразие прекратится? Когда Минтранс и другие ведомства создадут ту систему, которая позволит нам работать спокойно, а не заниматься организацией протестных акций?»

В воскресенье одна из самых масштабных акций прошла в Бурятии. Водители-дальнобойщики республики вышли с митингом на площадь Революции в Улан-Удэ. По словам митингующих, бортовых устройств, или трекеров, они в глаза не видели, а введение системы повлечёт за собой повышение цен на продукты и многое другое в стране.

Платон, иди пинай какашки

Водители Владивостока не ограничились участием в митинге и уже привычной всем «улиткой», они обещают выдвинуться в Москву в понедельник, 7 декабря.

Сделали уступки и призывают проявить героизм

Масштабный протест в Москве был анонсирован еще в начале прошлой недели, однако глава Межрегионального профсоюза дальнобойщиков Александр Котов призвал водителей большегрузов «дать президенту возможность прекратить этот бардак», отменив «Платон», и положить конец социальным волнениям до 3 декабря. Дальнобойщики рассчитывали услышать о своих проблемах в ежегодном послании президента Федеральному собранию, однако Владимир Путин обошел их своим вниманием.

В пятницу в Кремле вновь подчеркнули, что проблемы водителей фур не стоят в повестке дня администрации президента. Эти вопросы должны рассматриваться между профильным ведомством — Министерством транспорта — и «непосредственно теми, у кого есть вопросы», сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он рекомендовал журналистам обратить внимание на уже сделанные дальнобойщикам уступки. «Я бы, честно говоря, в первую очередь обратил внимание на сегодняшнее рассмотрение вопроса в Думе о сокращении штрафов, о тех мерах, которые были приняты», — сказал Песков.

В пятницу Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, предполагающий снижение штрафов для водителей грузовиков весом больше 12 т почти в 100 раз. В соответствии с поправками, штрафы за неоплату проезда большегрузов по федеральным трассам снизят до 5 тыс. руб. за первое нарушение и до 10 тыс. — за повторное. Изначально введенные штрафы составляли соответственно — 450 тыс. руб. и 1 млн руб.

«Возможно, введение «Платона» и несправедливо, однако сейчас страна несет гигантские траты, поэтому необходимо потерпеть и даже проявить героизм», — заявил лидер мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург). «Нам предстоят нелегкие времена, не исключено, что будет вторая индустриализация», — добавил он.

Судя по данным опроса на BFM.Ru, больше половины россиян поддерживают их требования. На вопрос, «Как бы вы поступили с дальнобойщиками?», более половины сказали, что власти должны согласиться на все условия протестующих. Треть считает, что «нельзя поддаваться на шантаж», и лишь 13% — за жесткий разгон протестующих. На момент публикации статьи проголосовало 7000 человек.

Протестный лагерь

На парковке возле ТЦ «Мега-Химки» протестующие дальнобойщики намерены оставаться «до победного конца». Корреспондент «Росбалта» побывал в эпицентре протестной акции и узнал настроение несогласных водителей большегрузов.

На участке Ленинградского шоссе при въезде в подмосковные Химки – привычная воскресная суета. Мимо огромного монумента защитникам столицы, отразившим зимой 1941 года наступление вермахта, – бурых железных противотанковых ежей – ползут, крича друг на друга сигнальными гудками, чумазые семейные легковушки, покрытые грязными издержками теплой зимы.

Начиная с первых выходных декабря и вплоть до новогодних праздников, крупные торговые центры неизменно становятся почти культовыми местами. Однако сегодня в рядах припаркованных покупателями автомобилей всюду проглядывается бело-синий полицейский транспорт. Машины ДПС, «уазики» и темные пуховики с погонами встречаются каждые 50-100 метров, вдалеке виднеются организованно чего-то ожидающие грузовики и автобусы ОМОНа. Невзрачные люди в штатском, выглядывая из окон машин, держат наготове ручные видеокамеры-малютки и отрешенно смотрят на их экранчики, где застыло изображение синего грузовика с открытыми дверцами кузова.

«Чайник закипел, ребята!» – бодро прокричал молодой черноволосый мужчина в едва расстегнутой бежевой куртке с меховым воротником. У машины, из кузова которой он вместе с напарником Серегой («Серега меня зовут, Серега», – по-свойски представился улыбчивый дальнобойщик корреспонденту «Росбалта») раздавал участникам протестной акции пирожки, порции хлеба и куриного мяса, толпилось полсотни человек.

Достав одноразовые пластиковые стаканчики, мужчина принялся разливать кипяток из потрепанного медного чайника. «Как меня вообще сюда пристроили, а?» – засмеялся Серега и передал мусор – в зеленый контейнер. На переднюю его стенку кто-то приклеил плакат: «Помощь семье Ротенберга от дальнобойщиков».

Протестный лагерь дальнобойщиков в Химках

«Да, тебе только белого халата не хватает», – отозвались с улицы. Несогласные водители большегрузов, не отрываясь от разговора, неспешно потянулись за чаем. Центральная тема – отражение акции в эфире крупнейших телеканалов страны. Вернее отсутствие какого-либо ее упоминания на первых трех кнопках.

«Некоторые СМИ умалчивают. Нас не показывают по «Первому каналу». Нам показывают Сирию, проблемы какие-то, в Крым, вон, свет провели. Но ни слова про дальнобойщиков. Про нас просто забыли самые главные наши средства массовой информации», – грустно заметил представитель ивановского движения против «Платона» Иван.

В таких условиях свежие новости о судьбе злополучной системы «Платон» протестующие узнают в основном по радио и от коллег – по внутренним каналам. «Вот только передавали, что наших на юге останавливают, проверяют на алкоголь, арестовывают на двое суток, а машину – на штрафстоянку. Вот так и работаем!», – горячо возмущался подмосковный дальнобойщик, тоже Иван.

Накануне ночью он и другие водители сами очутились в эпицентре конфликта. Полицейские преградили путь на стоянку вновь прибывшим фурам, выставив кордон из грузовиков и тракторов. Сидевший в одном из большегрузов член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский потребовал от правоохранителей объяснений. В ответ было заявлено: в торговом центре проводится антитеррористическая операция. Водители рассказывали, что после члена СПЧ законность полицейских мотивировок решили проверить двое адвокатов. Но также тщетно.

«Тут такое порой творится! Полковники по дорогам бегают, какие-то службы по углам встали и зыркают. Мы на них смотрим – они отворачиваются. Неужто стесняются!» – задорно продолжил Иван, кивнув в сторону припаркованного неподалеку автомобиля ДПС, возле которого спиной к фурам стоял пышный мужчина в черном пальто. «Этот вот — чиновник какой, что ли… Прислали его, а он никак смелости не наберется подойти?» – гадал он. Окружающие с улыбкой кивали.

Один из активистов все же попытался поинтересоваться у сомнительного оператора-любителя, зачем он фиксирует происходящее на камеру. «Надо ж понимать, что здесь происходит. Украинское телевидение, не украинское телевидение… Так-то вообще у нас свобода собраний, но мы ж не знаем, кто здесь – дальнобойщики, а кто – нет», – на удивление размеренно объяснил позицию тот.

Спустя двое суток после неудавшейся акции «улитка» на МКАДе дальнобойщики успели основательно обжиться возле торгового центра и подготовиться к затяжному «стоянию» – так они называют свой протест. «Будем стоять здесь до победного. До весны – так до весны. До лета – так до лета», – серьезным тоном заявил петербургский дальнобойщик, жуя пирожок. Лобовые стекла фур увешаны плакатами, призывающими к отмене системы «Платон»: «Узаконенный рэкет в пользу частного лица», «Нет «Платону»!», «Ротенберга кормить не буду». Связь с «южными» коллегами на трассе М4 «Дон» поддерживается регулярно. Там обстановка аналогична тому, что происходит в Химках.

«Вы откройте карту и сразу все увидите! Появились какие-то неизвестные ремонты дорог, какие-то кирпичики непонятные. Товарищи едут с Иваново, с Тольятти, со всех регионов. Если посмотреть по картам, заблокировали почти все дороги. Они на подъезде, они даже до 108-й (Трасса А108, Московское большое кольцо, – «Росбалт») не доезжают, их тормозят — и все», – пояснил перевозчик из Иваново.

Нижегородский дальнобойщик Михаил подтверждает: ежедневно к месту сбора пытается подобраться по 10-15 машин, «иногда больше». «Пытаемся их сюда провезти, но нам всеми силами оказывают сопротивление, – посетовал он. – Хотят просто сделать так, чтобы выглядело, будто нас очень мало. А на самом деле вокруг Москвы ребята стоят. У нас есть связь практически со всеми, более чем с 40 регионами. Машины со всей страны, за исключением, конечно, Дальнего Востока. Но до Урала точно все».

После ночного обострения ситуации общим собранием было решено остаться на месте, чтобы избежать провокаций и добиться максимальной медийной огласки. Благо с администрацией ТЦ «Мега» договорились: если водители фур не будут нарушать общественный порядок, то смогут хранить свои машины на парковочных местах сколько угодно. Если несогласные покинут уже освоенную местность, то вряд ли обратно их пустит полиция. «Нас охраняют так тщательно, что мы уже не боимся ни бандитов, никого», – иронизируют они.

О каком-то отступлении здесь не идет и речи: всеми необходимыми ресурсами дальнобойщиков снабжают местные жители. «Люди тащат и тащат: кто – антифриз, кто – солярку», – Серега указал на черный внедорожник, остановившийся напротив грузовика-кухни. Из джипа выбрался плотный, коротко стриженый мужчина лет 50 с двумя батонами хлеба в руках. Узнав у протестующих, «кто старший по кампусу», он подошел к кузову и протянул буханки Сереге. Следом подбежал его десятилетний сынишка в голубой шапке – с приборами. «Я тут борща привез. Горячий борщок – самое то!» – отчеканил мужчина и через минуту вернулся с большой домашней кастрюлей. Из кастрюли валил пар.

Оказалось, он бывший дальнобойщик. Возил грузы еще в советское время. Как только узнал о невзгодах бывших коллег, сразу поспешил на помощь. Подобно ему, на подмогу протестующим – только за пару часов – вызвался почти десяток человек. «Если бы не вы, то мы бы сдулись, честно», – признавались водители большегрузов, порой скромно отказываясь от тех продуктов, которых достаточно.

После обеда кто-то из активистов принес несколько десятков гвоздик. Гомон притих. Мужчины взяли по два цветка и двинулись в сторону памятных ежей. Из ближайшего бело-синего автобуса высыпали сонные полицейские, за ними тут же вытянулась цепочка из омоновцев. Старшие по званию жестами показывали дальнобойщикам: выходить на дорогу нельзя. Однако те размеренно шагали дальше. Полицейские оперативно остановили движение. «Хм. Аж помогают. Ну и хорошо», – послышалось в пешей колонне. Дойдя до монумента, на котором выведена цитата из отчета Совимформбюро о победе советских войск под Москвой 6 декабря 1941 года, мужчины молча возложили цветы.

Наши деды, прадеды проливали кровь за то, чтобы мы жили в нормальной стране

«Наши деды, прадеды проливали кровь за то, чтобы мы жили в нормальной стране. А они наплевали на кровь наших дедов, что хотят творят со страной…» – приговаривали дальнобойщики, возвращаясь к своим фурам.

Источники: РБК, BFM.Ru, Росбалт, barnaul.fm, sibkray.ru, baikal-daily.ru, Ведомости

Читайте также:

комментария 4

  1. 2015:

    ПЕТЕРБУРЖЦЫ ПОДДЕРЖАЛИ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ
    *
    Съёмочная группа «ПВ» стала свидетелем, как 5 декабря неравнодушные горожане вышли поддержать борьбу дальнобойщиков за свои права. Послушали мнение дальнобойщиков, высказали свои. Неформально пообщались с полицейскими и фриками из гнезда т.н. депутата Фёдорова.
    *
    ПРЕСТУПНАЯ ВЛАСТЬ — vk.com/o_vlasti?w=wall-83221497_125471
    *
    ПРЕСТУПНАЯ ВЛАСТЬ —

  2. прохожий:

    Протест получился стихийным, плохо подготовленным и организованным, без чётко поставленных задач; зато власти успели подготовиться, развернуть массовую пропаганду против выступления дальнобоев, а заодно «прощупать» слабые стороны и больные точки протестующих и надавить на них.
    В итоге получилось не очень…

    вдогонку: Как НЕ НАДО протестовать
    remi-meisner.livejournal.com/163039.html

  3. Сайдинг:

    Почему протесты не получились -еще только всё начинается

  4. Хранитель:

    Интервью дальнобойщика Юрия из Санкт-Петербурга, приехавшего на акцию протеста против «Платона» в Химки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *