Силуанов обозначил срок: повышать налоги и снижать социальные расходы будут после президентских выборов

Антон СилуановГлава Минфина России Антон Силуанов рассказал в интервью Reuters, что, если цена на нефть опустится ниже $40, победителю следующих выборов президента России придется либо повышать налоги, либо сокращать социальные расходы. Также он констатировал, что дефицит бюджета РФ в 2016 году может существенно превысить 3%.

Дефицит федерального бюджета РФ в следующем году может существенно превысить установленную 3 процентами ВВП планку из-за падения доходов на фоне дешевой нефти и дополнительных трат на докапитализацию Внешэкономбанка, а через год ситуация осложнится отсутствием резервов и достаточного маневра для сокращения расходов, сказал в интервью Рейтер министр финансов Антон Силуанов.

Глава Минфина предупреждает об угрозе финансовой стабильности РФ и опасности политики «ничего не делать и ждать, когда цены на нефть вырастут».

После завершения избирательной кампании 2018 года перед главой государства встанет выбор — либо сокращать ускоренными темпами социальные расходы, либо повышать налоги, говорит Силуанов.

«Перед Россией в среднесрочной перспективе стоит непростой выбор: либо серьезно сократить объем социальных расходов, расходов на образование и здравоохранение и при этом оставить уровень налогов без изменения, либо идти по пути большего объема социальных расходов, но при этом повышать отдельные налоги. Это непростой общественный выбор — ответ на этот вопрос должен быть в программе следующего российского президента», — сказал Силуанов.

Минфин еле свел концы с концами при верстке бюджета на 2016 год из-за сокращения доходов на фоне низких цен на нефть и падения экономики. Дешевая нефть вынудила власти отказаться от положенной по закону индексации пенсий и зарплат бюджетникам, в третий раз конфисковать пенсионные накопления граждан и изъять дополнительные доходы нефтяников, несмотря на обещание не менять налоговый режим до 2018 года.

Нефть не вырастет

Минэкономразвития в пессимистичном варианте прогноза оценивает цены на нефть в ближайшие три года на уровне $40 за баррель, ЦБ в стресс-сценарии закладывает $35.

Минфин в своих прогнозах исходит из того, что нефть будет находиться в промежутке между $40 до $50 за баррель, однако допускает, что цены опустятся ниже $40.

«Такая ситуация возможна», — считает Силуанов, объясняя это замедлением темпов мировой экономики, избыточным предложением нефти на рынке, а также готовностью Ирана выйти на рынок нефти после снятия санкций.

«Пока нет оснований говорить о возможности повышательных трендов по цене на нефть… Мы таких перспектив не видим», — сказал Силуанов.

Как и в кризис 2008-2009 года, правительство в этом году отказалось от трехлетнего планирования бюджета, ограничившись финансовым планом на один год и заложив в него цену на нефть Urals $50 за баррель. В настоящее время Urals торгуется на уровне $40 за баррель.

«Нельзя полагаться на русский авось, что вдруг все резко изменится, цены на нефть вырастут, все вернется к ситуации двухлетней давности. Не вернется. Даже если ситуация в какой-то степени улучшится, то все равно необходимо решать структурные проблемы, избавляться от дисбалансов», — говорит Силуанов.

«Логика, что сейчас закончатся деньги, и тогда мы займемся хозяйством — неверная. Ничего не делать и ждать, когда цены на нефть вырастут, — опасно и неадекватно ситуации. Мы должны быть готовы к любому развитию событий, а значит сейчас необходимо пересматривать неэффективные, избыточные обязательства, улучшать структуру бюджета».

Всеобщая мобилизация

При сохранении нынешних цен на нефть и курса рубля доходы бюджета сократятся на 1,2-1,5 триллиона в 2016 году по сравнению с заложенными в проекте бюджета, сказал Силуанов. Это приведет к разрастанию бюджетной дыры, которая может увеличиться еще больше после оказания помощи испытывающему финансовые проблемы Внешэкономбанку.

В проекте бюджета-2016 доходы определены в сумме 13,74 триллиона рублей (17,5 процента ВВП), а дефицит зафиксирован в размере 2,36 триллиона рублей, или 3,0 процента ВВП. Почти весь дефицит — 2,14 триллиона рублей — будет профинансирован из Резервного фонда, в котором, если бюджет будет исполнен в соответствии с планом, останется к концу года 1,0 триллион рублей, а с учетом дополнительных расходов и рисков бюджетная страховка обнулится.

«В следующем году мы видим серьезные риски. Дефицит может увеличиться в результате недопоступления 1,2-1,5 триллиона рублей доходов. Остаются вопросы с дополнительными тратами, включая урегулирование задолженности ВЭБа», — сказал министр финансов.

Ведомство думает над тем, где бы взять денег.

«Если такие риски реализуются, я не исключаю, что нужно будет проводить мобилизацию ресурсов в следующем году», — сказал Силуанов, отнеся к ним нераспределенные резервы внутри бюджета, сформированные в том числе за счет изъятия пенсионных накоплений на сумму 342 миллиардов рублей, улучшение администрирования сборов с виноводочной продукции, а также страховых взносов.

Последняя мера, по оценкам, приведет к получению дополнительных порядка 100 миллиардов рублей в бюджет, сказал Силуанов.

Еще одним дополнительным источником доходов может стать приватизация.

«Есть необходимость активизировать приватизацию, существенно увеличить поступления от нее — даже дискуссии (в правительстве) нет на этот счет. Цены на активы сейчас ниже чем, скажем, 2-3 года назад, но это не может считаться преградой».

По его словам, в числе первых претендентов на продажу в 2016 году может стать госкомпания Роснефть Игоря Сечина.

«Год назад у нас (в бюджет) был заложен доход от приватизации 19,5-процентного пакета Роснефти стоимостью около 500 миллиардов рублей. Сейчас цена этого актива примерно та же, и мы считаем, что это существенный ресурс для пополнения бюджета в условиях сокращающихся доходов».

Привлечь дополнительные ресурсы Минфин может и вернувшись на рынок внешних заимствований в следующем году, если условия будут приемлемыми, сказал Силуанов.

«Посмотрим на ситуацию на рынке. Нам предпочтительнее выйти на внешние рынки, если доходность нас устроит. Интерес к российским бумагам есть. Многие уже сейчас активно заходят в Россию в рублевые бумаги».

Минфин заложил в бюджет право занять на внешнем рынке в следующем году до $3 миллиардов. Чиновники Минфина и ЦБ также сообщали о желании разместить дебютные ОФЗ в китайских юанях объемом не менее $1 миллиарда в эквиваленте.

Предвыборные ножницы

Параллельно с мобилизацией доходов Силуанов традиционно призвал сокращать расходы и улучшать их качество, при этом признал, что возможности ограничены.

Минфин хочет сокращать дефицит бюджета на процент ВВП ежегодно, чтобы в 2018 году он не превышал 1,0 процента ВВП. Изначально ведомство планировало ограничить бюджетную дыру в 2016 году 2,4 процента ВВП, но не вышло — дефицит в результате межведомственных согласований вырос до уровня текущего года.

Выполнение задачи сокращения расходов осложняют приближающиеся выборы.

«Проблема бюджета 2017-2019 годов в том, что с одной стороны нельзя резко сокращать наши социально значимые расходы и программы. С другой стороны, мы не можем себе позволить дефицит бюджета более 2,0 процентов ВВП», — сказал Силуанов.

В идеале Минфин хотел бы ограничить номинальные расходы в 2017-2018 годах уровнем 2016 года — максимум 16,0 триллионов рублей.

«Тем самым в реальном выражении расходы бы сокращались, а доходы относительно сегодняшнего уровня росли. Таким образом, мы могли бы обеспечить балансировку в трехлетнем периоде».

«Еще один важный ресурс – это снижение субсидий экономике, пересмотр налоговых льгот, которые составляют более триллиона рублей, пересмотр инвестиционных расходов, не влияющих непосредственно на экономический рост, а также использование принципа нуждаемости при распределении социальных расходов».

В проекте бюджета на 2016 год расходы установлены в размере 16,1 триллиона рублей (20,5 процента ВВП) по сравнению с 15,4 триллиона в этом году (21,0 процента ВВП).

Однако запросы министерств и ведомств превышают эту планку на 2,0-3,0 триллиона рублей в год, сказал Силуанов.

«Есть угроза разбалансировки финансовой ситуации. Нужно делать выводы, анализировать опыт других стран, учиться на ошибках прошлых лет. Законы экономики отменить нельзя, они объективны. И как бы нам ни хотелось кому-то помочь, побольше денег дать, для этого нужны источники и ресурсы, а если их нет, то недопустимо принимать ничем не обеспеченные обязательства. Это самообман».

Источник — Рейтер

Кризис в России: прогнозы , , , , , , , ,

  1. kostik1
    30.11.2015 at 23:18 | #1

    Не надейтесь, уже начали и повышать и снижать. Дальше будет веселее.

  2. Хранитель
    01.12.2015 at 04:41 | #2

    Министр финансов РФ Антон Силуанов не ожидает до конца 2015 г. падения курса рубля, как в конце 2014 г. «Таких изменений курсовых, надеюсь, не увидим до конца года», — заявил он в Госдуме в понедельник.

    Также он отметил, что не ожидает резкого снижения цен на нефть до конца 2015 г.: «Не думаю, что цены на нефть сейчас будут существенно падать: с 40 до 20 долларов за баррель за период до конца года. Хотя надо быть к любому сценарию готовыми, так как мы видим сейчас переизбыток нефти и динамика мировой экономики идет не вверх, а вниз».

    «В следующем году есть риски сокращения доходов бюджета более чем на 1 трлн руб.», — признал Силуанов.

    «Думаю, что мы сейчас подготовим внутри правительства меры о том, как нам действовать, если риски по снижению доходной базы сбудутся. Мы не можем себе позволить и осторожно относимся к увеличению дефицита бюджета», — подчеркнул он.

    Неделей ранее Силуанов заявил, что необходимо ориентироваться на стоимость нефти не более $50 за баррель, как в бюджете на 2016 г., «поскольку мы видим, что такая цена, скорее всего, и будет в среднесрочной перспективе».

  1. Нет трекбеков.