Разрыв экономических отношений с Турцией: варианты и последствия

Разрыв отношений между Турцией и РоссиейРазрыв экономических отношений с Турцией будет идти «по всем фронтам». Ведомства в течение двух дней составят план, как правильно ответить туркам за сбитый самолет. Чиновники уже думают над прекращением авиасообщения и деловых контактов, запретом отдыха на турецких курортах и поставок продуктов, и даже над заморозкой проекта «Турецкий поток». Ущерб из-за этого может получить как Турция, так и Россия.

Россия торопится ограничить экономические отношения с Турцией, которая не планирует извиняться за сбитый российский бомбардировщик Су-24. На разработку комплекса ответных экономических и гуманитарных мер премьер-министр Дмитрий Медведев дал только два дня, «чтобы максимально быстро перейти к соответствующим процедурам».

«Я хочу сказать об экономических мерах. Вчера мы обсуждали этот вопрос с президентом в Екатеринбурге. В результате правительству поручено выработать систему мер реагирования на акт агрессии в экономической и гуманитарной сферах. Решение будет принято на основании закона о специальных мерах от 30 декабря 2006 года. Этот закон, по сути, для подобных ситуаций и рассчитан, касается вопросов обеспечения нашей безопасности», — сообщил премьер.

Разрабатываемые меры — не эмбарго и не санкции, а естественный контроль на фоне роста опасности проявления экстремизма и непредсказуемости, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Тем не менее, они обещают быть не только сверхбыстрыми, но и бессрочными, пообещал Медведев.

Помимо этого, экономические ограничения будут полностью соответствовать нормам ВТО, отметил министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Одна из статей ГАТТ «позволяет вводить разные ограничительные меры в области торговли товарами и услугами, в области инвестиций в случае угрозы национальной безопасности. Такой случай мы в полной мере сейчас переживаем», убежден министр.

После заявления премьера российские ведомства спешат заявить все новые и новые предложения по тому, как можно ответить Турции за «недружественный акт». В числе идей — отказ от крупнейших инвестпроектов, сотрудничества в энергетической сфере, ограничения на работу турецких компаний и простые потребительские товары.

О том, как в отношении Турции вводится режим максимального «неблагоприятствования» — в материале «Газеты.Ru».

Сеньор-помидор сменит гражданство

Утро четверга началось с претензий к качеству турецких товаров, в первую очередь — продуктов питания. Потребители и отраслевые союзы стали жаловаться в Минсельхоз на небезопасность продовольствия из Турции, сообщило ведомство.

После анализа ситуации стали ясны масштабы проблемы. «К сожалению, в среднем 15% турецкой сельхозпродукции не соответствует российским нормам», — заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

Вопросы по качеству, как оказалось, появились не сегодня. Ведомство уже давно фиксировало, что качество овощей и фруктов из Турции далеко не идеально. С начала 2015 года контрольные органы зарегистрировали порядка 40 случаев обнаружения «остатков запрещенных и вредных веществ животного происхождения», «превышение максимально допустимых уровней содержания пестицидов, нитратов и нитритов».

Находят и карантинные объекты. В Краснодарском крае Россельхознадзор задержал 16 тонн турецких гранатов, зараженных живой и мертвой средиземноморской плодовой мухой. Товар вернули отправителю.

В итоге правительство поручило поставить турецкие сельхозпредприятия на дополнительный контроль. Хотя только вчера представители Россельхознадзора заявляли «Газете.Ru», что не видят необходимости усиливать и без того жесткую проверку турецкого продовольствия, поскольку «политическая напряженность между странами вряд ли отразится на наличии карантинных объектов».

Но проверками может и не ограничиться: турецкие продукты могут попасть и под эмбарго.

В настоящее время Минсельхоз анализирует ситуацию и готовится представить правительству свои предложения по ограничению поставок продовольствия из Турции в обозначенные премьер-министром два дня, заявили в пресс-службе ведомства.

Досталось и непродовольственным товарам. Роспотребнадзор отнес к группе «высокого риска» турецкий текстиль, сумма российского импорта которого исчисляется в сотнях миллионах долларов. Есть претензии к мебели, а также к моющим и чистящим средствам.

Небезопасным оказался и отдых в Турции, который до недавнего времени был самым популярным у россиян. Отечественный МИД рекомендовал гражданам поскорее вернуться в Россию из-за сохранения террористической угрозы, а Ростуризм объявил о прекращении сотрудничества в области туризма.

Бесполетная зона «Россия»

Сбитый самолет может стоить двум странам открытого российского неба.

Между Россией и Турцией осуществляется интенсивное регулярное и чартерное авиасообщение. Чартеры летали по заказу российских туроператоров, регулярные рейсы выполняли как российские, так и турецкие авиакомпании. После рекомендации Ростуризма о прекращении реализации турпакетов в Турцию прекратили продажу путевок все российские туроператоры. В ближайшее время будут пересмотрены контракты на выполнение чартерных рейсов. После окончания планового вывоза российских туристов, находящихся в Турции, чартеры будут отменены.

Если российское правительство примет решение запретить турецким авиакомпаниям использовать российское воздушное пространство, то с рынка уйдут и турецкие авиакомпании, выполняющие в настоящее время регулярные рейсы — национальный перевозчик Turkish Airlines, лоукостер Pegasus, авиакомпании Onur Air.

Помимо этого, они потеряют возможность использовать воздушное пространство над территорией России для транзитных рейсов.

О том, что ситуация будет, скорее всего, развиваться по такому сценарию, и турецкий авиарынок окажется закрыт, заявил и председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев. Турция являлась одним из трех наиболее популярных у россиян международных направлений, наравне с Украиной и Египтом. Все три маршрута теперь оказались под запретом.

Не исключено, что Турция решит применить по отношению к российским авиакомпаниям зеркальные меры, запретив «Аэрофлоту», «Уральским авиалиниям» и другим авиаперевозчикам использовать свое воздушное пространство.

От запрета пострадают все участники авиарынка. Российские авиакомпании, выполнявшие чартерные рейсы, уже столкнулись с избытком провозных мощностей: самолеты простаивают, не приносят прибыль, при этом лизинговые платежи и другие сопутствующие расходы приходится осуществлять.

Нелегко придется и российским аэропортам, которые лишатся платежей от турецких авиакомпаний. Ставки аэронавигационного обслуживания (АНО) за международные рейсы для иностранных авиаперевозчиков наиболее прибыльны для воздушных гаваней. Для сравнения, ставка сбора за АНО в трех московских аэропортах для иностранных перевозчиков составляет $7,6 (около 500 руб. по текущему курсу ЦБ) за тонну максимальной взлетной массы (мвм), а для отечественных — 85,5 руб. за тонну мвм, то есть почти в 9 раз ниже. Сократятся доходы и Организации воздушного движения России (ОрВД), получающей плату за пользование российским воздушным пространством.

Похожие методы Россия может применить и в отношении турецких судов. Если их доступ в российские порты будет запрещен или ограничен, российские получатели турецких товаров могут столкнуться с резко возросшей стоимостью доставки, а порты столкнутся со снижением грузооборота. В первую очередь, это коснется таких портов, как Новороссийск, Туапсе, Тамань, Кавказ.

Экспорт грузов из Турции идет, в основном, на турецких грузоперевозчиках — они доминируют в этом сегменте. Заменить их российскими грузоперевозчиками вряд ли получится: турецкие экспортеры предпочитают «загружать» свои перевозочные компании. К тому же, в случае, если заказчиком перевозки между Турцией и Россией выступает юрлицо, зарегистрированное в третьей стране, то турецкие власти запрашивают дополнительные документы и разрешения, что негативно сказывается на сроках доставки товара.

Энергетика вылетает в трубу

Охлаждение отношений между Россией и Турцией может негативно сказаться и на одном из крупнейших энергетических проектов последних лет — «Турецком потоке».

Глава МЭР Алексей Улюкаев заявил, что в рамках ограничительных мер проект газопровода «Турецкий поток» может быть заморожен или даже отменен. Министерство уже готовит соответствующее предложение, добавил он.

«Этот проект ничем не отличается от любого другого проекта и точно так же речь идет о нашем инвестиционном сотрудничестве, и он точно так же подпадает под действие закона о специальных экономических мерах, как любой другой проект», — отметил министр.

Впрочем, как сообщили «Газете.Ru» представители Минэнерго, пока нет информации по поводу того, собирается ли министерство выдвигать какие-либо инициативы в отношении Турции.

По оценке главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, Россия уже вложила в ТП порядка $15−18 млрд. Впрочем, речь идет не столько о собственно проекте, сколько о сопутствующих затратах. «Турецким потоком» Россия планировала окупить инвестиции в нереализованный из-за претензий Еврокомиссии «Южный поток». Только прокладка «Южного коридора» — сети газопроводов на территории России, по которым газ должен был поступать сначала к’Южному», а потом уже «Турецкому потоку» — потребовала 500 млрд руб.

Кроме того, необходимо учитывать расходы на трубы, которые были закуплены еще для ЮП, а теперь хранятся на складах в Болгарии, аренда которых тоже требует денег. Есть и затраты по контракту с итальянской Saipem, которую наняли для прокладки опять-таки «Южного потока», но впоследствии перевели на ТП.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что ситуация крайне непростая для обеих сторон конфликта.

«Для России инвестиции в «Южный коридор» будут оправданы только в случае запуска не менее двух ниток «Турецкого потока», — говорит эксперт.

Изначально предполагалась прокладка четырех ниток общей мощностью в 63 млрд кубометров. по одной газ должен был идти в Турцию, по остальным — дальше в Европу. Но Турции необходима хотя бы одна нитка — сейчас турки получают через Украину порядка 14 млрд кубометров, но с 2020 года Россия намерена украинский транзит прекратить, именно для замещения поставок в Турцию выделялась четверть мощностей ТП.

«Сейчас все будет зависеть от позиции Европы, которая недавно внесла в список приоритетных проектов несколько газопроводов, которые должны стать продолжением “Турецкого потока”, — говорит Симонов. — Евросоюз, которому тоже нужен газ, в связи с этим может начать оказывать давление как на Турцию, так и на Россию».

В такой ситуации Симонов не исключает, что может быть возрожден «Южный поток» (труба также должна была пройти через Черное море, но на сушу выходила не в Турции, а в Болгарии). И здесь тоже важна позиция ЕС. Второй вариант — паритетное участие Турции в финансировании морской части «Турецкого потока» (сейчас это полностью на «Газпроме»). «Это был бы такой своеобразный шаг к примирению, кроме прочего гарантирующий, что проект не будет сорван из-за разногласий», — поясняет глава ФНЭБ.

Новости кризиса: текущая ситуация в мире, Новости кризиса: текущая ситуация в России , , , , , ,

  1. kostik1
    28.11.2015 at 23:18 | #1

    Турецкий цугцванг…

  1. Нет трекбеков.