Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Налетай, подешевело! Жилье в Москве

Ситуация на рынке недвижимости в Москве и Подмосковье за последние месяцы резко изменилась: если ранее свои условия диктовали девелоперы и посредники, то теперь решающее слово остается за покупателем. Продажи жилья в Москве упали на 20-30% на вторичном рынке, и до 70% — на рынке нового жилья. В таких условиях цену назначает покупатель: только он решает, сколько готов заплатить за необходимые квадратные метры.

Рынок «встал»

По словам генерального директора ООО «Пересвет-Недвижимость» (входит в ГК «Пересвет-Групп») Николая Андреева, в ноябре активность на первичном рынке жилья в Москве и Подмосковье значительно снизилась.

«Обращений о продаже недвижимости поступало в два раза больше чем запросов о покупке», – констатирует он. Соответственно, указывает глава «Пересвет-Недвижимость», на 20 – 30% упали и продажи жилья в столице и области.

«В Москве продажи снизились больше, чем в Подмосковье. В столице цены на недвижимость всегда были выше, чем в других городах России. В настоящее время продажи падают и в сегменте эконом-, и в сегменте бизнес-класса, а предложение увеличилось везде, даже в сегменте элиты», – признает Андреев.

Руководитель аналитического центра корпорации «Инком» Дмитрий Таганов указывает, что в течение «кризисной» осени – с сентября по ноябрь 2008 года – на первичном рынке городского жилья в Москве продажи в среднем снизились примерно в 10 раз – с 20-30 до двух-трех продаж в месяц по каждой новостройке.

Немногим лучше, по его данным, обстоят дела на вторичном рынке московского жилья и на загородном рынке Подмосковья: «На «вторичке» продажи сегодня находятся примерно на уровне сентября, а в «загородке» продажи в успешных проектах уменьшились в два-три раза, у неликвидных — встали вовсе».

Как поясняет Таганов, спад продаж новостроек в Москве и области неодинаков у разных компаний и в разных сегментах жилья.

«Так, группы ПИК, «СУ-155» и другие компании, проводящие в настоящее время активные маркетинговые акции, продают в месяц до 10 квартир на своих объектах. У мелких строительных компаний, не готовых работать «на покупателя», дела идут хуже», – уточняет эксперт.

Он также добавляет, что даже в условиях кризиса среди городского жилья наибольшим спросом пользуется эконом-класс – в нем продается до пяти квартир по каждому объекту в месяц, тогда как в более высоких сегментах в месяц реализуется всего одна-две квартиры.

Торговые площади: последние из могикан

Как признается на условиях анонимности представитель одного из крупных российских девелоперов, в настоящее время эта компания столкнулась с остановкой продаж не только своего жилья, но и офисов.

«Относительно неплохо в существующей ситуации продается только торговая недвижимость, но и по ней сделки, разумеется, идут совсем не так просто, как раньше», – сетует он.

Сотрудник же известной западной консалтинговой компании добавляет, что из торговых объектов «нормально продаются только площади стрит-ритейла, то есть встроено-пристроенные помещения в зданиях неторгового назначения». «Но стрит-ритейл всегда хорошо продавался, он всегда «жив» – это очень понятный продукт», – рассуждает собеседник агентства.

Относительную оживленность рынка торговой недвижимости в столице аналитики компании GVA Sawyer объясняют тем, что неудовлетворенный спрос на торговые площади в Москве со стороны конечных потребителей достигает, даже несмотря на кризис, от 800 тысяч до 1 миллиона квадратных метров.

«То есть рынок все еще остается ненасыщенным качественными форматами», – отмечают специалисты.

Офисы: время переговоров

По словам директора отдела приобретения и продаж департамента офисной недвижимости Colliers International Кермена Мастиева, в настоящее время на рынке офисной недвижимости Москвы практически не заключается сделок, а по большинству выставленных на продажу объектов идут только переговоры.

Вместе с тем, по его словам, в разных сегментах рынка ситуация с продажами различается. «Например, в сегменте площадок под строительство офисных объектов класса А и в сегменте строящихся объектов, клиентская активность находится практически на нуле. Здесь остались только покупатели с уже открытыми еще до этапа активного развития кризисных явлений кредитными линиями или аккумулированными опять-таки до кризиса средствами», – указывает он.

Основная же активность на рынке офисов наблюдается в сегменте готовых офисных объектов, подчеркивает Мастиев: «Кто в настоящее время имеет аккумулированные средства, ищет способ их надежного вложения. Но и эти компании пока не торопятся принимать какие-либо конкретные решения».

Конкуренция за покупателя

Финансовый кризис заставил продавцов недвижимости в Москве и области вспомнить подзабытые навыки борьбы за покупателя, признают и девелоперы, и риэлторы, и консультанты. В первую очередь в ход пошли разного рода скидки. При этом на самый большой дисконт в настоящее время готовы владельцы офисов – до 50% от заявленной стоимости недвижимости.

В частности, рассказывает Мастиев, в настоящее время практически по всем продающимся офисным объектам, за небольшим исключением уникальных зданий, собственники которых не испытывают проблем с ликвидностью, распространена ситуация, когда немногочисленные потенциальные покупатели не без оснований рассчитывают на существенные дисконты.

«Такие покупатели рассчитывают на существенные скидки — от 15% до 50% — или ищут продавцов, испытывающих серьезные трудности с ликвидностью, чтобы купить их активы с большим дисконтом. В среднем по рынку покупатели ожидают скидки в 20–30%», – сообщает он.

При этом, добавляет представитель еще одной консалтинговой компании, попросивший не называть его имя, особенно трудно проходят сделки по объектам в «Москва-Сити».

«У потенциальных покупателей есть определенные опасения, что из-за кризиса здания в комплексе «Москва-Сити» просто не будут достроены. Кроме того, их беспокоит транспортная ситуация и перспектива «жить на стройке» – ведь некоторые объекты ММДЦ уже заморожены. Поэтому, я думаю, что даже люди, целенаправленно собиравшиеся покупать офис в Сити, будут готовы в настоящее время рассматривать и другие предложения. Ведь интересных объектов на рынке сейчас появилось очень много», – полагает он.

До скидок в 50% на рынке жилья в столичном регионе застройщики пока не дошли, утверждает Таганов.

«Покупатели жилья эконом-класса на «первичке» в основном ждут от застройщика скидок – от четверти до трети стоимости объекта. И если квартира сейчас продается на 20–30% ниже рынка, то она уходит в считанные дни», – говорит он.

Что же касается жилья бизнес-класса и элитного жилья, уточняет Таганов, то его продавцы пока сталкиваются не столько с необходимостью делать скидку покупателям, сколько с необходимостью давать своим клиентам рассрочку платежа.

Из-за этого, признает председатель совета директоров корпорации Mirax Group Сергей Полонский, в компании начала снижаться выручка от продаж недвижимости: только в ноябре снижение составило 40 миллионов долларов, по сравнению с октябрем, – до 110 миллионов долларов.

«В данный момент многие наши клиенты, которые уже внесли 30-50% от стоимости квартир, просят нас о дополнительной отсрочке платежа. Мы понимаем ситуацию и идем им навстречу», – указывает Полонский.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *