Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

А. Лившиц о кризисе и не только

Сегодня весь мир продается. Автомобильные гиганты, транснациональные корпорации сбрасывают перспективные активы по низкой цене. Для покупки предприятий по бросовым ценам во многих странах, пострадавших от кризиса меньше, чем Штаты, созданы специальные структуры – СИФ, суверенные инвестиционные фонды. Именно о них рассказывает доктор Лившиц.

СИФы принадлежат государствам. Инвестируют большей частью за рубежом. Покупая ценные бумаги, доли в банках, торговые сети, нефтяные поля, небоскребы, все что угодно. База СИФа есть и у нас — Фонд национального благосостояния (ФНБ). Когда его размещают в России, реакция спокойная. Когда за границей, реакция неспокойная. Плавно переходящая в ярость. Мол, с частником все ясно. Куда захотел — туда и вложил. Но здесь-то средства общие, государственные. Зачем отдавать иностранцам? Да еще во время кризиса. Транжиры. Будто деньги девать некуда.

А что? Так и есть. Только не у нас. В Норвегии, ОАЭ, Кувейте, Сингапуре. Страны малонаселенные. Очень богатые. Эмиратский СИФ почти в тридцать раз больше нашего ФНБ. На самом деле девать некуда. Вот и откладывают. На десятилетия вперед. Другой пример — Китай. К нефтеэкспортерам не относится. Шальными доходами обделен. Страна многонаселенная. У власти не какие-то либералы. Коммунисты. Умело управляющие, кстати, тамошним СИФом. А он намного превосходит российский.

Такой фонд нужен и нам. Самое время увести часть ресурсов за границу. Подзаработать. А потом можно и назад вернуть. Скажу больше. Нынче для России перспективны любые внешние вложения. Выгодны экономически. А главное — политически: позволят отбить позиции, утраченные из-за безденежья 90-х годов.

Сейчас «суверены» свободны как птицы. Но летают все же по-разному.

1. Первый стиль — «цапля». Правительства действуют предельно осторожно. Видят в СИФе всего лишь денежный склад. Главная забота — только бы средства остались целы.

2. Второй — «орел». Полная противоположность. Предельно агрессивный. Цель — максимум дохода. Красиво по форме. Но сомнительно по содержанию. Получается, что власти зачем-то подменяют бизнес. Работают за него. Как будто больше заняться нечем.

3. Третий можно назвать «вороном». Суть: покупаются зарубежные активы. Выводятся на дорогу роста. После чего поступают на прилавок. В тендерном магазине. Для приватизации. Причем допускаются только «свои». То есть государство берет на себя часть рисков. Помогая частному капиталу освоиться на заграничных рынках. Зарабатывает. Выручку — в бюджетную копилочку. Весьма кстати. Ведь нефтяные сверхдоходы исчезли. И дату возращения не знает никто… Как вам? Мне нравится. Все же ворон умнее отважного, прямолинейного орла. И тем более трусихи цапли.

Птичьи перелеты обходятся без регламентов. СИФы тоже. Нет никаких международных правил. Скажем, норвежский фонд открыт полностью. Можно зайти на сайт. И узнать все: что купили, у кого, зачем, почем. А вот эмиратский сообщает лишь адрес с номером телефона. И ничего больше.

Это вызывает тревогу в развитых странах. Там любят порядок. А тут слетаются какие-то непонятные фонды. Прожорливые. Готовы склевать все что угодно… Получают отпор. В виде законов, пропитанных экономическим национализмом. Особенно жесток американский. Смысл: чужим здесь не место. Что оправданно. Если речь идет о ВПК, космосе, стратегической инфраструктуре, природных ресурсах. В остальном… странная подозрительность. Причем обидная. Именно «суверены» пришли на помощь. Заокеанским банкам. В разгар кредитного кризиса. Вложили немалые деньги. После чего увидели забор с надписью «проход запрещен».

Сейчас СИФы контролируют около 3 трлн долл. Лет через пять будет «десятка». Колоссальные суммы. Настолько, что с их владельцами нельзя не считаться. Нельзя не пускать. Где выход? В движении навстречу. Шаг фондов — образование стаи. Ведь государства умеют договариваться по вопросам безопасности, финансов, торговли, экологии, прав человека… Почему здесь нельзя? Стоило бы подумать о какой-то ассоциации, что ли. Шаг экономических эгоистов — либерализация законов. Отказ от протекционизма. Именно к этому призвала «большая двадцатка» на недавнем саммите в Вашингтоне. Такие решения надо выполнять. А иначе зачем было собираться?

Источник: Финансовые Известия

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *