Закончатся ли массовые увольнения?

2009 год имеет все шансы войти в историю как год, показавший катастрофическую разницу между тем, что правительство обещает сделать, и тем, что делает в действительности. Безусловно, зачастую заявления чиновников и прежде считались голословными, не подтвержденными реальной жизнью. Но только в 2009 году, на пике экономического краха, когда количество правительственных заявлений и мер по поддержке населения и бизнеса идет на рекорд, а уровень жизни в стране, тем не менее, опускается все ниже, становится очевидно, что реализации правительственных программ что-то мешает. И в первую очередь это касается ситуации с безработицей.

Осенью 2008 года Минздравсоцразвития сообщило: уровень безработицы в России — один из самых низких за последние 13 лет. На 1 октября 2008 года только 5,3% населения не имели постоянной работы. Тогда в ведомстве полагали, что ситуация на рынке труда изменится не ранее, чем через два-три месяца. Возможность массовой безработицы чиновники отрицали.

А в ноябре 2008 года, согласно данным опросов «Левада-центра», проблемы на рынке труда приобрели массовый характер. В этот период стало быстро расти число сообщений респондентов, участников анкетирования «Левада-центра», о том, что кто-либо из работающих членов их семей лично столкнулся с проблемами в сфере занятости: сокращениями или задержками заработной платы, увольнениями.

В распределении ответов на вопрос о роде занятий заметно выросла доля тех, кто обозначал себя как «безработного/временно нетрудоустроенного». Тогда безработица вышла на одно из первых мест в списке наиболее острых общественных проблем: с 25% до 57% выросла доля опрошенных, назвавших ее в числе первоочередных.

Приведенные данные были получены в ходе анкетирования 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны, что действительно позволяло говорить о массовости и повсеместности проблемы занятости. Как известно, с осени 2008 года ситуация в этой сфере только ухудшилась.

В конце апреля 2009 года Росстат объявил: число безработных в России достигло 10,2% экономически активного населения, то есть 7,7 млн. человек. И снова предельное значение — апрельский показатель в 10,2% является самым высоким за последние 9 лет.

Минздравсоцразвития насчитало в апреле только 2,3 млн. безработных. Согласно прогнозам этого ведомства, цифра в 7,8 миллиона человек будет достигнута лишь к концу 2009 года.

Такое несоответствие данных объясняется разными методологиями подсчетов, которые используют эти ведомства. Так, Росстат работает по системе Международной организации труда (МОТ). В данном случае статистика основывается на определении безработных как тех, кто не имеет места работы и не занимается никакой деятельностью для получения дохода.

Учитываются, во-первых, те, кто официально зарегистрирован в бюро по трудоустройству как лица, занимающиеся поиском работы и готовые работать. Во-вторых, считаются и те нетрудоустроенные, которые применяют в последние 4 недели различные методы поиска: регистрация в государственных и частных агентствах занятости; подача ходатайства о желании начать собственную деятельность, опубликование объявлений и ответов на объявления, обращения с просьбой о трудоустройстве к друзьям, коллегам, в профсоюзы.

Минздравсоцразвития опирается на данные мониторинга Роструда и учитывает ТОЛЬКО официально зарегистрированных безработных.

Соответственно, можем предположить, что если Минздравсоцразвития в настоящее время называет цифру в 2,3 миллиона официально зарегистрированных безработных и предполагает 7,8 миллиона только к концу года, а Росстат, посчитав всех фактически безработных, говорит о 7,7 миллиона уже сейчас, то в конце 2009 года людей, не имеющих постоянного заработка (зарегистрированных и нет), возможно, станет больше 10 миллионов. Эта цифра соответствует и прогнозу Всемирного банка.

Такая существенная разница в показателях, конечно, очень негативно отразится на эффективности программ по борьбе с безработицей, ведь деньги из бюджета выделяются согласно официальным данным. Казна предусматривает статью расходов, которая позволяет выплачивать пособие официально зарегистрированным нетрудоустроенным гражданам. Объем средств рассчитывается, исходя из прогнозируемого числа безработных.

Напомним, на борьбу с безработицей российское правительство в конце 2008-го— начале 2009 года выделило 120 миллиардов рублей (около 3,6 млрд. долл.). В госпрограмме четыре направления: развитие внутренней трудовой миграции, создание временных рабочих мест, переобучение, поддержка предпринимательства.

Развитие внутренней миграции, возможности переезда специалистов не только из провинции в крупные города, но и наоборот обсуждаются уже давно. Так, члены «Дискуссионного клуба» «Единой России» еще в феврале предлагали правительству рассмотреть возможность предоставления безработным наделов земли в Сибири и на Дальнем Востоке при условии переезда туда на постоянное место жительства. Однако особой популярностью подобная мера не пользуется: уж слишком немного тех, кто согласен в поисках нового места работы переехать в столь дальние регионы.

Совсем по-другому скадывается ситуация с таким аспектом внутренней миграции, как возможная смена профессии. Так, кризис показал ненужность большого числа «белых воротничков» на фоне нехватки рабочей силы. Треть специалистов и менеджеров готовы в этой ситуации расширить возможности для заработка за счет получения рабочей профессии. Таковы итоги опроса на сайте www.hh.ru, в котором участвовало более 1500 граждан со всех регионов РФ. Только 28,5% специалистов будут держаться за свой статус до последнего, свидетельствуют результаты опроса. Более 31% морально готовы незамедлительно встать к станку. Но готовы ли заводы — и без того находящиеся в глубоком кризисе — принять бывших менеджеров и управленцев?

Решить эту проблему должно следующее направление госпрограммы — создание новых рабочих мест. На эти цели дополнительно выделяется 44 миллиарда рублей. Президент РФ Дмитрий Медведев рассказал, как должны быть потрачены эти средства: «Если закрывается производство или оно временно останавливается, мы должны направлять усилия, в том числе и государственные финансы, на открытие новых рабочих мест, что, собственно, и происходит. За счет этих денег должны создаваться новые рабочие места, в том числе в малом бизнесе, в новых производствах, строиться новые объекты, те объекты, которые способны создать дополнительные рабочие места. Это могут быть и дороги, и другие инфраструктурные объекты.»

Субъектами РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность.

Президент отметил, что на переобучение и переподготовку кадров будут тратиться весьма значительные средства как из федерального, так и у региональных бюджетов. Однако, подчеркнул Дмитрий Медведев, в настоящее время некоторые регионы — Приморье, Рязанская и Свердловская области — допускают задержки в реализации этих программ.

Можно только предположить, насколько катастрофическая ситуация с безработицей сложилась в названных регионах, если очевидно, что госпрограммы плохо реализуют во всех областях, но именно эти три отдельно выделил президент.

Есть и еще одна проблема. Некоторые эксперты, считают, что программы переподготовки специалистов учат устаревшим компетенциям и в итоге выпустят на рынок профессионалов, которые не будут востребованы работодателями. В итоге обладатели новых профессий рискуют снова пополнить ряды безработных.

В начале июня на очередном совещании с полпредами Дмитрий Медведев пообещал увольнять региональных чиновников, которые не буду бороться с безработицей и невыплатами денег. Тогда были названы еще несколько наиболее проблемных областей — Новосибирская, Иркутская, Самарская, Кировская, Нижегородская, Краснодарский край, Татарстан, Чувашия. Президент сообщил, что в дальнейшем намерен ежемесячно проводить с полпредами видеоконференции на тему зарплаты и безработицы.

И опять же остается только посочувствовать жителям этих регионов, «удостоившихся» отдельного упоминания на совещании и президента. О таком направлении программы по борьбе с безработицей, как развитие малого и среднего предпринимательства, «Московский бухгалтер» писал еще в мае в материале «Когда помощь бизнесу станет эффективной?» Проблемы с поддержкой малого бизнеса признали и сами чиновники. Однако эксперты и исследователи, опираясь на зарубежный опыт, считают, что именно экономически активные бизнесмены помогут правительству решить проблему с безработицей.

Эксперты Института современного развития (ИНСОР) представили на рассмотрение правительства доклад «Рынок труда и социальные последствия кризиса». Положения доклада ставят под вопрос эффективность социальной политики государства. Нынешнее положение с занятостью и безработицей во многом повторяет ситуацию 1990-х годов, считают эксперты. Этот период исследователям напомнили слабая юридическая дисциплина на рынке труда, давление со стороны региональных властей на работодателей, наличие неформального социального контракта между работником и работодателем. Кроме того, негативный опыт повторяется с сохранением высокой занятости за счет манипулирования зарплатой, что негативно скажется на экономике.

Эксперты ИНСОРа предлагают подкорректировать соцполитику государства и применять дифференцированный подход к разным социальными группами — вытягивать одних и помогать развиваться другим.

Автор этого подхода, директор Независимого института социальной политики Татьяна Малеева, предложила обратить особое внимание на тех, кто отличается высоким уровнем социальной и экономической активности, кто в условиях спада экономики не будет обращаться за господдержкой, а станет ориентироваться на собственные силы — то есть по сути на предпринимателей. По мнению эксперта, «потенциал для роста экономики в период выхода из кризиса находится именно у этой части населения».

Поэтому государство должно всячески содействовать этой группе в процессе «перепрофилирования на будущую экономику» путем предоставления образовательных сертификатов и грантов, займов и кредитов на обучение с пролонгированным сроком погашения: «При этом варианте происходит поддержка как населения, так и системы образования. Сегодня важно не столько бороться с растущей безработицей, сколько готовить к моменту выхода из кризиса квалифицированную, инновационно мыслящую рабочую силу. Понятно, что на это потребуются дополнительные расходы. Но социальные инвестиции обернутся ростом производительности труда. У нас есть шанс выйти из кризиса без отставания.»

Директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин, проанализировав меры, принимаемые в борьбе с безработицей в Европе и США, считает, что России стоит принять на вооружение такие инструменты, как демонополизация, развитие государственного и частного партнерства, малого бизнеса, а также снижение ставки рефинансирования и создание новых рабочих мест.

Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер также уверен, что спасут ситуацию новые рабочие места и развитие малого бизнеса: «Надо создавать благоприятные условия для развития бизнеса. Свобода бизнеса, свобода рыночных сил очень важна. Малый бизнес быстро заполнит все микрониши, если предоставить ему возможность нормально развиваться без административного давления и коррупции. Для малого бизнеса следовало бы отменить даже уведомительный характер заявления об открытии фирмы, освободить на два года от налогов и проверок. Если предоставить бизнесу свободу развития, инициативы, он создаст рабочие места.»

Собственно, представители малого бизнеса считают абсолютно так же, предприниматели были в этом уверены и задолго до кризиса. Дело осталось за малым — донести мнения экспертов и предпринимателей до чиновников, чтобы поддержка предпринимательства перестала быть просто лозунгом и стала реальностью.

Источник — журнал «Московский бухгалтер»

Кризис в России: прогнозы ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.