Кризис и отдых: сфера жесткой экономии

В большинстве развитых стран кризис заставил граждан экономить на отдыхе — выбирать более дешевые развлечения, отказываться от ежегодного отпуска и т.д. Результаты недавно проведенного опроса показали, что россияне, вопреки глобальному кризису, менее охотно, чем жители других стран, экономят на собственном отдыхе, развлечениях и поездках. С чем это связано: с расточительностью наших соотечественников, или с тем, что они и до экономического кризиса мало путешествовали?

Экономить на путешествиях за три месяца, предшествующие опросу, согласно результатам второго этапа исследований «WIN Crisis Index», представленным компанией «Ромир». приходилось 36% жителей России. С россиянами солидарны в этом испанцы и жители Бразилии, где практически столько же (37%) граждан сократили траты на отдых. В то же время общемировой показатель существенно выше – 45%. В лидерах по готовности затянуть пояса в этой статье расходов оказались Исландия (72%), Аргентина (60%) и Мексика (60%), а меньше всего ущемлять себя в праве на отдых готовы жители Швейцарии (22%).

Однако нельзя обвинять россиян в расточительстве, ведь 41% наших соотечественников сказали, что такие расходы у них отсутствуют. То есть чуть меньше половины наших граждан вообще не путешествуют в свой отпуск. Из тех, кто любит уехать подальше от родного города, только 15% не будут сокращать свои расходы на отдых и путешествия.

Чаще других сокращали расходы на путешествия жители Северо-Западного федерального округа (60%) и Сибири (36%). Показатель по этим регионам выше общероссийского. Характерно, что в бюджете почти половины опрошенных жителей сельской местности (47%) такая статья расхода, как «Отдых и путешествия», отсутствует. Этого нельзя сказать о жителях мегаполисов (1 млн и более жителей), в бюджетах которых отдых и путешествия не просто предусмотрены, но которые на отдыхе экономить готовы в последнюю очередь. 20% жителей мегаполисов не собираются экономить на поездках.

Даже если не ехать куда-то отдыхать, какие-то развлечения человеку необходимы. За три месяца на развлечениях экономили 43% россиян, что сопоставимо с общемировым показателем (48%). Осмотрительнее всего тратили деньги на досуг американцы — эту статью расходов сократили 69% жителей США. Интересно, что почти в 1,7 раза больше жителей США урезали траты на развлечения, чем на отдых и путешествия, в то время как в других странах эти показатели разнятся несущественно. За американцами следуют аргентинцы (66%), исландцы (63%) и мексиканцы (62%). Меньше всего сокращали расходы на развлечения жители Саудовской Аравии (31% опрошенных).

Опять же стоит отметить, что 35% россиян сказали, что расходы на развлечения у них отсутствуют. То есть треть наших соотечественников либо выбирают те развлечения, на которые не надо тратить деньги, либо вообще отказывают себе в этом. 16% респондентов из России на развлечениях экономить не хотят.

Если рассматривать результаты исследования в разных возрастных группах, то здесь можно выделить некоторые особенности. Молодежь предпочитает отдых и путешествия походу в ресторан и кино. Так, более половины респондентов в возрасте 18-24 лет (56%), скорее, сэкономят на развлечениях, чем не поедут отдыхать (37%). А вот пожилые люди (старше 60) почти вдвое реже, чем молодые (25-34 лет) отказывают себе в развлечениях (27 и 53% соответственно).

Стоит отметить, что данные о досуге и расходах россиян весьма противоречивы. Так, более ранний опрос «Ромира» показал, что наши соотечественники стали намного реже посещать кинотеатры, клубы, музеи, концерты и театры. В то же время, по данным исследования, проведенного компаниями Profi Online Research и Qualitel Data Services, россияне во время кризиса не готовы увеличивать расходы на сотовую связь и Интернет, но готовы больше платить в ресторанах и ночных клубах.

WIN Crisis Index – «Всемирный барометр финансового кризиса» – международный проект, основной задачей которого является оценка восприятия финансового кризиса в разных странах. Проводится крупнейшими исследовательскими компаниями, входящими в исследовательскую сеть WIN каждые 3 месяца. Во второй волне приняли участие 20 тысяч 325 респондентов из 25-ти стран мира, в том числе представители государств «Большой восьмерки» и жители стран БРИК. Выборка по каждому из государств репрезентирует взрослое население страны. Исследовательский холдинг «Ромир» в марте 2009 года в рамках всероссийского Омнибуса проводил российскую часть исследования и опросил 1126 жителей РФ.

Источник: Финам.info

P.S. Миру не понятно, что в России можно отдохнуть и бесплатно: поменяться со знакомыми книжками и дисками с фильмами, почитать бесплатный гороскоп в сети или в газете, поучаствовать в жарких дискуссиях форумов и сделать свою жизнь более интересной и разнообразной без материальных затрат.

Социальная статистика кризиса ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.