Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Продажи автомобилей продолжают падать, российский авторынок восстановится не ранее, чем через 5 лет

Кризис на авторынкеВ мае российский авторынок продолжил сужаться. В последний месяц весны падение уровня продаж составило 37,7% по сравнению с маем 2014 года, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Всего в январе – мае 2015 года было продано 641 933 автомобилей. Комментируя эту ситуацию, председатель комитета Йорг Шрайбер отметил, что на первый взгляд, май не продемонстрировал видимого улучшения по сравнению со слабыми результатами продаж предыдущих месяцев этого года. В то же время, по его мнению, благодаря постепенному снижению банковских ставок и цен на новые автомобили, поддержанных укреплением курса рубля, отмечается умеренное возобновление общей потребительской активности.

«Маловероятно, что это относительное улучшение существенно повлияет на рынок, но оно должно способствовать замедлению снижения продаж (по сравнению с аналогичными периодами прошлого года) в ближайшие недели и месяцы», – сказал Шрайбер.

«Коммерсантъ-Online»: Авторынку прописали пять лет реанимации

Российский авторынок может выйти на докризисный уровень продаж к 2020 году, следует из анализа The Boston Consulting Group (BCG), а после кризисного 2015 года в базовом сценарии эксперты ожидают ежегодного роста продаж на 10%. Другие аналитики и участники рынка во мнениях расходятся: некоторые согласны с расчетами BCG, другие сочли их слишком оптимистичными, но многие полагают, что пока прогнозировать развитие рынка на несколько лет вперед невозможно.

«Ъ» ознакомился с исследованием BCG, посвященным кризису на российском авторынке, который падает уже второй год подряд. По мнению компании, при базовом сценарии развития рынка на докризисный уровень 2012 года (2,8 млн автомобилей) продажи выйдут лишь в 2020 году. При этом в 2015 году рынок упадет по сравнению с прошлым годом на 25%, до 1,7 млн машин, но затем среднегодовой рост составит 10%. Этот сценарий может реализоваться, если курс доллара будет на уровне 48−60 руб., а цена на нефть составит $60−75 за баррель до 2020 года. При этом внешнеполитическая ситуация может не улучшаться, но новых санкций против РФ быть не должно.

Наихудший сценарий, при котором рынок рухнет в этом году на 58%, до 1,04 млн машин, а к 2020 году достигнет лишь 1,73 млн машин, может реализоваться, если рубль будет стоить $60−80, цена на нефть составит $45−60 за баррель, а западные страны отключат Россию от SWIFT и введут эмбарго на экспорт нефти. Впрочем, в BCG видят и оптимистический сценарий, при котором цена на нефть будет на $70−100 за баррель до 2020 года, курс доллара составит 36−51 руб., а санкции постепенно отменят. Если это осуществится, то емкость авторынка может составить 1,92 млн машин (падение на 23%) в 2015 году и 3,2 млн автомобилей к 2020 году.

Старший партнер и управляющий директор BCG Николаус Ланг считает, что в ближайшей перспективе более существенную долю спроса начнут генерировать регионы. «В России до сих пор более половины продаж автомобилей приходится на мегаполисы, но если мы посмотрим на опыт других развивающихся рынков, таких как Бразилия или Китай, там продажи автомобилей все активнее растут в небольших и средних по размеру городах», — поясняет он. Но руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев сомневается в росте региональных продаж в ближне- и среднесрочной перспективе. Он замечает, что сравнивать Россию и Китай в этом случае некорректно: в КНР большой уровень урбанизации, за счет чего и растут продажи по всей стране. Собеседник «Ъ» в автопроме также сомневается в том, что регионы начнут приносить большие доходы: кризис ударил по ним намного сильнее.

При этом в крупнейших региональных центрах по числу зарегистрированных машин (Казань, Екатеринбург, Самара и другие) BCG наблюдает смещение спроса от бюджетного сегмента к среднему. В них соотношение сегментов в 2014 году было 38% против 53%, в то время как в остальных регионах оно составляло 45% против 47%. Доля премиум-класса во всех регионах по-прежнему остается низкой (8%), и только в Петербурге и Москве она достигает 20%, а процент бюджетной ниши — чуть менее четверти от всех продаж. Кроме того, в целом по России в BCG отмечают смещение спроса к более дорогим машинам, в том числе внедорожникам. Но источники «Ъ» в автопроме полагают, что это произошло за счет сокращения рынка в целом, а в абсолютном выражении продажи устойчивого к кризису премиум-сегмента, по сути, не изменились.

Источники «Ъ» среди автопроизводителей настроены скептично к любым прогнозам по продажам: «дискутировать насчет прогнозов бесполезно», «ситуация слишком непредсказуемая», «у нас у самих пять прогнозов на этот год». Один из собеседников «Ъ» на авторынке считает, что связывать спрос напрямую с макроэкономическими показателями, как это сделала BCG, не стоит. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» согласен с базовым прогнозом BCG, но на 2020 год настроен более оптимистично и считает, что продажи достигнут 2,9 млн машин. Управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев, наоборот, называет оптимистичным прогноз BCG по 2015 году — даже стабилизация макроэкономической ситуации, как и большая господдержка, не привела к всплеску продаж. Он не видит предпосылок к быстрому восстановлению экономики и выходу из рецессии. Прогноз эксперта — около 1,5 млн проданных легковых машин, максимум — 1,6 млн машин, реализация в 2016 году будет примерно на этом же уровне. В Deloitte также ожидают динамику падения в 2015 году в 40%, поясняя, что господдержка оказывает, конечно, влияние, но с учетом спада потребительских расходов показатель едва ли улучшится.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *