Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

По итогам саммита большой семерки

Большая семеркаВ замке Эльмау в Баварских Альпах завершился саммит G7, второй год подряд проходивший без участия президента РФ Владимира Путина. Отсутствие российского лидера не помешало ему заочно стать главным действующим лицом встречи: руководители ведущих держав Запада впервые после распада СССР уделили основное внимание выработке плана противостояния Москве. Без России «семерка» переходит в новое качество: из объединения, решающего проблемы глобальной экономики и развития, она превращается в институт по отстаиванию идеологии и ценностей западного мира. Впрочем, по данным «Ъ», работа в формате G8 прервалась не полностью.

Завершившаяся вчера в Баварии встреча лидеров стран G7 — Германии, США, Канады, Франции, Италии, Японии и Великобритании — стала самой необычной и скандальной за годы после окончания холодной войны. Резко отличающейся от ежегодных саммитов двух последних десятилетий встречу в замке Эльмау сделала российская тема, отодвинувшая на второй план заранее согласованную шерпами стран «семерки» повестку: вопросы изменения климата, создания зоны свободной торговли между ЕС и США, а также ситуацию вокруг Ливии, иранской ядерной программы и «Исламского государства».

Отличие нынешней встречи состояло не просто в отсутствии на ней российского президента Владимира Путина, дебютировавшего в элитном клубе западных демократий 15 лет назад, в июле 2000 года на саммите на Окинаве (Япония). Конфликт в отношениях между Москвой и ее западными партнерами нарастал на протяжении последних лет: прошлогодняя встреча из-за событий в Крыму прошла не в Сочи, а в Брюсселе, при этом членство Москвы в элитном клубе было приостановлено. До этого, в 2012 году, российский президент Владимир Путин сам отказался ехать на саммит в Кэмп-Дэвид, хозяином которого был Барак Обама, отправив в США премьер-министра Дмитрия Медведева.

Однако на саммите в Баварии в этом году осуждение и пассивное неприятие политики Москвы со стороны западных коллег перешло в качественно новую стадию — активного противодействия. Тон задал президент США Барак Обама, начавший свое участие во встрече с призыва к западным партнерам «дать отпор» действиям России на Украине. По итогам его встречи с хозяйкой саммита, канцлером ФРГ Ангелой Меркель, было объявлено: санкционное давление на Москву будет продолжено, при этом «семерка» фактически берет на себя новую роль гаранта того, что США и ЕС будут действовать единым фронтом. Более того, в принятом по итогам саммита коммюнике допускается возможность ужесточения санкций в отношении Москвы в случае обострения конфликта в Донбассе.

Давление на Россию впервые сопровождалось разъяснением идеологии нового размежевания, которую обнародовал пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. «G7 — это группа демократических стран, приверженных общим ценностям. И мы решительно стремимся распространять эти ценности по всему миру», — пояснил он. По словам Джоша Эрнеста, цель саммита G7 — «послать сильный сигнал о том, насколько важны эти ценности».

С высказанной американской стороной трактовкой вопроса о ценностях решительно не согласился глава международного комитета Совета федерации Константин Косачев. «“Семерка” так и не стала сообществом ценностей, не смогла. Это не более чем красивый лозунг. В основе этого формата гораздо более банальные интересы. Быть вместе ради того, чтобы быть сильнее. Быть главными», — прокомментировал он итоги саммита G7.

Впрочем, бывший заместитель главы МИД РФ Георгий Кунадзе придерживается иного мнения по поводу того, что послужило причиной разрыва отношения между Москвой и ее западными партнерами. «За без малого 40 лет своего существования клуб промышленно развитых стран, созданный как “группа шести” (G6), допустил в свой состав всего двух новых членов: в 1976 году — Канаду, прием которой мало изменил экономическую специализацию этой неформальной организации, и в 1997 году — Россию, чье участие при неучастии Китая подчеркнуло ценностную однородность стран “восьмерки”, их готовность обсуждать любые проблемы мира в рамках единого понимания его правил и закономерностей, — заявил “Ъ” Георгий Кунадзе и продолжил: — Примерно с 2004 года Россия все более настойчиво заявляла о своих особых взглядах на мир. В 2008 году она впервые воплотила их в действия, одолев Грузию в “маленькой победоносной войне”. В прошлом году, отняв у Украины Крым и поддержав сепаратистов в Донбассе, Россия окончательно вычеркнула себя из “восьмерки” как клуба единомышленников».

Если Георгий Кунадзе видит причину скандального «развода» России и G7 в действиях Москвы, то другой отставной дипломат, стоявший у истоков российского сближения с «семеркой», бывший заместитель главы МИД РФ Федор Шелов-Коведяев, считает такой причиной действия Запада. «Мы наблюдаем войну нервов, которую Запад проигрывает. Иллюстрацией этой войны и стал саммит G7 в Баварии. Оказывая давление на Москву, “семерка” пытается привести власти и общество РФ в перегретое состояние и таким образом добиться смены курса Кремля, — заявил “Ъ” Федор Шелов-Коведяев.— Такая позиция исходит из завышенной самооценки — представления Запада о своей победе в холодной войне. Однако нежелание видеть во главе России Владимира Путина и попытки противодействовать его политике ведут к обратному результату — дальнейшей консолидации вокруг фигуры Путина элиты и общества».

Впрочем, в Москве дают понять, что сами не стремятся возобновлять формат G8. «Вопреки рассуждениям ряда участников G7, Россия ни разу не выступала с просьбой допустить ее к участию во встрече с группой G7. Ни разу — это наша принципиальная позиция», — заверил «Ъ» посол по особым поручениям МИД РФ, сушерпа РФ в БРИКС и бывший сушерпа РФ в G8 Вадим Луков. Напомним, накануне встречи в Эльмау ряд высокопоставленных чиновников из ФРГ заявили, что Берлин заинтересован в возрождении, пусть и не в краткосрочной перспективе, формата G8. По словам же Вадима Лукова, речь идет, скорее, о «тактическом маневрировании отдельных членов G7 с целью показать “конструктивный” настрой в отношении России».

«Ввиду того что наши партнеры вышли из этого клуба, вся структура, которая обеспечивала функционирование G8, прекратила существование», — пояснил он «Ъ». В то же время Вадим Луков уточнил: «На некоторых направлениях деятельность рабочих механизмов, созданных в рамках G8, продолжается. Например, по линии Министерств внутренних дел». «Это связанно с тем, что все понимают — и те, кто похоронил G8, и те, кто заинтересован в продолжении делового сотрудничества на определенных уровнях, — что жизнь-то продолжается, а без такого сотрудничества всем будет только хуже», — убежден дипломат.

Сергей Строкань, Елена Черненко, газета «Коммерсантъ»

Читайте также:

1 комментарий

  1. zengarden:

    «Что касается наших отношений с “семёркой”, то у нас нет никаких отношений с “семёркой”. Какие у нас могут быть отношения?» — сказал Путин по итогам встречи с премьер-министром Италии Маттео Ренци, отвечая на вопрос о перспективах взаимоотношений РФ с G7.

    Путин отметил, что когда РФ входила в G7, то она активно принимала участие в работе организации: участвовала в обсуждениях, в подготовке итоговых документов.

    «Мне казалось, что в этом был какой-то смысл, потому что мы хотя бы представляли какую-то альтернативную точку зрения. Но наши партнёры решили, что они в этой альтернативной точке зрения не нуждаются. Это их решение. Но это же не организация. Это так — клуб по интересам. Мы желаем успехов этому формату», — добавил президент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *