Standard & Poor’s: дефолты регионов России не только возможны, но и уже происходят

S&PВ российских регионах растет риск дефолтов, предупреждают эксперты международного рейтингового агентства Standard & Poor’s. В S&P отмечают, что регионы страдают от слабого экономического роста и замедлением роста прибыли в корпоративном сегменте. Также падают доходы населения. Все это ограничивает поступления по основным налогам в субъектах федерации — налогу на прибыль и НДФЛ. «При этом возросшие социальные расходы почти не оставляют регионам другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг», — сказано в докладе рейтингового агентства.

Участники рынка и представители власти часто говорят, что дефолт регионов крайне маловероятен, поскольку на помощь может прийти федеральное правительство, добавляют эксперты Standard & Poor’s. «С точки зрения S&P региональные дефолты не только возможны, но и уже происходят», — говорят они. В качестве примера приводится один субъект РФ, который допустил просрочку по банковскому кредиту. При этом агентство не раскрывает, что это за регион.

Регионы получают из центра около 3 процентов ВВП в виде федеральных трансфертов и бюджетных кредитов. Но эта финансовая поддержка несвоевременна, а критерии распределения таких средств «труднопредсказуемы», считают в S&P.

3 июня глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила, в 2015 году дефицит региональных бюджетов превысит 950 миллиардов рублей. На 1 мая госдолг субъектов федерации составляет 2,1 триллиона рублей, сказала она.

19 мая эксперты Высшей школы экономки (ВШЭ) сообщили о том, что долговая нагрузка в 20 российских регионах является сверхвысокой. К дефолтным регионам отнесли, в частности, Чукотку. Там сумма долга превышает доходы на четверть. В Смоленской, Костромской областях и Республике Мордовия долговая нагрузка также превышает объем доходов, пишет Лента.ру.

Новости кризиса: текущая ситуация в России , ,

  1. Хранитель
    05.06.2015 at 06:00 | #1

    Более подробно о дефолте регионов написали Ведомости:

    «Но дефолты не то что возможны, а уже происходят, — пугают в докладе аналитики S&P. Вопрос — как трактовать термин «дефолт» и оценивать помощь центра.

    Во-первых, не все дефолты публичны. В I квартале, как минимум, один регион, не имеющий рейтингов S&P, допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту, делятся аналитики агентства, не называя региона. Во-вторых, известны случаи, когда региону удалось избежать дефолта, надавив на кредитора: банк пролонгировал кредиты по ставке ниже текущей рыночной. А это по классификации S&P трактуется либо как «предложение об обмене бумаг в стрессовых условиях», либо как эквивалент дефолта. В-третьих, некоторые регионы отзывают выданные ранее гарантии до срока их истечения.

    На помощь центра рассчитывать не стоит. Сумма трансфертов и кредитов внушительна (3% ВВП ежегодно), но она не идет напрямую на рефинансирование, а даже когда идет — часто несвоевременна, а критерии распределения средств труднопредсказуемы, считают аналитики. Томская область в 2009 г., когда доступ на финансовые рынки был закрыт, так и не дождалась бюджетных кредитов на рефинансирование банковского кредита, а дефолта избежала с помощью экстраординарных мер; Московская область, допустившая неисполнение оферты по облигациям одного из предприятий, дождалась — но уже после дефолта и понижения рейтинга. В прошлом году Минфин ввел условие получения кредита — регион должен заключить соглашение о снижении дефицита и долга; в итоге нуждающиеся регионы получили помощь поздно, ее прежде получили сильные регионы Москва и Санкт-Петербург.

    И риск дефолтов, на взгляд агентства, вырос за последнее время: замедление роста прибыли и номинальных доходов населения ударит по налогу на прибыль и НДФЛ, основе регионального благосостояния. Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики с этим согласна: бюджетных кредитов недостаточно. На погашение банковских кредитов выделили 310 млрд руб. — хватит только на обслуживание процентов в этом году. И хотя в I квартале налог на прибыль вырос, дальше спад экономики ударит по налогу, считает она.

    Давно уже пора возвращаться к бюджетному федерализму — Минфин не должен отделять бюджеты регионов от федерального, как он делает сейчас, соглашается один из губернаторов. Когда у страны низкий долг, а у регионов громадная долговая нагрузка и у подавляющего числа дефицит бюджета — это уже системная проблема, подчеркивает губернатор. Доходы ограничены, а полномочия постоянно растут через передачу или разграничение полномочий, объясняет он.

  2. Анархист
    05.06.2015 at 06:08 | #2

    Мне очень интересно, уж не моя ли область допустила просрочку по кредитным платежам.

  3. Хранитель
    05.06.2015 at 06:10 | #3

    Наиболее вероятные кандидаты на дефолт перечислялись в этой статье:
    http://krizis-kopilka.ru/archives/19505

  1. Нет трекбеков.