Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Льготные автокредиты: плюсы и минусы

Так ли легко купить машину по новой льготной программе? Стоит ли овчинка выделки? Минусы и плюсы льготных автокредитов — читайте ниже.

С сегодняшнего дня в России вступает в действие постановление правительства о выдаче льготных рублевых автокредитов сроком на три года. Данная мера распространяется на машины, вошедшие в список, утвержденный Минпромторгом. Еще на стадии составления перечня автомобилей, покупка которых будет субсидироваться государством, разразился скандал — ФАС обвинила Минпромторг в нарушении основ конкуренции. Однако в окончательном варианте в список все же не попали машины, стоимость которых превышает 350 тыс рублей.

Между тем, лоббистские разборки внутри правительства – это не единственный уязвимый момент в действиях правительства по поддержке отечественного автопрома в период кризиса. По мнению экспертов, говорить о том, что россияне бросятся покупать машины, на которые распространяются льготные кредиты, стоит очень осторожно. Более того, те машины, стоимость которых пока не дотягивает до «заветных» 350 тыс рублей, могут впоследствии и подорожать. Это замечание, в первую очередь, относится к продукции АВТОВАЗа.

В конце прошлой недели российские власти, после почти месячного обсуждения в правительстве, наконец–то определились с порядком льготного кредитования граждан при покупке продукции отечественного автопрома. В соответствующем постановлении правительства Минфину поручено предусмотреть в проектах федерального бюджета на 2010-2011 годы выделение 2 млрд руб на субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным в 2009 г. Срок действия программы рассчитан до 31 декабря 2011 г.

Право выдавать льготные кредиты могут иметь банки, в уставном капитале которых участие РФ и Центробанка составляет не менее 50 проц, или же если они являются дочерними по отношению к таким кредитным учреждениям. Также данная кредитная организация должна иметь филиалы во всех федеральных округах РФ. Таким образом, обращаться за субсидированными кредитами россиянам придется в крупные государственные банки, такие как Сбербанк, ВТБ.

По решению правительства субсидированные кредиты будут выдаваться только на новые /т.е. не состоявшие ранее на учете в ГИБДД/ отечественные автомобили стоимостью не более 350 тыс руб. При этом обязательным условием является предоплата не менее 30 проц от стоимости приобретаемой машины. Государство обязуется компенсировать две трети ставки рефинансирования Центробанка — это порядка 8,66 проц /сейчас ставка составляет 13 проц годовых/.

Для того, чтобы сэкономить около 40 тыс руб на покупке отечественного автомобиля в кредит, претенденту на льготу необходимо будет предоставить в банк справку о доходах по форме 2НДФЛ. При этом заработная плата заемщика должна в 3 раза превышать размер ежемесячного платежа по кредиту. Например, если ежемесячный платеж по кредиту составляет 7 тыс руб, официальная зарплата должна быть не менее 21 тыс руб в месяц.

Между тем, наиболее жаркие дебаты развернулись в процессе обсуждения непосредственно самого списка авто, подпадающих под льготное кредитование.

Напомним, что в конце февраля Минпромторг обнародовал перечень авто, включенных в данную программу. В список был зачислен весь модельный ряд «АВТОВАЗа», UAZ Hunter, а также производимые на российских заводах Ford Focus, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia и Volkswagen Jetta. А вот Hyundai getz под программу не попали, несмотря на свою скромную стоимость. Отметим, что принцип выбора автомобилей первоначально базировался на стоимости, которая не должна была превышать 350 тыс руб. Однако некоторые модели, попавшие в список, оказались дороже.

Так, Ford Focus в минимальной комплектации с двигателем 1,4 стоит около 388 тыс руб, Chevrolet NIVA — от 382 тыс руб, а цена наVolkswagen Jetta, собираемый в Калуге, начинается от 580 тыс руб. Однако в постановлении, в итоге принятом правительством, четко сказано, что «субсидии предоставляются при выдаче в 2009 г физическим лицам кредитов на приобретение легковых автомобилей стоимостью не более 350 тыс руб, произведенных на территории Российской Федерации, согласно перечню моделей, утвержденному Министерством промышленности и торговли РФ».

Таким образом, приобрести Volkswagen и Chevrolet NIVA по льготной кредитной ставке не получится.

В то же время некоторые автомобили, собираемые в России, стоимость которых ниже 350 тыс руб, не попали в «заветный» список Минпромторга. Это Hyunday Accent, собираемый на ТагАЗе, и Chevrolet Aveo, производимые на калининградском предприятии «Автотор». В Минпромторге заявили, что если эти компании не подписали соглашение о промсборке, то и включать их в список не надо.

Такая позиция министерства заинтересовала Федеральную антимонопольную службу /ФАС/. Антимоноплльщики заявили, что составители списка незаслуженно дискриминировали продукцию «Автотора» и «ТаГАЗа» и нарушили, таким образом, принципы конкуренции на рынке. ФАС даже пригрозила Минпромторгу судебными разбирательствами.

Федеральная антимонопольная служба РФ подозревает Министерство промышленности и торговли в нарушении закона о конкуренции, сообщил на прошлой неделе начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов. По его словам, служба проводила проверку Минпромторга, в рамках которой были рассмотрены перечни автомобилей, подпадающих под субсидирование государством процентных ставок по кредитам на их покупку. «В эти перечни не попал целый ряд автомобилей, произведенных в РФ, стоимостью ниже 350 тыс руб», – отметил он, уточнив, что нет ряда автомобилей производства заводов «Автотор», «ТаГАЗ».

В свою очередь, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислав Наумов, комментируя претензии ФАС по поводу списка «льготных» автомобилей, при покупке которых правительство РФ будет компенсировать процентную ставку по кредиту, заявил, что критика принятых решений недопустима. С.Наумов призвал антимонопольщиков соблюдать этику поведения госслужащих. «Надо уметь доказывать свое мнение на стадии обсуждения», — подчеркнул он. По словам замминистра, в настоящее время необходимо ускорить начало процедуры выдачи льготных автокредитов «с точки зрения реализации тех возможностей, которые есть у людей». «А многие люди планировали купить автомобиль в этом году», — отметил С.Наумов. В то же время, он не смог назвать дату, когда схема начнет работать.

Замминистра также заявил, что правительство вводимой мерой вносит лепту в святое дело ФАС — создание конкуренции, в том числе, в промышленности. «Количества заводов и моделей, которые задействованы в схеме, вполне достаточно. Если кто-то из лоббистов что-то не успел, либо не согласен с решением правительства, может отдыхать. Нам такие дорогие машины не нужны», — заявил С.Наумов.

По расчетам Минпромторга, по такой схеме можно будет реализовать около 145 150 тыс автомобилей.

Внедрение одного из первых правительственных документов, направленных на увеличение спроса, может затянуться, поскольку пока неизвестно, сколько потребуется времени банкам, чтобы начать работать по льготной схеме. В частности, банки пока не получили ряд официальных исходных данных, к примеру, по формам отчетности.

Нужно понимать, что банкам не очень выгодна «нагрузка» в части обременения себя выдачей льготных автокредитов. «В идеале» субсидирование правительством ставок по автокредиту призвано минимизировать их повышение. Поэтому банковские структуры, задействованные в программе, вряд ли решатся поднять собственный процент по кредиту с началом ее реализации, так как не захотят навлечь на себя гнев правительства.

Впрочем, не исключено, что банки постараются использовать полученные субсидии для повышения собственной прибыли и найдут соответствующие «лазейки», например, повышая комиссию за выдачу кредита и ведение кредитного счета.

Однако эксперты не предполагают, что в банки выстроятся очереди за получением льготных автокредитов. В экспертном сообществе популярно мнение о том, что желающим приобрести автомобиль с помощью государства остается смириться с тем, что это будет, в первую очередь, продукция «АВТОВАза». Постановление ориентировано на спрос именно этих авто, цена которых вписывается в указанные рамки /стоимость «классики» от 160 тыс руб, Lada Kalina от 240 тыс руб, Lada Priora от 280 тыс руб/.

Эксперты также считают, что если в результате программы спрос на машины вырастет даже процентов на пять-семь, то «АВТОВАЗ» при этом сможет продать до 30 тыс автомобилей в год. А сегодня в ожидании покупателей на складах завода и у дилеров скопилось в 3 раза больше машин.

Не исключено также, что в ответ на претворение в жизнь очередного решения государства о поддержке отечественного автопрома тот же «АВТОВАЗ» вновь может поднять цены. Именно так компания поступила в январе текущего года /цены выросли на 2,45 проц/, когда вступило в силу другое правительственное решение — о повышении таможенных пошлин на ввозимые в страну зарубежные автомобили.

Впрочем, ряд аналитиков считают, что в большей мере названная мера поспособствует не столько активизации спроса на продукцию «АВТОВАЗа» /у которого и при прежних процентных кредитных ставках в благополучные первые 9 месяцев прошлого года продажи увеличились лишь на 1 проц/, сколько приобретению собираемых в России зарубежных марок. По итогам 2009 г «приток» составит не более 100-120 тыс покупок, сделанных при помощи субсидированных правительством кредитов.

Всего, напомним, в 2008 г в России было продано порядка 2 млн новых автомобилей.
По мнению аналитика ИК «Метрополь», на ситуации сказывается и то, что используя данную компенсацию при приобретении авто в кредит, покупатель «не видит живых денег». Тогда как в Германии, например, было объявлено, что всякий владелец сданного в утиль старого автомобиля получит на руки 2,5 тыс евро, которые он сможет использовать на покупку новой машины. Как говорится, почувствуйте, разницу.

Источник- Прайм-Тасс

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *