Конкретные меры по выходу из кризиса

Предлагаемый текст — это сведенные воедино результаты двухдневного мозгового штурма, в котором приняли участие ведущие российские экономисты, политологи, представители региональной элиты и делового сообщества. Дискуссия проходила в феврале на Красноярском экономическом форуме. Свои предложения в «Банк антикризисных идей» за два дня дали более 200 человек, а общее количество рассмотренных предложений превысило 500.

Экспертный совет форума, проанализировав все идеи, выделил два уровня предложений: а) ценности и принципы государственной политики в условиях кризиса, б) конкретные меры.

1. Ценности и принципы

1.1. Глубина кризиса в России вызвана не только внешними факторами, но и значительными структурными недостатками российской экономики: ее высокой зависимостью от экспорта сырья, низкой дееспособностью основных институтов, слабым развитием финансового сектора, чрезмерным долгом частного сектора.
1.2. При формировании антикризисной политики власти и бизнесу следует исходить из сценария долгосрочного структурного кризиса в мировой экономике, который может продлиться 3-5 лет.
1.3. Все планируемые меры антикризисной политики должны публично и обстоятельно обсуждаться в треугольнике «власть — бизнес — общество». В нынешней ситуации государство должно показательно снизить основные виды формальной и неформальной государственной нагрузки на бизнес, объявить «водяное перемирие», направленное на снижение административной, налоговой и коррупционной нагрузки на бизнес.
1.4. При планировании и реализации мер антикризисной политики надо руководствоваться целями формирования новой конкурентоспособной экономики, а не попытками сохранить и законсервировать старую структуру экономики до восстановления благоприятной конъюнктуры. Стратегическая цель — «выход из кризиса вперед, а не назад» — требует реализации нового этапа структурных реформ.
1.5. Антикризисные меры государства не должны мешать реализоваться позитивной роли кризиса, который должен произвести санацию неэффективной части экономики. Государство не должно проводить политику «национализации рыночных рисков».
1.6. Акцент в антикризисной политике должен быть перемещен в целом с поддержки предприятий и собственников на поддержку спроса, на создание стимулов для развития бизнеса и поддержку социально незащищенных слоев граждан.
1.7. Скорость и качество выхода из кризиса прямо зависят от качества работы основных институтов, прежде всего судов, процедур банкротства и гражданского контроля. Необходимо принять энергичные меры по модернизации основных общественных институтов и повышению эффективности их функционирования.

2. Меры

2.1. Необходимо сформулировать масштабный план государственной поддержки жилищного строительства как отрасли, формирующей максимальные мультипликативные эффекты для экономики, с выходом на объем инвестиций не менее 500 млрд руб. в год. При этом упор должен делаться на комплексное освоение территорий и малоэтажное строительство с применением современных энергосберегающих решений, с бесплатным предоставлением в собственность жителям новых поселений земельных участков. В комбинации инструментов господдержки следует учитывать: субсидирование ставок по ипотечным кредитам, государственный заказ на жилье для бюджетников, увольняемых в запас военнослужащих, отселяемых жителей моногородов, бесплатное предоставление обустроенных земельных участков под застройку компаниям, государственные гарантии застройщикам, субсидирование ставок по кредитам застройщикам.
2.2. Правительство должно определить и объявить приоритеты технологического перевооружения российской экономики с предоставлением существенных налоговых преференций инвесторам. В частности, следует отменить импортные пошлины на ввоз технологического оборудования и предоставлять налоговые каникулы по уплате НДС на ввозимое оборудование, отложив уплату налога до начала деятельности. В ряде секторов следует поддержать государственными деньгами лизинговые компании.
2.3. Правительство должно разработать и осуществить комплексный план по поддержке въездного туризма как отрасли, формирующей значительный мультипликативный эффект для экономики. Для этого необходимо либерализовать процедуры визового регулирования и пограничного контроля.
2.4. Приоритетными направлениями антикризисной политики должны стать обеспечение макроэкономической стабильности и борьба с растущей инфляцией. Необходимо объявление 12-18-месячной паузы на изменение тарифов естественных монополий с одновременным активным применением методов публичного контроля за их издержками для определения внутренних источников повышения эффективности.
2.5. Необходимо в ближайшее время начать публичное обсуждение новой налоговой реформы, которая, среди прочих, сможет решить проблемы долгосрочной сбалансированности пенсионной системы одновременно со снижением налогообложения труда и проблемы стимулирования нефтяных компаний к расширению добычи в сложных условиях и созданию новых перерабатывающих мощностей.
2.6. Правительство должно сформулировать и добиться реализации среднесрочной инвестиционной программы, направленной на развитие каналов широкополосного доступа в интернет по технологии ADSL в регионах России с целью обеспечения такой возможности в течение 3 лет во всех региональных центрах и городах с населением свыше 300 000 человек, а в течение 5 лет — во всех городах с населением свыше 50 000 человек.
2.7. Поскольку в течение нескольких ближайших лет при реализации мер антикризисной политики государство может стать собственником пакетов акций российских компаний, то необходимо уже сейчас определиться с принципами и целями использования этих активов. В качестве возможной альтернативы следует рассмотреть возможность передачи сформированных государственных пакетов акций в собственность Пенсионного фонда как института, наиболее полно отражающего материальные интересы общества в целом.
2.8. Серьезным вызовом для властей и общества может стать ситуация в моногородах России. В связи с этим правительству во взаимодействии с бизнесом необходимо выработать стратегический план их реструктуризации, нацеленный на создание новых рабочих мест в центрах прогнозируемой деиндустриализации или на переселение жителей моногородов на вновь осваиваемые территории.
2.9. Необходимо оказание государственной поддержки отдельным крупным инвестиционным проектам, находящимся в завершающей стадии строительства, путем предоставления государственных гарантий.
2.10. Необходимо увеличить государственные инвестиции в поддержку процесса модернизации образования, стимулировать новые образовательные стандарты и организационные формы.
2.11. Необходимо завершить реформу технического регулирования, являющегося сегодня значительным препятствием для инвестирования.
2.12. Государство должно быть готово к решению проблем «плохих долгов» банковской системы через создание «плохого банка». Вместе с тем рекомендуется привлечь к формированию и управлению деятельностью такой структуры частных инвесторов. Одновременно правительство не должно заставлять банки, находящиеся под его контролем, кредитовать нежизнеспособные предприятия в условиях кризиса, поскольку это будет вести к наращиванию «плохих долгов», превращая системообразующие банки в «плохие банки».
2.13. Власть должна пойти на открытый и публичный диалог с бизнесом и обществом с целью выработки наиболее адекватных решений в области антикризисной политики и экономического развития.
2.14. Власти следует изменить политику освещения текущей ситуации в государственных СМИ, нацелив их на адекватное и открытое обсуждение реальных проблем в экономике для аккуратного снижения градуса завышенных общественных ожиданий.
2.15. Ввести процедуру парламентского контроля за деятельностью госкомпаний и госкорпораций с обязательным публичным раскрытием информации об их деятельности.
2.16. Осуществить «перезагрузку» системы национальных проектов, нацелив их а) на мероприятия по снижению социальных последствий кризиса; б) на мероприятия по модернизации общественной инфраструктуры по время кризиса.
2.17. Правительство должно изменить принципы возврата НДС для добросовестных налогоплательщиков.
2.18. Следует перейти к принципу «единого окна» при сдаче отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды, к предоставлению всей налоговой (и аналогичной) отчетности по электронной почте.
2.19. Правительство должно разработать и реализовать новую программу дебюрократизации отношений между бизнесом и властью, ориентированную на облегчение процедур создания и регистрации бизнеса, замену государственного лицензирования страховыми платежами или регистрацией в саморегулируемых организациях бизнеса.
2.20. Необходимо предусмотреть финансирование за счет средств федерального бюджета расходов регионов, направленных на возврат авансов по налогу на прибыль, полученных в 2008 г.

Авторы Сергей Алексашенко и Булат Столяров, председатель и ответственный секретарь экспертного совета Красноярского экономического форума. Источник – Ведомости от 25.03.2009, №52 (2322).

Кризис в России: прогнозы , ,

  1. ATM
    22.04.2009 at 20:38 | #1

    Это называется конкретные меры?
    демагогия
    Вы хоть представляете, что такое современный бизнес, деньги, экономика?

    Правительство должно..
    Власти обязаны..

    Что за лепет?
    Да я погодой лучше управляю, чем вы в экономике разбираетесь!!!
    А всё туда же антикризисные меры..

  2. sergey225
    05.01.2013 at 17:00 | #2

    Здравствуйте.
    Разрешите предложить мою версию выхода мировой экономики из кризиса, причем локомотивом будет Российская Федерация.
    Мне кажется предложенный мной метод будет более работоспособным чем испльзуемые в настояший момент инструменты выкупа плохих активов. Так как принесет деньги непосредственно в промышленность, малый и средний бизнес.

    Метод очень простой. Кредит с отрицательным процентом.
    Как это должно работать и как защититься от злоупотреблений?
    Я вижу это так. ЦБ и рад специально отобранных банков (может быть даже 1 банк например Сбер) без лишнего шума открывают новую кредитную линию для малого и среднего бизнеса. Кредитование производства под отрицательный процент. Берешь миллион на развитие производства – отдаешь 950 000р. Надо прописать только какой-то механизм отчетности, чтобы деньги шли именно на бизнес. Т.е. при выдаче кредита надо доказать что ты бизнесмен и у тебя есть некое производство, и после получения – так же должен отчитаться куда вложил и что сделал. Таким образом, мы защитим государство от злоупотреблений со стороны недобросовестных заемщиков.

    Далее промышленность, малый и средний бизнес получают кредит с отрицательным процентом. Что это нам даст?
    1. Это дает рывок к развитию этих предприятий
    2. Экономика РФ начинает расти небывалыми темпами
    3. Крупный бизнес тоже почувствует свою выгоду
    4. Иностранные инвесторы получают те же условия кредитования при условии развития производств на территории РФ – имеем приток инвестиций (не только финансовых но и технологических)
    5. Потом выносится решение о разрешении кредитования в рамках СНГ, => СНГ переходит на рубли
    6. Потом границы кредитования расшираются еще шире – и получаем новую мировую валюту – Российский рубль.

    Минусы этой теории — Где ЦБ будет брать деньги на это? Будет печатать. Но прирост экономики и расширяющейся зоны обращения рубля, будет с избытком компенсировать потери от таких эмиссий, да и эмиссии эти будут в количественном отношении намного меньше, чем то, что делают сейчас в капиталистических странах. И такие вливания будут именно целевые в промышленность.

  3. Константин
    30.01.2016 at 15:51 | #3

    У меня есть 8трлн рублей,дедушка оставил клад,согласен выдать правительство под о процент,чтобы экономика наша ожила,получила свое второе дыхание.С ув К

  1. Нет трекбеков.