Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Год 2011: что будет после кризиса?

Кризис, подобный нынешнему, случается один раз в 60 лет, а его последствия затрагивают все сферы жизни человечества. Ниже — любопытное предсказание участников Давосского форума о том, что будет в 2011 году, после кризиса. Сегодняшняя ситуация сравнивается ими с послевоенной разрухой 1945-1950 годов.

2011: что изменится после кризиса

Участники последнего Давосского форума пересказывают, как один из крупных российских государственных банкиров описывал на форуме свое видение будущего мировой финансовой системы. У него выходило, что финансовая система не поменяется. Такой кризис бывает один раз в 60 лет, никто из присутствующих до следующего точно не доживет, объяснял банкир, так что можно продолжать в том же духе: зачем что-то менять?

2009 год уместно сравнить с послевоенной разрухой — с тех пор мировая экономика еще никогда не чувствовала себя так плохо. Впервые за последние 60 лет в мире глобальный спад. Вышедший на минувшей неделе прогноз МВФ подтверждает: рост в развитых экономиках в этом году отрицательный, будет жесткая рецессия. Совсем плохо будут обстоять дела в Восточной Европе и СНГ.

Но есть и хорошая новость: это и есть — если верить тому же прогнозу МВФ — дно кризиса и в 2010 году везде, за исключением Японии, начнется восстановительный рост. Примерно так же рассуждает глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке. По его словам, если американское правительство проявит политическую волю и продолжит бороться с кризисом, в 2010 году в Америке дела пойдут на поправку.

Российские чиновники — их, конечно, кроме прочего, в чисто психологическом смысле обнадежил рост цен на нефть на прошлой неделе — тоже держат голову выше. У правительства «позитивное настроение», говорил в пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов. Есть, по крайней мере, на что надеяться: на полтора-два года резервов хватит, а там, глядишь, мотор экономики снова заработает в полную силу. Другой программы действий у властей все равно нет.

ПУТИН НЕ ПОСТРАДАЕТ

Какой Россия будет после кризиса? Насколько изменятся жизнь и нравы? Эксперты единодушны: все зависит от того, когда он закончится. Если скоро — а побеждает эта точка зрения, — то ответ простой: все будет почти как раньше. Прежде всего потому, что основная часть населения России не успеет ощутить на себе никаких последствий. Две трети российских граждан — жители депрессивных городов и сел, напоминает руководитель Левада-центра Лев Гудков. «Там, где не было роста, там и спада особого не будет», — добавляет архангельский социолог Вадим Трескин.

Если кризис продлится недолго, Владимир Путин точно выйдет из него победителем: ситуация будет выглядеть так, что он взял на себя в трудный момент ответственность за страну и провел ее сквозь пучину невзгод. В правительстве к этому моменту уже произойдут перестановки, вероятно, в этом году, полагает политолог Дмитрий Бадовский. Отставками Путин покажет, что выводы сделаны и виновные наказаны.

Социологи видят: рейтинг Путина уже двинулся вниз. Есть тенденция, говорит Гудков, но если снова быстро начнется рост, Путин не пострадает. Дмитрий Медведев тоже получит политические дивиденды. А дальше им уже между собой надо будет решить, кто из них пойдет на шестилетний срок в 2012 году.

Часть экспертов считают, что политическая картина изменится, даже если кризис закончится через год-полтора. «Единая Россия» оживает, — утверждает Николай Петров из Центра Карнеги. — Региональное руководство все чаще не согласно с центральным». Пока кризис длится, конфликты вроде мурманского, где губернатор поддержал оппозиционного кандидата, будут продолжаться. Весенняя кампания 2010 года — выборы в регионах — будет самой интересной, предсказывает политолог Бадовский, она и покажет, что происходит.

Но социологи и эксперты на местах сомневаются, что выборы будут бурными. Все они говорят одно: да, доверие к «Единой России» будет падать, но люди не требуют — и, видимо, не потребуют — политических перемен. «Кризис только разобщает, — говорит Игорь Аверкиев из пермской общественной палаты, — победит принцип выживать семьями». Все выбирают одну и ту же тактику, объясняют социологи: сокращать запросы и сидеть ждать. Это называется пассивная адаптация. «У нас в ресторанах средний счет остался прежним, только соотношение еда-алкоголь изменилось в сторону алкоголя», — рассказывает Трескин из Архангельска.

Другую картину, впрочем, видят эксперты на Дальнем Востоке. «Зреют настроения, что в следующий раз московский ОМОН, извините, отлупят еще на подлете к городу», — говорит политолог из Владивостока Игорь Саначев.

КОПИТЬ НА БУДУЩЕЕ

Адаптируются и пережидают все или почти все, но кто-то для себя извлечет урок. Это те, кто воспользовался плодами экономического роста последних лет, средний класс. Таких 15-20%, говорит Гудков. Они выйдут из кризиса в финансовом смысле более грамотными.

32-летняя выпускница французской бизнес-школы INSEAD Карина Улаева делала блестящую карьеру и дослужилась до ведущего экономиста в банке, а в декабре ее сократили. Теперь она решила, что, когда вернется на наемную работу, будет копить — откладывать по 20% с каждой зарплаты. Повышение нормы накопления — одно из самых главных последствия кризиса. И эти инвестиции будут более консервативными, чем раньше, зато с гарантированным доходом. Депозит станет самым привлекательным финансовым инструментом.

Так будет везде. Банки в Европе после кризиса вернутся к истокам и будут работать по формуле «3-6-3», говорит директор по инвестициям Saxo Bank Стин Якобсен: принимать депозиты под 3% годовых, выдавать кредиты под 6% годовых, а в три часа дня — гольф с VIP-клиентами. В России ставки будут повыше.

В целом будет торжествовать умеренность. Раньше все покупали заграничные школьные тетрадки с цветными обложками, а теперь перейдут на зеленые отечественные, уверен Трескин из Архангельска. Он говорит, что региональные власти уже начали кампанию по пропаганде местных продуктов, а кое-где торговым сетям просто спускают сверху, чтобы торговали отечественным.

ГОЛОД НЕ ТЕТКА

С инициативой будет хуже, чем с расчетливостью и умеренностью: рисковать будет неохота. В челноки, мелкие предприниматели никто не пойдет, утверждает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики: «У людей отбили желание начинать дело». Впрочем, голод не тетка: рост начнется в крупных городах, уверяет Зубаревич, и в эти города сразу потянется поток из провинции — люди примутся уезжать с насиженных мест. Когда этот поток станет заметен, это будет знак, что кризис закончился, говорит Зубаревич.

Многим из тех, кто остался без работы и потом ее не нашел, волей-неволей придется открывать бизнес. «Исторически кризисные времена часто давали миру прорывные инновации», — говорит глава «ВТБ-Управление активами» Наталья Плугарь. Так как с кредитным финансированием сегодня и в ближайшем будущем будут проблемы, начнут расцветать венчурные фонды, способные вложиться в самую неочевидную идею.

Директор Adobe Systems в России и СНГ Павел Черкашин внимательно следит за венчурными фондами по всему миру. «Сейчас, в период кризиса, я ожидаю качественного прорыва по крайней мере в двух областях», — говорит Черкашин. В первую очередь, это системы управления предприятием. Грубо говоря, глава компании будет сидеть в своем кресле, а ему система укажет: тут эффективность ниже средней по рынку, тут растут издержки и т. д. Затем, системы обработки изображений: поиск, сравнение, распознавание образов. В Штатах в этой области за время кризиса возникли десять новых проектов.

Появятся новые ниши для бизнеса. Например, люди уже начнут экономить, а сотовые операторы, обремененные миллиардными валютными долгами, не смогут снижать тарифы. Россию наводнят операторы-дискаунтеры. По оценке iKS-Консалтинг, к 2012 году их услугами будет пользоваться как минимум миллион человек. Схема будет такая: дискаунтеры будут брать у сотовых операторов время оптом с хорошей скидкой, а потом продавать по минутам в розницу. Должно быть в разы дешевле.

ЛЕЧИТЕСЬ САМИ

Экономить — это будет чуть ли не главный лозунг. Экономить будут все — и бизнес, и обеспеченный обыватель. Корпоративные стратегии будут нацелены на то, чтобы снова не раздувать штаты. Компании будут сокращать соцпакеты. Многие фирмы, не готовые отказаться от страхования сотрудников, покупают дешевые антикризисные страховки — тяжелые заболевания включены, а грипп люди пускай лечат сами. Зато вдвое дешевле.

Еще одна страховка, которая подешевеет, — это КАСКО. Вовсю разовьется прямое страхование — без посредников. Посредники сегодня забирают до 30% от стоимости услуги. Продавая полисы через сайт или по телефону, страховщики могут давать покупателю существенную скидку. Такие схемы уже работают, но страховщики уверяют, что к 2012 году прямое страхование станет доминирующим форматом.

Эти самые 15-20% российских граждан, привыкшие к западным — или напоминающим западные — стандартам достатка, с кризисом начнут перенимать и принятые на Западе потребительские привычки. А это значит опять-таки экономить: четко планировать бюджет, сдерживать себя в покупках. «Это не значит, что люди не будут позволять себе дорогие вещи, — говорит доктор социологии Ирина Окунева, — просто начнут считать деньги».

Кичиться деньгами уже не так модно, продолжает Окунева, даже среди богатых. Богатые люди будут резко менять стиль жизни. Это им придется делать при любом развитии событий — и тем сильнее, чем дольше продлится кризис.

Источник — выпуск от 24-03-2009 рассылки «Анонсы журнала «Русский Newsweek»»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *