Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Саммит двадцатки: бороться с кризисом сообща?

2 апреля в Лондоне состоится самми «большой двадцатки», где планируется, как красноречиво выразился известный своими прогнозами финансист Джордж Сорос, предотвратить «самый худший в истории экономический спад, превосходящий по последствиям «великую депрессию 30-х гг». Ниже — некоторые антикризисные перспективы саммита.

Как справедливо заметил легендарный инвестор, ситуация осложняется большим разбросом позиций в отношении путей выхода их кризиса. Но ценой неудачной встречи могут стать годы экономического опустошения, предупреждает Дж.Сорос.

Шаг навстречу европейскому сообществу сделал президент США Барак Обама: глава американского Белого дома заявил, что лидеры G20 направят мировому сообществу «послание о своем единстве». Ну что же, остается верить, что существующие между сторонами разногласия будут смягчены, а итоговое коммюнике будет содержать конкретные и согласованные меры по антикризисной программе.

Пойти на уступки мировому сообществу США уже пришлось — Вашингтон отказался от требований принятия странами-членами этой международной организации крупных и конкретных обязательств по размерам программ по стимулированию национальных экономик. Вашингтон также выразил согласие с Европой в необходимости создания новой структуры финансового регулирования.

По мнению Б.Обамы, между мерами по преодолению последствий экономического спада и глобального банковского кризиса не должно быть противопоставления. «Я постоянно заявлял о том, что нам необходим подход «и то, и другое», — сказал Б.Обама.

Накануне встречи президент США призвал «двадцатку» к принятию серьезных шагов для решения проблемы так называемых «токсичных активов» в балансах их национальных банков – термин, необычайно популярный в США в связи с принятием долгожданного плана главы американского министерства финансов Тимоти Гайтнера.

Президент Соединенных Штатов за «здоровый подход к стимулам» по оживлению глобальной экономики и выработку регулирующей реформы, включая меры по ликвидации «налогового рая».

«Во всех странах, — сказал Б. Обама, — существует понятная напряженность между шагами, необходимыми для стимулирования экономики, и тем фактом, что многие из этих шагов являются очень дорогостоящими, и налогоплательщики проявляют законный скептицизм в отношении чрезмерного расходования их денег, особенно когда складывается ощущение, что некоторые из этих средств тратятся не на них, а на тех, кто, по их мнению, возможно, способствовал усугублению кризиса».

Из вышесказанного явственно следует, что глава администрации США прекрасно осведомлен о природе непопулярности принимаемых властями мер, и отдает себе отчет, что напряженности все-таки не избежать. Тем не менее, меры приниматься будут, и американское общество готово к этому.

В некоторых областях экономики уже заметны «проблески стабилизации», в частности, в отдельных секторах внутреннего жилищного рынка, отметил Б.Обама.

Объединительными мотивами звучало и предваряющее саммит выступление британского премьера Гордона Брауна. Кризис даст толчок «беспрецедентному глобальному сотрудничеству», убежден он.

Г.Браун нашел и повод и для оптимизма: «участвовать в реализации глобальных мер, которые могут помочь» преодолеть нынешние трудности, желают много стран. Кроме того, если нынешние проблемы удастся решить, то в следующие 20 лет экономика совершит еще один большой рывок.

Оптимист Г.Браун считает, что мир выйдет из этого кризиса другим, в частности, базирующимся на более здравых принципах функционирования банковской системы. Кроме того, большую готовность к сотрудничеству будут проявлять сами страны-участницы кризисной системы. А протекционизм — это дорога к гибели, предупредил Г.Браун.

Ни Англия, ни Соединенные Штаты не намерены добиваться от участников G20 принятия каких-то конкретных обязательств по увеличению финансовых расходов в целях стимулирования мировой экономики и вывода ее из кризиса.

Саммит не ставит перед собой задачи по формированию национальных бюджетов. В рамках диалога предполагается обсудить мировую финансовую архитектуру.

Британия, как может, пытается опровергнуть слухи о том, что между Англией и США с одной стороны, и Германией и Францией с другой, существуют серьезные расхождения в области планирования антикризисных мер.

Первые, якобы, намерены его решать путем вливания дополнительных финансовых средств, вторые — путем наведения порядка в мировой финансовой системе.

В СМИ мелькали сообщения, что Великобритания, якобы, намерена добиваться принятия на этой встрече нового пакета финансовых стимулов в объеме 2 трлн долл, но Лондон накануне встречи опроверг этот факт.

Слишком большой упор на закачивание денег в стимулирование экономик глобального кризиса не устранит, считает канцлер Германии Ангела Меркель, и отвергает возможность дальнейшего крупномасштабного финансового стимулирования экономики страны, отметив гораздо большие возможности в этом отношении, например, Китая.

Китай, по мнению, А. Меркель, может сделать гораздо больше Германии в повышении внутреннего спроса вследствие больших валютных резервов. «Мы в совершенно иной ситуации — у нас с резервами негатив», — сказала А.Меркель.

Но от разногласий с США Европа открещивается. А.Меркель в интервью одному финансовому изданию заявила, что стороны намерены не конкурировать, а принимать совместные решения. А.Меркель считает, что Евросоюз и Соединенные Штаты «могут достичь хороших результатов во всех сферах».

Канцлера Германии весьма порадовал тот факт, что президент США Барак Обама поддерживает меры как по финансовому стимулированию экономики, так и по ужесточению регулирования финансовых рынков.

В то же время, по ее выражению, не следует возлагать «завышенные надежды» на решение проблем мировой экономики на саммите «большой двадцатки» в Лондоне. «Мы говорим о создании архитектуры нового глобального финансового рынка, и решить эту задачу лишь в британской столице не сможем», — подчеркнула канцлер.

«Мы, естественно, сразу не разрешим финансовый кризис, а также проблемы торговли», — отметила А.Меркель. Вполне очевидно, по ее мнению, что лидерам «двадцатки» «необходимо будет встретиться еще раз».

Обозначил свою позицию и российский лидер, Дмитрий Медведев. По его мнению, задача всех лидеров найти на этот кризис адекватные ответы. «Вопрос в том, что есть адекватность и что мы можем сегодня сделать», — сказал глава государства в интервью BBC накануне саммита. Российский лидер убежден, что «двадцатка» «обязана прийти к согласию, поскольку от новой мировой финансовой архитектуры зависит будущее наших стран, наших народов».

«Пропорции, которые сложились в мировой экономике, уже не совсем отвечают современному состоянию жизни, — гнул свою линию Д.Медведев. — «Мы видим, как быстро развиваются так называемые динамичные экономики, как быстро растут особые рынки, такие, как рынки БРИК. Все это нужно учитывать», — уточнил российский президент.

Россия ждет от саммита решения трех вопросов. Регулирование рынков с формированием общей системы регулирования, инициирования дискуссий о новой валютной системе и, в-третьих, жестких обязательств реформировать МВФ наряду с увеличением его финансирования.

«Если эти три составляющих будут приняты, и если будет обещание реализовать меры стимулирования, такая комбинация нас бы устроила», — сказал накануне саммита помощник президента РФ Аркадий Дворкович, полагающий, что итоговое коммюнике не обойдется без российских идей.

Источник — Прайм-Тасс

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *