Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Россия, Китай и новая мировая вип-валюта: кризис сближает

Мировой кризис, привел, как известно, к пересмотру основ сложившейся десятилетиями мировой финансовой системы, доминантой которой была экономика США. Недоверие к доллару как резервной мировой валюте трансформировалось в планы по созданию некой новой мировой валюты взамен деградирующему доллару. Кампанию против американской валюты активно проводят Россия и Китай, но успех их «затеи» с новой резервной валютой во многом зависит от позиции ведущих европейских стран. Ниже — аналитическая статья об отношениях России и Китая, о возможности создания новой мировой валюты и точках соприкосновения между нашими странами.

Русский с китайцем вновь «братья навек»? Мировой кризис, похоже, сближает Москву и Пекин

С другой стороны, ничто не мешает РФ и Китаю наконец–то наполнить реальным содержанием, а вернее реальными деньгами двустороннее экономическое сотрудничество, закачать финансовые ресурсы в конкретные проекты, увеличить объемы товарооборота и, таким образом, совместными усилиями противодействовать кризису.

Отметим, что РФ и Китай и ранее заявляли о необходимости развивать стратегическое сотрудничество и увеличивать товарооборот. Казалось бы, у каждой стороны есть, что предложить партнеру, но то ли Москве и Пекину не хватало до сих пор политической воли для расширения стратегического сотрудничества, то ли у РФ, как говорится, руки не доходили до Китая, благо «старушка» Европа, несмотря на политические демарши в адрес РФ, исправно оплачивала российский газ, но уровень российско-китайских отношений был очень скромным и не соответствовал экономическому потенциалу партнеров. Кризис заставил РФ и Китай объединить усилия в борьбе с экономическими неурядицами. Следует ли считать, что Москва и Пекин действительно намерены развивать полномасштабное экономическое сотрудничество, или мы являемся свидетелями банальной любви по расчету с целью пережить нынешний кризис?

Вопросы дальнейшего развития и расширения российско-китайского инвестиционного сотрудничества в условиях мирового кризиса приобретают особое значение, заявила в пятницу в Пекине министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.

«В настоящее время мы столкнулись с жесточайшим кризисом, который охватил весь мир. Каждая страна стремится решать свои проблемы, но кризису надо противостоять совместно. Есть хорошая российская поговорка: один в поле не воин. Она применима к нашим странам», — сказала глава Минэкономразвития на церемонии открытия 5-го Российско-китайского инвестиционного форума.

Российский министр отметила, что, несмотря на поступательное наращивание товарооборота между двумя странами, основной прирост обеспечивают сырьевые товары.

По ее мнению, возможности совершенствования структуры товарооборота «используются не полностью, существует огромный потенциал для расширения торговли продукцией с высокой степенью переработки».

Так, сказала Э.Набиуллина, это относится к авиационной технике, машиностроению, космической сфере, телекоммуникациям, охране окружающей среды, высоким технологиям. «По итогам 2008 года наш товарооборот превысил 50 млрд долл, где основной прирост обеспечили товары с наименьшей степенью переработки, такие как нефть, древесина, удобрения, никель, целлюлоза», — сказала министр, подчеркнув, что «возможности российско-китайского товарооборота используются не полностью». Среди наиболее перспективных областей она назвала авиацию, машиностроение, телекоммуникации, космическую сферу, охрану окружающей среды и высокие технологии. «Необходимо развивать инвестиционные проекты, направленные на производство с высокой добавленной степенью переработки», — отметила глава министерства экономического развития.

Глава Минэкономразвития сообщила, что, «несмотря на кризис, крупные российские компании и банки проявляют интерес к инвестициям в Китай». «К сожалению, влияние кризиса сказывается на сроках реализации некоторых совместных проектов», — сказала Э.Набиуллина, призвав приложить совместные усилия для поддержания приоритетных проектов и выполнить поставленную правительствами двух стран задачу о том, чтобы к 2020 г объем накопленных китайских инвестиций в РФ достиг 12 млрд долл.

Россия и Китай разработали подробный план развития двустороннего инвестиционного сотрудничества, заявила Э.Набиуллина. В частности, сегодня стороны подписали по итогам форума шесть документов. Среди них — меморандум о взаимопонимании по вопросам совершенствования механизма проведения российско-китайских инвестиционных форумов. Также был подписан ряд инвестиционных проектов в области переработки древесины, по лесопромышленному комплексу, по освоению лесных ресурсов. Россия крайне заинтересована в том, чтобы проекты китайских компаний не ограничивались лишь заготовкой древесины. В Дальневосточном федеральном округе и Забайкалье ежегодно заготавливается 22-23 млн куб м леса, из которых перерабатываются лишь 14 проц. Помимо этого подписан протокол о сотрудничестве в области защиты трубопроводов.

Также российское правительство приглашает китайские компании принять участие в строительстве объектов Олимпиады 2014 года в Сочи и саммита АТЭС, который пройдет во Владивостоке в 2012 году. Стоит вспомнить, что Пекин в 2008 году принимал Олимпийские игры, а китайские строительные компании получили большой опыт строительства спортивных объектов.

Как заявил в Пекине вице-премьер РФ Александр Жуков, «главная задача инвестиционного форума состоит в том, чтобы приложить максимум усилий для продвижения вперед как ранее намеченных инвестиционных проектов, так и новых проектов, а также минимизировать отрицательное воздействие кризиса на наше торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие».

По словам А.Жукова, приоритетными отраслями для китайских инвестиций в Россию могут стать лесоперерабатывающие предприятия, освоения месторождений минерального сырья, руд черных металлов, автомобилестроение, сельское хозяйство, пищевая промышленность. «В течение ближайших 15 лет Россия может стать крупнейшим поставщиком нефти в Китай», — сказал он на закрытии российско-китайского инвестиционного форума.

Прежде чем дать оценку перспективам расширения экономического сотрудничества РФ и Китая в период кризиса, а также на отдаленную перспективу, стоит напомнить о нетривиальных предложениях премьера РФ Владимира Путина китайским партнерам.

В октябре 2008 года, в самом начале мирового кризиса, В.Путин провел переговоры с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Встреча главы российского правительства с китайским коллегой в одном аспекте – валютном – оказалась почти сенсационной. Глава Госсовета Китая заявил, что объединенными усилиями Россия и Китай смогут противодействовать мировому финансовому кризису. А В.Путин, со своей стороны, призвал в рамках такого объединения отказаться от использования доллара США как средства расчета в рамках двусторонних торговых отношениях. Тогда все гадали — что это — неверие в будущее доллара или политический шаг? Мнения экспертов на этот счет тогда разошлись. Ряд аналитиков придерживались мнения о том, что предложение В.Путина – чистой воды политика. Свою позицию они сопровождали доводами о том, что на место доллара должна прийти некая третья валюта, ведь вряд ли Китай согласится принять в качестве расчетной валюты рубли, а РФ, соответственно, не с руки «подписываться» под расчетами в юанях. Делать ставку на евро во взаимных расчетах не совсем корректно ни для РФ, ни для Китая.

Другая часть экспертов исходила из того, что отказ от доллара при расчетах между китайскими и российскими компаниями вполне реален. По их мнению, у рубля к осени 2008 года появились хорошие шансы для того, чтобы стать расчетной валютой в российско-китайских торговых операциях. Хотя бы потому, что в долларе китайцы окончательно разочаровались, а к евро еще не успели привыкнуть.

Кризис, как видим, только упрочил позиции последних. Китай и РФ к весне 2009 года почти синхронно подготовили к саммиту G20 предложение по созданию некой новой мировой валюты взамен «обанкротившемуся» доллару.

Оценить перспективы расширения экономических связей РФ и Китая ПРАЙМ-ТАСС попросил главного редактора журнала «Китай.ру» Бронислава Виногродского.

По его словам, на сегодняшней российско-китайской встрече в рамках инвестиционного форума стороны «тронули новый уровень отношений». Он напомнил, что Россия «тянет трубу в Китай, и уже пошли первые нефтяные деньги, а если проект будет развиваться, то речь может идти о миллиардах долларов». «Но я сразу задаю вопрос, а кому все это делать? Кто будет осуществлять, прежде всего, с российской стороны эти масштабные проекты? Кто в российском правительстве будет принимать решения по проектам, кто будет готовить нормативную базу, расписывать концепцию? В России на высоком уровне в настоящий момент нет специалистов по Китаю, нет школы, причем эти вопросы распространяются не только на сырьевые проекты с Китаем», — сыплет вопросами Б.Виногродский. «В советское время были специалисты по Китаю, но они были «заточены» под социализм», — сетует он.

«Я считаю, что мы сейчас обратили свои взоры на Китай от отчаяния, из финансовых трудностей во время кризиса, из-за того, что инвестиционная привлекательность России для Запада исчезла, и поэтому мы решили «прокачать» Китай», — говорит Б.Виногродский. «Если я прав, то это непродуманная политика России по отношению к Китаю, когда мы рассматриваем Китай как способ залатать дыры», — добавляет он.

«Что касается прошлогодних заявлений Путина, прозвучавших в октябре 2008 года, когда он предложил отказаться от расчетах в долларах в торговле России с Китаем, то это, я считаю, был, несомненно, реверанс американцам после событий 8 августа /начало войны в Южной Осетии, в которой США обвинили РФ в нападении на Грузию/», — считает Б.Виногродский. При этом он говорит, что экономическая целесообразность отказа от доллара в российско-китайских торговых операциях, вполне очевидна. «Есть рубль с одной стороны, и есть юань – с другой. Первый обеспечен нефтью, вторая валюта – китайскими золотовалютными резервами. В какой валюте рассчитываться в итоге? Стоит вспомнить, опять же, опыт взаимодействия Китая с Советским Союзом, когда работали некие сертификаты как средства расчета. Какая разница, будут ли, например, расчеты в неких «китайских рублях» или «российских юанях».

Главное, чтобы стороны принципиально договорились о новой системе расчетов, а главное, чтобы торговое сотрудничество между двумя странами развивалось не от случая, к случаю, а на долгосрочной стратегической основе, считает Б.Виногродский. «Если бы Россия и Китая создали мощный экономический тандем, то американцам мало бы не показалось, наш совместный потенциал, который нужно капитализировать в реальные проекты несопоставимо больше американской экономики», — считает Б.Виногродский. «Я давно говорил, что Россия не обойдется без помощи китайцев при возведении объектов и инфраструктуры Сочи в рамках олимпийской стройки», — замечает эксперт, фактически предваряя вопрос о том, какова будет доля участия китайцев в общем объеме строительных работ в проекте Сочи-2014.

«Китайцы возьмут на себя минимум 70 процентов от общего объема строительных работ в столице Олимпиады 2014 года. У них все для этого есть, и строительный опыт, и организация процесса строительства, наконец, высокая степень трудоспособности», — отмечает он. «Но, к сожалению, мы, русские, почему-то считаем, что китайцы всегда хотят нас надуть, поэтому сами предпочитаем обманывать китайцев. Я не знаю, как будут подписываться договоры в рамках совместного российско-китайского проекта по Сочи, но боюсь, что финансовая сторона дела будет страдать непрозрачностью. Опять же, мы обращаемся к китайцам за помощью в рамках сочинской стройки, из-за безысходности, так как одним нам будет трудно осилить этот проект, несмотря на то, что деньги на это выделены», — заключает Б.Виногродский.

Источник — Прайм-Тасс

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *