Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Экономический кризис: Россия развалится на несколько государств?

Многие, анализируя нынешний экономический кризис в России, вспоминают осень 1991 года. Катастрофическое падение цен на нефть, обострение противостояния между столицей и регионами, слабо продуманные, а иногда и провокационные действия власти – все это наводит на страшную мысль: выстоит ли Россия перед лицом нового кризиса? В статье Максима Калашникова «Призраки нового Беловежья» можно найти ответы на эти и другие злободневные вопросы о экономическом кризисе в России.

Ситуация в РФ начинает до боли напоминать осень 1991 г. в СССР

Нынешний кризис для РФ — сильнейший с начала 1990-х годов. Не повторит ли она судьбу Советского Союза?
К сожалению, груз накопленных за 17 последних лет проблем и социальных недугов подвели Российскую Федерацию к опасной черте. Сказывается «лакировка действительности» 2000-2008 гг. и нежелание тогдашних властей реально работать. Слишком многое сейчас начинает сходиться в одну точку. Все интенсивнее ходят слухи о неких грозных событиях, которые должны стрястись до марта 2009 г.
Устоим ли?

ПОЧЕМУ — МАРТ-2009?

Наши источники в деловых кругах сообщают о том, что крупные бизнесмены начинают «придерживать» большие проекты в РФ, собираясь принимать решения по ним после марта 2009 г. Состоявшийся в Вашингтоне слет глав двадцати наиболее развитых стран, посвященный борьбе с глобальным кризисом, также отложил принятие каких-то конкретных мер на конец марта-начало апреля следующего года.

Все это очень здорово коррелирует с многочисленными намеками влиятельных кругов США на то, что президента Обаму ожидает некий острый кризис международного масштаба в самом начале правления. Возможно — связанный с Российской Федерацией. (Этому был посвящен наш материал «Апокалипсис по заказу»).

Словом, в воздухе пахнет чем-то весьма недобрым…

Один из наших источников рассказал, что сегодня проявляют небывалую активность некоторые деятели, принимавшие активнейшее участие в подготовке операции «Беловежская пуща» в декабре 1991 г. Некоторые из них до сих пор занимают видные посты в нынешней власти. Примечательно то, что они в девяносто первом начали работу еще ранней осенью девяносто первого, когда очень многие считали, что СССР сохранится — хотя и в форме Союза суверенных государств, когда еще шла работа над новой редакцией союзного договора.

Это — оперативная информация, и потому мы не можем раскрывать имен. Но факт активизации тех сил — налицо. Равно как и растущие надежды русских ультранационалистов-ультралибералов (квазифашистов) на скорый распад РФ. Они точь-в-точь повторяют своих собратьев конца 1980-х, жаждавших развала Советского Союза. Обратите внимание на сообщество, кучкующееся вокруг Петра Хомякова. Все сильнее настроения среди части общества: свалить режим, даже если и ценой развала РФ.

Кажется, прокручивается тот же сюжет, создавая впечатление стойкого дежа вю. И Чубайс, как и накануне катастрофы 1998 г., получает назначение на пост главы крупной государственной компании: десять лет назад он возглавил РАО «ЕЭС», сейчас — «Роснанотех» с огромными бюджетными средствами. И он же вместе со своим учеником Гозманом получает в рвуки укрупненную либерально-прозападную партию «Правое дело».

ПОДЖИГАТЕЛИ В РОЛИ ПОЖАРНЫХ

С другой стороны, создана экономическая почва для больших потрясений в РФ. А именно — довольно тяжелый экономический кризис.

Сегодня понятно, что большинство финансовых запасов РФ (прежних стабфонда и золото-валютных резервов ЦБ) уйдет за границу в уплату за тяжелые долги крупных компаний РФ. Мы лишимся 0,6 трлн. долларов практически без всякого толка для национального развития. Все это, напоминая спецоперацию по финансовому обескровливанию страны, стало следствием идиотской (с точки зрения русских интересов) системы «двойной откачки» денег за рубеж. Во-первых, финансовые запасы РФ прямо вкладывались в иностранные банки и ценные бумаги, а не инвестировались в отечественные проекты и компании. Лишенные источников кредитов, отечественные компании вынуждены были влезать в большие долги перед иностранными банкирами, каковые давали бизнесу РФ кредиты … их тех денег, что государство РФ закачало в западную кредитно-финансовую систему. В конечном итоге, это вызвало острейший кризис экономики Российской Федерации.

Кто несет ответственность за произошедшее? Глава Минфина, вице-премьер Алексей Кудрин и председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Они должны были в первую очередь лишиться своих постов. Но … им доверяют выводить нашу экономику из кризиса!

Это что: глупость? Или намеренное действие? Ведь именно экономические бедствия сейчас и ввергают РФ в опасное социальное брожение. Это так напоминает осень девяносто первого. Да и нынешний кризис обещает быть сравнимым по тяжести с тем, почти восемнадцатилетней давности. И тяжелее, чем события 1998 г.
В этом смысле заслуживает внимание доклад рабочей группы под руководством новосибирского губернатора Виктора Толоконского, сделанный на заседании Госсовета в Ижевске 18 ноября 2008 г. Там прямо говорится: налицо угроза резкого сокращения инвестиций в основной капитал. Как минимум — на 50%. На кредиты реальному сектору рассчитывать нельзя, остаются только собственные средства, коих мало. А это обостряет проблему физического износа основных фондов и обрекает отечественную продукцию на дороговизну и неконкурентоспособность. Неминуем дефицит оборотного капитала. Неизбежное обесценивание рубля сделает дороже импортное оборудование, что ударит по сборочным производствам, которые используют импортные комплектующие и сырье. Дефицит оборотных средств увеличит масштабы бартерных сделок, что тоже внесет свой вклад в раскрутку инфляционного «маховика». Словом, возможен некий возврат к худшим реалиям начала 90-х.

При ценах в $60 за баррель федеральный бюджет становится дефицитным. А цены на «черное золото» уже опустились ниже этого уровня.

Из-за падения нефтяных цен подешевеет 80% российского экспорта — газ, нефтепродукты, металлы, удобрения. Номинальные объемы экспорта могут быть ниже прогноза базового сценария социально-экономического развития на 52,5 млрд. долларов уже в 2008 году и на 108,5 млрд. долларов — в 2009 г.

Налицо опасность двух шоков: кредитного (из-за невозможности взять нормальную ссуду в банках) и ценовой — из-за падения глобальных котировок на основные статьи экспорта из РФ. А это чревато застоем в производстве и полномасштабным кризисом в кредитно-финансовой системе.

Возможна фактическая остановка реализации важнейших проектов в рамках отраслевых стратегий развития в 2010-2015 гг. Под нож кризиса может попасть инвестфонд и весь институт государственно-частного партнерства.
Так что экономическая почва для тревожных политических событий тоже, как видите, имеется. Более того, в отличие от кризисов 1991 и 1998 г., когда Запад мог оказать РФ большую финансовую и гуманитарную помощь, теперь мы на это рассчитывать не можем. США и Европа сами — в кризисе. Да и отношения с ними испорчены: после событий вокруг Южной Осетии разыгрывается карта «РФ — второе издание империи зла».

ОБОСТРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МОСКВОЙ И РЕГИОНАМИ

Добавим ко всему еще одно обстоятельство: явно обострение отношений между центром и регионами. В краях, областях и республиках, где власти намного ближе к «грешной земле» (реальным проблемам в промышленности и социальной сфере) страшно недовольны тем, что созданная Москвой система накачки деньгами не спасает реальный сектор. Кредиты получаются и слишком дорогими, и трудными в получении.

Показательная в этом смысле позиция президента Татарии Минтимера Шаймиева. 12 ноября он выступил со вторым за год посланием к парламенту автономной республики, фактически обвинив Москву в том, что кредиты для спасения промышленности недоступны последней, достигая ставки в 18-20%. Дескать, Центр только усугубляет кризис. Шаймиев же призвал и крепить особый статус республики (наполнять содержанием договор между Татарией Москвой).

Не нужно иметь семи пядей лбу, чтобы понять: регионы по мере нарастания кризиса все сильнее будут недовольны недостаточной помощью Центра реальному сектору и слишком большими, по их мнению, налоговыми отчислениями в федеральную казну.

Да, к слову: напомним состоявшееся при Путине деление РФ на так называемые федеральные округа (ФО), сильно смахивающее на нарезку будущих государств на развалинах федерации. С тех пор институт полпредов президента в этих ФО показал свою недееспособность и бесполезность: все равно главные вопросы приходится решать в Москве. А вот «нарезка» осталась. И тут надо напомнить, что деление РФ на округа в свое время вызвало резкие возражение и ФСБ, и СВР.

Но их почему-то не послушали.

Для полноты картины добавим сюда явно накаляющуюся обстановку на Северном Кавказе. Там — террор в Дагестане и Северной Осетии и тлеющий осетино-ингушский конфликт, напряженность в Ингушетии. Там — и нагнетаемая «черкесская проблема»: с требованиями создать особую черкесскую республику с выходом черкесов из Карачаево-Черкесии, а балкарцев — из Кабардино-Балкарии.

Все это очень сильно напоминает напряженность в южных землях позднего СССР. При том, читатель, что с 1992 г. в Москве так и не придумали — какую модель развития осуществлять на Северном Кавказе, чтобы его автономии не висели на шее русских регионов, перестав быть глубоко депрессивными, дотационными регионами, где свирепствуют безработица, нищета и антирусский экстремизм.

МАСЛА — В ОГОНЬ?

На фоне всего означенного некоторые действия федеральных властей словно подливают масла в огонь кризиса. Ну скажите на милость: зачем нужны поспешные и непродуманные «реформы» Вооруженных сил? С выставлением на улицу 120 тысяч офицеров в разгар кризиса, когда им будет почти невозможно найти работу? Когда они лишатся всякой возможности дождаться жилья от государства? Ведь многие из них стояли в очереди на квартиры по линии Минобороны. Непонятно — зачем армейцев так злят на фоне усугубляющихся социально-экономических трудностей. Чтобы лишить Кремль всякой поддержки со стороны ВС в самый ответственный момент?

Возьмем такой важный аспект, как кадровая политика. Итак, президент Медведев в своем послании в ноябре-2008 заявил:
«… Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей. Вы знаете: такое решение мной уже принято.

Поэтому поручаю Правительству и Администрации Президента уже до конца этого года «запустить» Программу формирования и подготовки резерва управленческих кадров, разработанную совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций.

Управленческий резерв должен включать в себя три уровня: муниципальный, региональный и федеральный. А наиболее успешные руководители должны составить так называемую «президентскую тысячу». Считаю, что лучших управленцев должна знать вся страна. Поэтому информацию о наиболее способных специалистах в различных сферах деятельности надо включать и в общероссийский банк данных…»

Все это прекрасно: госаппарат надо давно чистить от бездарей и воров, от косных чинуш и откровенно некомпетентных личностей. Но на каких принципах и кто это должен делать? Откуда будет браться пресловутая «государева тысяча» (идея философа Сергея Чернышева, высказанная еще в 2000-2002 гг.)?

Раньше, в СССР, было понятно: в ЦК КПСС была сильнейшая кадровая служба, равно как имелись они в министерствах и ведомствах. Талантливых и способных руководителей буквально «вели», отслеживая их достижения. И было, на чем проверять деловые качества людей — работали заводы и фабрики, функционировали научно-производственные программы, велись масштабные стройки предприятий и инфраструктуры. Именно в ходе конкретной работы отсеивались неспособные и пассивные. Человек в своей карьере проходил ступени обучения и совершенствования «директор цеха — глава предприятия — директор объединения — начальник главка — министр». Точно так же шел рост территориальных руководителей. Существовал четкий критерий отбора молодых назначенцев: справился он с порученным делом (проектом) или не справился. Все время шел приток молодой крови из регионов.

А сейчас как отбирать молодых и энергичных? Ведь «победившая демократия» первым делом сломала именно советскую систему кадров, начав формировать корпус чиновников и менеджеров по какому угодно принципу, лишь бы не по компетентности и деловитости. Рекрутировали в управленческие структуры родственников и «своих» (верных конкретному клану), отбирали по способности «пилить бабки» и приносить долю начальству, по принципу «Нужны не умные, а верные». Не было великих проектов и полноценно работающей индустрии, чтобы иметь объективные критерии для селекции кадров. Не было и нет сильной кадровой службы. Почти прекратился приток свежих сил из регионов. В 2000-2008 гг. мы видели перетасовку, в сущности, одних и тех же лиц из нескольких «обойм»: питерской, чубайсовой, «семейной».

Можно ли сегодня выдвигать людей исключительно по принципу молодости? Нет. В этом случае можно получить «девятый вал» неопытности, некомпетености и рвачества.

Кто сегодня сможет вести отбор хороших управленцев? Правительство РФ? Вряд ли. Администрация президента? Ей еще придется вспоминать опыт ЦК КПСС и набираться опыта. Те, кто до недавнего времени заправлял кадровой политикой в АП РФ (Сечин и генерал Иванов) себя на сем поприще проявили не очень хорошо. Академия госслужбы? Ой, не смешите — нужно создавать совершенно новую систему вузов. В любом случае, запустить полноценную программу поиска и подготовки управленческих кадров до конца 2008 г. не в Центре не смогут. Ломать, знаете ли, было легко — восстанавливать придется намного дольше и труднее.

А значит, все это может вылиться в очередную кампанейщину: даешь замену старых на молодых — и побыстрее! А то, что при этом будут потеряны последние управленцы, имеющие ценнейший советский опыт, похоже, никого не волнует. Равно как и перспектива озлобления корпуса чиновников, и дезорганизации управления.

Добавим к этому то, что исполнительная власть не имеет сегодня противовеса в виде законодательной. Качество Госдумы и Совета Федерации сильно упало по сравнению с началом 2000-х годов. Тогда там еще реально могли указывать на ошибки правительственных чиновников, тщательно разрабатывать законы и создавать некие альтернативы. Ну, а в завершении поставим такой фактор, как явное напряжение в системе «президент-премьер».

СХОЖДЕНИЕ В ОДНУ ТОЧКУ

Что мы имеем в итоге? Недобрый процесс схождения разных «потоков» кризиса и негативных тенденций РФ в одну точку. В 2009 год.

Все это сопрягается с обострением кризиса в сердце глобального капитализма — в США и Западной Европе. С возможностью «нового 11 сентября».

К сожалению, все это действительно напоминает критическую ситуацию конца 1991 г. И дай нам бог пройти эту опасную историческую стремнину без потери страны.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *