Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Холодная война 2.0 вынуждает Россию перейти на мобилизационную модель развития

Поворотный момент истории обычно не осознается современниками. Даже следя за новостями и осознавая, что что-то пошло не так, люди продолжают вести привычный образ жизни; через несколько месяцев все может сильно измениться, и эти дни останутся памятью об ушедшей эпохе жизни в большом открытом мире. Новая, вторая, холодная война, вероятно, станет необратимой реальностью в ближайшие дни и недели, в лучшем случае — до конца 2014 г. Экономические санкции ЕС, которые будут введены уже в ближайшие дни, очевидно, не приведут к смягчению российской позиции, а следовательно, будут углубляться.

Россия не может прекратить поддержку повстанцев на Востоке Украины, поскольку это приведет к делегитимизации ее правящего режима. Между тем российское руководство вполне обоснованно полагает, что даже в случае ухода украинской темы на второй план экономическое давление со стороны Запада не прекратится. Следовательно, закрепление поддержки населения является первостепенной задачей.

США в рамках украинского конфликта заинтересованы в решительной военной победе Киева над сепаратистами и создании нового украинского государства без учета российских позиций. Даже после того как эта задача будет решена, США будут продолжать усилия по изоляции России. Только так можно хотя бы отчасти компенсировать ущерб американскому влиянию и авторитету в мире, нанесенный крымским инцидентом.

Любые введенные сейчас Европейским союзом санкции останутся на годы или даже на десятилетия. Они будут действовать даже тогда, когда украинская тема потеряет всякую актуальность. Для их отмены потребуется консенсус внутри ЕС, которого будет крайне сложно достигнуть, если в этом не заинтересованы США, обладающие влиянием на ряд важных членов союза. Например, введенное в 1989 г. эмбарго на военно-техническое сотрудничество с Китаем продолжает действовать и по сей день, хотя в свое время, в начале 2000-х, его отмену поддерживали все крупные европейские страны.

В ближайшие месяцы России с неизбежностью предстоит перейти на новую, мобилизационную модель развития, отвечающую реалиям новой, второй, холодной войны. Это потребует полного пересмотра макроэкономической политики, принципов финансового регулирования, всего комплекса внешнеэкономических связей, не говоря об идеологии и внутренней политике.

С этими новыми правилами нам предстоит прожить долгие годы. Надежды США и некоторых отечественных общественных деятелей на то, что новая холодная война приведет к падению правящего в России режима, противоречат всему мировому опыту применения санкций и всему опыту русской истории. Наличие явного внешнего врага в виде США и пролитой на Востоке Украины русской крови привело к сплочению населения вокруг властей.

Любое усиление прямого американского давления на РФ будет лишь укреплять позиции российского руководства. Падение СССР произошло не в разгар советско-американской конфронтации начала 1980-х, а именно после нормализации советско-американских отношений. Наличие явной внешней угрозы способствовало устойчивости советской системы; ее исчезновение нанесло по системе сильнейший удар.

Вторая холодная война едва ли закончится разгромом России. Прямое военное поражение России невозможно. Политическая конфронтация будет укреплять российскую власть. Что касается экономики, то после весьма тяжелого переходного периода она вновь начнет расти. Исторический опыт говорит о том, что Россия, как никакая другая страна, способна десятилетиями жить и развиваться в условиях мобилизации и враждебного окружения. Именно находясь в положении страны-изгоя, СССР осуществил свой главный рывок в развитии промышленности, науки и технологий.

Этот пример не уникален: некоторые страны-изгои демонстрируют удивительные достижения. Современный Иран является мировым чемпионом по темпам роста числа публикаций в международных научных журналах. Это также единственная страна исламского мира, самостоятельно запустившая спутник в космос.

Да, в последние годы США удалось ввести в отношении Ирана особо жесткие экономические санкции и принудить его к переговорам по ядерной программе, хотя их возможные результаты рассматриваются как скромные. Тем не менее в период 2001-2010 гг. иранская экономика росла в среднем даже несколько быстрее, чем экономики Египта и Саудовской Аравии, не находившихся под санкциями.

Россия намного менее уязвима для санкций, чем Иран, вынужденный осуществлять масштабный импорт жизненно важных материалов (зерно, нефтепродукты) и проводящий идеологизированную и популистскую макроэкономическую политику. Полная блокада России по иранскому сценарию может привести к шоку на мировом нефтяном рынке и спровоцировать новую волну глобального кризиса. Наконец, Россия, по-видимому, может рассчитывать на дальнейшее сотрудничество стран БРИКС, прежде всего Китая.

Проблемы роста экономики в условиях мобилизации связаны не с его темпами, а с его качеством. Результатом такого роста становятся серьезные диспропорции, а также появление многочисленных неконкурентоспособных предприятий и отраслей, которые в дальнейшем потребуют болезненной реструктуризации. В ходе новой холодной войны в первые годы мы будем героически преодолевать трудности, затем мы будем одерживать победы, а потом нашим внукам придется за эти победы расплачиваться. Точно так же нам до сих пор приходится расплачиваться за перекосы советской промышленной базы, созданной в эпоху индустриализации.

Насколько долго продлится вторая холодная война и чем она закончится? В китайских экспертных кругах распространено мнение, что украинский кризис обеспечил Китаю 10-летнюю «стратегическую передышку» в противостоянии с США (генерал-майор Ван Хайюнь). Такая оценка, вероятно, близка к истине. Первая холодная война была продуктом тотального противостояния двух систем. Одна из двух систем должна была пасть.

Вторая холодная война — продукт конфликта американских и российских интересов в мировом стратегическом захолустье (Восточной Европе), конфликта, вышедшего из-под контроля из-за грубых политических ошибок, самонадеянности и недальновидности обеих сторон.

Втягивание России и США в новую холодную войну идет вразрез с происходящими изменениями в глобальном балансе сил. Эти изменения, связанные с выходом на первый план в мировой политике крупных азиатских держав, должны подталкивать Москву и Вашингтон к самому тесному партнерству. На определенном этапе бессмысленность противостояния станет очевидной, и стороны предпримут шаги по нормализации отношений.

Ближайшим историческим примером может служить китайско-американское сближение в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Оно началось спустя почти десятилетие после советско-китайского разрыва 1960 г., превратившего Пекин в злейшего противника СССР и, следовательно, потенциального партнера США. Именно такой срок (в сочетании с поражением во Вьетнаме) понадобился обеим сторонам и прежде всего США на анализ и пересмотр своей азиатской политики. Новая холодная война, таким образом, не составит собой целой исторической эпохи, но, как минимум, отравит жизнь поколению людей в России и на Западе.

Автор — эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин, источник — Ведомости

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *