Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Антироссийские санкции Европы: кто пострадает больше

Комментарии европейских экспертов и политиков радикально различаются: никто не знает, насколько эффективны будут санкции, к какому результату они приведут, и чья экономика от них пострадает больше — ЕС или России. Пакет секторальных экономических санкций включает ограничения в сфере финансовых услуг, военных поставок и устанавливает запрет на экспорт товаров двойного назначения, которые могут использоваться в военных целях. А также вводится запрет на предоставление РФ инновационных технологий для нефтедобывающей промышленности. Газовый сектор из-под действия санкций выведен полностью. Этот пакет вводится на срок в 12 месяцев с возможностью пересмотра через три месяца.

В предотпускной спешке

Нынешние санкции принимаются чрезвычайно поспешно в рамках «письменной процедуры» в Совете ЕС, то есть без созыва саммита или министерской встречи, а на обычном заседании Комитета ЕС на уровне постоянных представителей. Эта спешка объясняется тем, что с ближайшего понедельника, 4 августа, в Брюсселе наступает «мертвый сезон», институты ЕС прекращают работу на каникулы, и для принятия каких-либо важных решений в августе значительному числу чиновников ЕС придется прерывать отпуска. Этим объясняется традиционный для Брюсселя ежегодный всплеск активности европейских институтов в последних числах июля, который в этом году посвящен санкциям в отношении РФ.

Сегодня решение о санкциях уже опубликовано в Официальном журнале Евросоюза, ограничения вступили в силу.

Деньги, нефть, оружие

Первым элементом секторальных санкций станет ограничение доступа российских госбанков к европейскому фондовому рынку. ЕС пока не уточняет, какие именно банки попадут под действие этой меры. По некоторым данным, речь идет о финансовых институтах, доля государства в активах которых составляет от 50 проц, или «50 проц плюс одна акция».

ЕС намерен не только запретить европейским инвесторам приобретать ценные бумаги этих банков, но и торговать ими на европейских фондовых площадках. Финансовые санкции относятся только к новым сделкам и не имеют обратного действия.

Еврокомиссия подсчитала, что в 2013 российские банки разместили на европейском рынке краткосрочные долговые обязательства /срок погашения до 90 дней/ на 7,5 млрд евро. Европейские чиновники считают, что их запретительные меры не вызовут переориентацию РФ на азиатские финансовые площадки и развитие оффшорных финансовых практик в отдельных российских регионах, в частности, в Крыму, а вынудят Москву «пересмотреть свою политику на Украине».

Вторым элементом является оружейное эмбарго и запрет на поставки в Россию техники двойного — гражданского и военного — назначения, в первую очередь электронной.

Запрет коснется только новых контрактов как на импорт, так и на экспорт оружия. Таким образом, например, сделка с Францией по приобретению вертолетоносцев «Мистраль» автоматически под этот запрет не попадет, как не попадут и действующие соглашения с рядом стран Восточной Европы на обслуживание военной техники /в первую очередь, самолетов и вертолетов/ советского и российского производства. Экспорт европейской военной техники в РФ составляет порядка 300 млн евро в год, тогда как импорт из РФ превышает 3 млрд евро. Если санкции ЕС затянутся, то армии восточноевропейских государств останутся без лицензионного обслуживания своей военной техники и будут вынуждены форсированными темпами переходить на НАТОвское вооружение. В этом случае им грозят серьезные финансовые потери, а РФ рискует потерять свои позиции на их оборонных рынках, которые займут преимущественно компании американского ВПК.

Важной частью запрета «товаров двойного назначения» станет запрет на продажу в РФ отдельных видов химикалий, использующихся для военных производств. Впрочем, в долгосрочной перспективе эта мера может оказаться даже выгодна для России, поскольку будет стимулировать активное развитие собственной химической промышленности.

Наконец, третьим элементом станет запрет на предоставление России новых технологий и продажу высокотехнологичного оборудования для нефтедобывающего сектора. Речь идет об оборудовании и технологиях для шельфовой добычи и разработки нефти, добычи сланцевой нефти, полярного бурения.

Еврокомиссия утверждает, что сегодня российская нефтедобывающая промышленность на 60 проц зависит от европейских технологий. Таким образом введение санкций станет стресс-тестом для российской энергетической отрасли.

Изначально проект санкций подразумевал аналогичные ограничения и для газовой промышленности. Однако это вызвало острые возражения целого ряда стран ЕС, и под угрозой провала всего санкционного пакета газовая отрасль была из него исключена полностью.

Презумпция виновности

Переломным моментом в дискуссии между странами ЕС о введении против России санкций экономического характера стала катастрофа малайзийского «Боинга», разбившегося на востоке Украины 17 июля. Если до этого инцидента, большинство стран ЕС выступали против введения экономических санкций, то в течение нескольких последующих дней их настроения радикально изменились, не в последнюю очередь потому, что на борту лайнера находились европейские граждане.

Тот факт, что расследование гибели самолета продолжается и пока нет доказательств, изобличающих виновников трагедии, в вопросе введения санкций не играет никакой роли. Европейские лидеры перед лицом общественного мнения, подогреваемого западными СМИ, вынуждены демонстрировать, что предпринимают активные ответные действия. Реальных рычагов влияния на ситуацию на Украине у Евросоюза и США нет. Признать провал своей политики европеизации Украины они не готовы. Им остается только обвинять во всех проблемах, связанных с Украиной, Россию и несогласных с политикой Киева ополченцев Союза провозглашенных ДНР и ЛНР, которых западные СМИ называют исключительно «пророссийскими повстанцами».

Фактически Брюссель и Вашингтон сегодня сделали ставку на силовой выход из украинского конфликта. Их санкции против России служат единственной цели — заставить РФ изолировать Союз ДНР и ЛНР от любых видов помощи, что позволит украинской армии и батальонам наемников, финансируемым прокиевскими олигархами, постепенно подавить сопротивление, не считаясь с жертвами и разрушениями.

Экономическая неопределенность

В целом, по оценкам аналитиков, с экономической точки зрения, санкции против России могут в значительной мере подорвать еще не окрепшую после кризиса суверенной задолженности экономику 18 стран зоны евро и саму единую европейскую валюту. Россия является третьим по значимости торговым партнером ЕС и главным поставщиком энергоресурсов сообщества. Страны Евросоюза постарались минимизировать возможный ущерб для двусторонней торговли, не включая в набор санкционных мер действий, прямо ориентированных на сокращение торговли. Однако и без таких мер, неустойчивый экономический рост в Европе может подорвать снижение доверия инвесторов к странам Евросоюза в связи с потенциальным ростом геополитических рисков в результате серьезного обострения отношений между ЕС и Россией.

ЕС также не исключает ответных российских мер, в частности, асимметричного характера, связанных, например, с ужесточением регуляторных норм для европейского экспорта в Россию — от автомобилей до продуктов питания, что может нанести тяжелый удар по европейским производителям. Наихудшим вариантом эксперты считают сценарий, если Россия пойдет по пути отчуждения активов европейских компаний на своей территории, что нанесет тяжелейший удар по европейским производителям. Эту меру брюссельские аналитики называют «экономическим ядерным оружием».

«После национализации иностранной собственности, как после ядерного удара выживших не будет», — заявил ИТАР-ТАСС финансовый аналитик консалтинговой группы «Academy+» Брюс О’Коннор. «Этот шаг нанесет катастрофический удар по работающим в России европейским компаниям, но не менее тяжелыми будут последствия для иностранных инвестиций в Россию. Бегство иностранного капитала станет паническим», — считает он.

В то же время, бросается в глаза тот факт, что европейские санкции против РФ со всеми потенциальными проблемами как для российской, так и для европейской экономик выгодны США, поскольку ослабляют их европейских конкурентов и делают американский фондовый рынок более привлекательным для международных инвесторов, напуганных последними потрясениями в Европе. К тому же появляется возможность для американских компаний попытаться занять на европейском рынке ниши, которые до введения санкций занимали российские производители, например, в оборонных заказах стран Восточной Европы.

Возможно ли в России, со всех сторон наказанной санкциями, получить выгодный кредит для ИП? Специалисты утверждают, что да. Пока услуги кредитования доступны и предпринимателям, и гражданам нашей страны.

Комментарии об эффективности санкций против России и вероятном ущербе от них

Укрепление позиций Путина

По данным американской стороны, санкции отразятся на 30% активов российского банковского сектора.

«Похоже, что самые крупные экономические потери от санкций в отношении России понесет Британия, поскольку большую часть своих операций российские государственные банки проводят через Лондон, — говорит Рауль Рупарел из центра анализа европейской политики Open Europe. – Санкции разрабатывались таким образом, чтобы сильнее ударить по России, а не ЕС. И, похоже, цель была достигнута. Теперь российским компаниям придется изыскивать кредиты и некоторые высокотехнологичные импортные товары, что может оказаться нелегкой или вообще невыполнимой задачей».

Впрочем, по мнению специалиста в области банковского дела Ральфа Сильвы, попытка ударить по российским банкам может больно ударить по самому Западу.

«В конечном итоге это навредит и лондонскому Сити, и Нью-Йорку, — полагает Сильва, — поскольку русские впервые поймут, что на самом деле они могут обойтись без глобальной индустрии финансовых услуг».

«В результате санкций позиции Путина лишь укрепятся. Российская общественность видит в нем защитника, и если он сможет провести страну через санкции, его власть только усилится», — говорит эксперт.

Бегство банков

Как утверждает финансовый аналитик Крис Скиннер, санкции в отношении российских банков могут заставить их покинуть лондонский Сити и заняться поиском новых партнеров.

По его словам, ограничения «способны убить поток российского капитала на британском рынке, если они найдут альтернативу, к примеру Гонконг или Шанхай».

«Чем больше санкций мы применяем к России, тем больше стоимости теряет рубль, тем больше прибыли получают миллиардеры, которые вложили средства за пределами России, к примеру, в британскую собственность,» — подчеркивает Скиннер.

Банк Москвы отметил, что его бизнес от санкций не пострадает, и что он не планировал брать кредиты на зарубежных рынках.

Акции второго по величине государственного банка России ВТБ на волне объявления о новых санкциях просели на 1,2%, и руководство банка заявило, что санкции «несправедливы, спорны с точки зрения их законности и скорее всего причинят вред всем сторонам».

При этом банк ВТБ сообщил, что готов искать финансирование на альтернативных рынках и в других валютах.

Помимо финансовых ограничений, пакет санкций затрагивает и продажу России вооружений. ЕС уже подготовил список военного оборудования, которое подпадает под эмбарго, которое вступает в силу с четверга.

Эмбарго не распространяется на контракты, заключенные до введения новых санкций, из чего, к примеру, следует, что военная сделка России с Францией на сумму 1,6 млрд долларов все же состоится.

«Учитывая сравнительно низкие объемы торговли вооружениями между ЕС и Россией, санкции можно считать скорее символическими, особенно если учесть, что Франция не намерена отказываться от продажи России двух вертолетоносцев класса Мистраль, — считает аналитик IHS Лилит Геворкян. – После распада Советского Союза Россия неохотно покупала оружие за рубежом. Россия остается вторым по величине экспортером вооружений в мире, при этом ее военный импорт из Европы весьма ограничен».

Российские компании указывают также на то, что и американцы проигрывают от санкций.

Представители концерна «Калашников» во вторник даже выразили «соболезнования» американским покупателям, которые теперь не смогут приобретать их продукцию.

Для Сбербанка санкции несмертельны

Специалисты, опрошенные РИА Новости, не ожидают, что санкции ЕС значительно навредят крупнейшему российскому банку. Для Сбербанка европейские санкции стали первыми. Даже США, которые и начали проводить политику санкционного наказания России за позицию по Крыму и Украине, до сих пор не ввели санкций против крупнейшего российского банка.

Интрига, попадет ли Сбербанк в санкционный список, сохранялась до последнего момента, подтвердила руководитель аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. Связана она была с тем, что основным акционером Сбербанка является ЦБ РФ. Регулятору принадлежит 50% плюс одна акция банка, однако ЦБ обладает особым правовым статусом — он действует независимо от органов государственной власти.

«Санкции, конечно, неприятны, но не смертельны, поскольку внешнее фондирование занимает минимальную долю в общей структуре обязательств банка. Доля внешнего фондирования Сбербанка составляет около 3%, что для банка незначительно. Соответственно, на рефинансирование требуется еще меньше», — сказала РИА Новости эксперт.

Рынки США остаются открытыми для Сбербанка, кроме этого, в случае необходимости крупнейший российский банк может воспользоваться помощью ЦБ, говорит Беленькая. В крайнем случае банк сможет привлечь средства и у клиентов в виде депозитов, установив привлекательную ставку.

С этим согласен аналитик Росбанка Евгений Кошелев. «Население может даже выиграть от более высокой ставки по депозитам», — отметил эксперт. Он, однако, признал, что санкции могут негативно повлиять на тех, кто будет брать кредиты или уже по ним платит.

Чуть менее оптимистичен главный аналитик Нордеа банка Дмитрий Савченко. Он считает, что из-за санкций может сдвинуться весь спектр ставок: сначала поднимутся ставки по кредитам, а после — и по депозитам.

«Однозначно вырастет стоимость фондирования Сбербанка, поскольку доступ на западные площадки в каком-то виде будет закрыт, а если и будет возможность профинансироваться, то под более высокую ставку», — объясняет Савченко. Это, в свою очередь, будет транслироваться на потребителей.

Представители Сбербанка ситуацию пока не прокомментировали.

Другие опальные банки

«Опальные» кредитные организации отреагировали по-разному. В частности, ВЭБ вообще не стал комментировать введение санкций.

В пресс-службе Россельхозбанка РИА Новости сказали, что официальная позиция банка была озвучена еще в среду, когда не было конкретного списка банков. РСХБ тогда отмечал, что не ожидает негативного влияния санкций на свою деятельность и располагает достаточным инструментарием для устойчивой работы. В то же время член наблюдательного совета РСХБ Мухадин Эскиндаров заявил, что банк может обратиться к правительству России с просьбой о поддержке.

Наиболее эмоционально отреагировал ВТБ, второй по размеру российский банк. «Такие действия противоречат демократическим ценностям европейцев, которые пошли на поводу у своих заокеанских старших товарищей вопреки собственным интересам. Фактически европейские власти присвоили себе право решать за них, куда им вкладывать собственные средства», — говорится в заявлении ВТБ, распространенном в четверг вечером.

В дальнейшем планирование сделок на рынках капитала будет зависеть от потребностей в фондировании, а также от возможностей и конъюнктуры рынка, добавил банк. При этом ВТБ заверил, что и он сам, и его дочерние компании продолжают работу в прежнем режиме.

Газпромбанк в четверг также сообщил, что санкции ЕС не нарушают его финансовую устойчивость и стабильную работу: у банка прочный запас ликвидности, его активы и пассивы сбалансированы.

Банк заявил, что, несмотря на санкции, продолжает работать в обычном режиме. Расчеты по рублевым и валютным счетам, в том числе по банковским картам международных платежных систем, проводятся без ограничений и задержек. Газпромбанк добавил, что приветствует готовность ЦБ поддержать банки, попавшие под санкции.

ЦБ еще в среду утром заявил, что готов оказать такую поддержку в случае необходимости. Позже регулятор добавил, что кредитные организации пока не нуждаются в его поддержке и могут сами справиться с проблемами. ЦБ, однако, может предоставить им ликвидность в рамках действующих инструментов, если появятся дополнительные факторы риска.

По материалам «ПРАЙМ», RT, BBC, РИА Новости

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *