Разоблачение. Кто такие тайные покупатели?
Тайный покупатель – метод маркетингового исследования, который применяется для измерения уровня подготовки и профессионализм продавца, и заинтересованность продавца в процессе приобретения покупателем товара или услуги. В таком исследовании принимают участие специально подготовленные и обученные люди (тайные покупатели), которые проводят проверку и составляют отчет о проделанной работе.
Цели исследования:
- проверка качества обслуживания и оценка работы продавцов;
- соответствие магазинов общим стандартам;
- размещение товара;
- исследование конкурентов;
- контроль проведения обучения;
- проверка честности и законопослушности персонала.
Параметры исследования:
- соблюдение продавцом норм этикета (доброжелательность, вежливость и приветливость);
- грамотность речи;
- внешний вид сотрудника, то есть, соответствие корпоративному стилю;
- чистота и порядок на рабочем месте;
- скорость обслуживания;
- навыки и знание предлагаемого продукта.
Во время проверки тайные покупатели проводят контрольные закупки, собирают информацию, заполняют анкеты, а затем отчитываются перед организатором такого исследования. Далее анкеты, а также замечания и предложения всех тайных покупателей обрабатываются; составляется общий отчет о результатах проверки. На основании которого и принимаются необходимые меры по усовершенствованию работы данного предприятия.
Все по закону
Сотрудники того объекта, где будет проходить проверка тайными покупателями, должны быть предупреждены о том, что в определенный период будет проходить данное исследование. И его результат не должен быть причиной наказания или увольнения сотрудника.
Исследования могут проходить как при помощи личного посещения, так и по телефону или электронной почте. Для отчета и достоверности информации, а также с целью дальнейшего анализа при проведении исследования, используют диктофонную запись разговора и видеозаписи. Сотрудник, по отношению к которому проводилось исследование, будет ознакомлен с этими записями для анализа и исправления ошибок.
Для тайного покупателя разрабатывается специальный сценарий, как себя вести, как ответить на вопросы. В основном, по сценарию, покупатель должен вести себя агрессивно, неадекватно, требовательно. Такое поведение даст возможность проверить, как продавец будет вести себя в разных ситуациях, насколько он способен сглаживать конфликты.
При этом необходимо помнить, что данный метод не заменяет, а является лишь дополнительным к другим методам оценки деятельности персонала (аттестация, тестирование и экспертные оценки).
Статья подготовлена по материалам http://www.your-people.ru/