Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Кризис в Украине: жесткая девальвация гривны

Глубокая девальвация нынешней власти обернулась не менее катастрофической девальвацией гривны. Основными причинами стремительного падения курса нацвалюты стали попытки Виктора Януковича установить в стране диктатуру и проведение Нацбанком «плановой» девальвации. Хорошо заработать на подобных «планах» можно только тогда, когда другие о них не догадываются.

Сложилась старая, но не очень добрая традиция. Как только в Нацбанке или в Кабмине заявляют, что предпосылок для девальвации гривны нет, курс нацвалюты тут же уходит в глубокое пике.

Так произошло и на этот раз. Стоило новоиспеченному и. о. премьера Сергею Арбузову заявить на выходных в интервью телеканалу «Интер», что «сегодня нет никаких экономических причин для дестабилизации гривны», как уже в понедельник курс гривны рухнул на межбанке до 8,74 грн за долл.

И это, похоже, не предел. В этот понедельник на «черном» рынке «баксы» продавались уже по 9 грн. Скорее всего, на ближайшие несколько недель это станет «привычным» курсом для всех сограждан.

Не исключено, что когда население и бизнес привыкнут к новой психологической отметке, правительство и Нацбанк начнут штурмовать новую высоту — 10 грн.

Причиной тому не только катастрофическое состояние платежного баланса, но и возможность чиновников и банкиров, приближенных к Нацбанку, заработать на «плановой» девальвации баснословную прибыль.

Как «опускали» курс гривны

Межбанковский валютный рынок лихорадит уже третью неделю. Всего за десять рабочих дней, с 21 января по 3 февраля, объем торгов всеми валютами на межбанке составил 35 млрд долл в эквиваленте.

Девальвация гривны

Это рекорд, в среднем — около 3,5 млрд долл в день. Для сравнения: в 2013 году среднедневной оборот на межбанке не превышал 1,2 млрд долл. Кроме того, за эти две недели на межбанке были зафиксированы сразу три «дневных» рекорда. Самый большой объем торгов пришелся 28 января — 5 млрд долл.

Грубо говоря, все тощие резервы НБУ, которые на начало 2014 года составляли 20,4 млрд долл, равны недельному спросу на валюту на межбанке — с 27 по 31 января на рынке продано почти 20 млрд долл.

В Нацбанке могут радоваться только одному: основные обороты на валютном рынке никак не связаны с реальным импортом.

Самый крупный импортер в стране «Нафтогаз» за это время так и не смог или не захотел приобрести валюту для расчетов за газ в полном объеме. Заявок НАК на рынке не видели. Даже если доллары были куплены в закрытом режиме, валюта из страны не ушла. Зачем тогда она была куплена?

Если верить «Газпрому», долг «Нафтогаза» составляет уже 3,35 млрд долл. При этом обещанный в январе Россией кредитный транш, 2 млрд долл, Украиной так и не получен и, скорее всего, в обозримом будущем предоставлен не будет.

На прошлой неделе на межбанке наблюдалась интересная тенденция. Казначеи банков живо обсуждают, кто же «разгонял» обороты валютного рынка.

В некоторые дни разница между ценой покупки и продажи долларов достигала 10-15 коп. Так, 30 января на межбанке курс покупки составлял 8,55 грн за долл, а котировки на продажу достигали 8,7.

Точной информацией располагает ограниченный круг лиц, который держит ее в тайне. Банкиры же могут выдвигать лишь версии произошедшего.

«Сегодня это главный вопрос банковского рынка. Кто-то «перевернул» огромное количество валюты, а объем гривны в обращении не изменился. Самое главное, непонятно, кто этим занимался. С кем ни говорю на рынке, никто не в курсе», — прокомментировал казначей одного из банков с иностранным капиталом.

Что произошло

Есть несколько версий. По одной из них, нетто-покупателями валюты выступали банки с европейскими корнями и учреждения олигархов, а нетто-продавцами были банки с российским капиталом.

Сами представители российских банков в приватных разговорах крайне удивлены тем, что их опять пытаются сделать крайними в чужих играх. Официально они не афишируют свои объемы торгов валютой на межбанке.

«Банк не раскрывает информацию об объемах валютообменных операций на межбанковском рынке», — говорит член правления — казначей «Сбербанка России» Дмитрий Золотько.

Другая версия гласит, что после взрывов на Грушевского олигархи и «семья» решили вывести валюту из страны. Для этого «перевернули» имеющуюся у них гривну в доллары, заодно спровоцировав девальвацию.

Понятное дело, что в банках олигархов «все спокойно». «Вся валюта, покупаемая нами на межбанке, покупалась под импортные контракты», — утверждает Антон Стадник, начальник казначейского управления ПУМБ, банка Рината Ахметова.

Несуразный оборот межбанка казначеи призывают объяснять действиями государственных банков — Ощадбанка, Укрэксимбанка и Укргазбанка. Никто не знает реальную ситуацию, но без них точно не обошлось, уверен рынок.

Еще считается, что Ощадбанк и Укрэксимбанк накануне всех событий «накачали» валютой из резервов Нацбанка, которую впоследствии почти полностью выкупили. Действительно ли «похудели» золотовалютные резервы, покажет ежемесячная статистика, которую НБУ печатает каждый второй вторник месяца.

Кто заработал на девальвации гривны

У банкиров почти не вызывает сомнений собственно механизм «переворота» денег. Для этого могли использоваться фиктивные импортные контракты. Частично могли пройти сделки своп с валютой в гигантских масштабах, чтобы «перегнать» валюту из одного банка в другой.

Важно другое. Почти никто из них не заработал больших денег на девальвации. Что-то «срубить» получилось, но не слишком много.

Не зная, кто спровоцировал колебания на межбанке, казначеи рассуждают о двух моментах. Первый — произошел ли вывод валюты за границу. «Вряд ли или ушло немного», — констатируют они. Второй — знал ли кто-то о готовящемся скачке курса. Пожалуй, девальвации ожидали все, но не в таких ужасающих масштабах.

Всего за один день, 27 января, когда объемы торгов достигли рекордных 5 млрд долл, курс продажи доллара взлетел с 8,5 до 8,7 грн за долл. Назвать эти обороты результатом стихийных спекуляций у казначеев рука не поднимается.

В любом случае, уверены казначеи, в Нацбанке о гипертрофированных оборотах было известно, но «рагулятор» вел себя на удивление спокойно. Он не вмешивался в торги своими прямыми — не через госбанки — интервенциями и позволил курсу доллара «сползти» ниже отметки 8,7 грн.

Зато можно легко посчитать чистую прибыль «удачливых» участников торгов, которые могли заработать за один день на аномальном скачке курса.

Если предположить участие в операциях Ощадбанка и Укрэксимбанка, то они могли продавать доллары, полученные из резервов НБУ, напрямую по официальному курсу 7,99 грн за долл.

Эта прибыль могла быть «размазана» по цепочке посредников. Условно, из «Ощада» и «Эксима» доллары могли уйти по нерыночному курсу, скажем, по 8,3 грн. Это объяснялось бы благими намерениями, дескать, госбанки пытались погасить панику на рынке. Другое дело, что были те банки, которые стояли в цепочке дальше.

Учитывая, что Нацбанк контролируется первым вице-премьером Арбузовым, произошедшую девальвацию можно смело назвать в его честь.

Когда он пришел в НБУ, на рынке наблюдались интересные телодвижения. Возникла цепочка банков-посредников, которая «прокачивала» через себя валюту из резервов регулятора.

Суть заработка была в том, чтобы взять из резервов одну валюту, «прогнать» ее через цепочку прокладок и вернуть туда другую. Весь заработок в виде курсовых разниц оставался на балансе особо привилегированных учреждений.

Примечательно, что госбанки нередко продавали валюту весьма избирательно. Некоторые украинские финучреждения по непонятным причинам не смогли купить у них доллары, хотя подавали заявки.

Похоже, девальвация начала 2014 года прошла с ведома банков «семьи» и при ее непосредственном участии. Если так, то обвал курса курировали люди Арбузова.

Расходовались ли при этом золотовалютные резервы Нацбанка, уже очень скоро станет понятно из статистики НБУ.

Может быть, опять произошла чрезмерная «прогонка» резервов, чтобы заработать десятки миллионов долларов на ровном месте?

Эту версию тоже нельзя сбрасывать со счетов, хотя уже больше года назад Нацбанк отказался от «паленой» схемы. Именно поэтому банкиры считают, что произошла именно массовая перепродажа валюты.

Что скрывает Нацбанк

Несмотря на лукавые заявления о грядущей «стабилизации» курса, морально и технически к нынешней глубокой девальвации чиновники в Нацбанке были готовы еще в декабре 2013 года.

Так, постановлением №536 от 24 декабря 2013 года «Об осуществлении НБУ операций на межбанковском валютном рынке Украины в первом квартале 2014 года» Нацбанк разрешил себе проводить «адресные» интервенции «в случае возникновения насущной необходимости общегосударственного значения».

Что в Нацбанке считают «насущными нуждами общегосударственного значения», можно только догадываться. Председатель НБУ Игорь Соркин на письменные вопросы ЭП не ответил. В принципе, это может быть все что угодно, включая необходимость починки золотых унитазов в Межигорье.

Если мыслить категориями Евромайдана, власть и ее сторонники в последние несколько месяцев столкнулись с непредвиденными расходами «на борьбу с революцией». Особенно сильно эти расходы выросли в последние три недели после обострения ситуации на улице Грушевского в конце января.

По некоторым оценкам, из «общака» уже выброшены на ветер сотни миллионов долларов. Часть из них в срочном порядке заводились в страну «семьей» и ее спонсорами из офшоров и продавались, в том числе на межбанке.

Видимо, в какой-то момент валюту решили откупить обратно. В конце января Нацбанк минимум несколько раз выходил с интервенциями на валютный рынок — как напрямую, так и через госбанки. По оценкам казначеев, для поддержания курса НБУ только в 2014 году потратил из резервов минимум 1 млрд долл.

Однако это не имело особого эффекта для рынка. Получается, что основной «эффект» от этих операций получили те, кто распоряжается золотовалютными резервами страны. Опять всплывает в памяти персона нынешнего и. о. премьера.

Причинами резкой девальвации стали не только революционная ситуация в стране и бегство капитала. Не менее значительное давление на курс оказывают сугубо экономические причины — внешние долги и спад экономики, хотя в правительстве пытаются доказать, что это всего лишь легкая стагнация.

Как уже писала ЭП, чиновники не гнушаются и приписками в статотчетности. Не меньшее удивление вызывают и официальные показатели НБУ среднего курса на межбанке. 3 февраля, если верить регулятору, средневзвешенный курс составил 8,14 грн за долл.

официальные показатели НБУ среднего курса на межбанке

Это означает лишь одно. На фоне того, что банки торгуют между собой по рыночному курсу 8,7 грн за долл, кто-то проводит огромные объемы операций по заниженному курсу, скажем, по 7,99 грн за долл.

В итоге, выходит такая странная средневзвешенная цена безналичного «бакса».

Кто покупает и продает доллары по «льготному» курсу, в Нацбанке тщательно скрывают.

Хотя для участников рынка это секрет полишинеля. В основном, это госбанки, которые давно превратились в карманные структуры «семьи».

Реальный курс 8,70-8,74 «уравновешивается» теми самыми «адресными» интервенциями по курсу 7,99, которые идут на «насущные потребности общегосударственного значения».

О том, что девальвация действительно была «плановой» и во многом спровоцирована самими чиновниками, могут свидетельствовать и официальные цифры по рефинансированию банков со стороны НБУ.

В декабре 2013 года НБУ выдал подопечным 27,6 млрд грн займов рефинансирования по средней ставке 7,13% годовых.

Для сравнения: за одиннадцать месяцев 2013 года НБУ рефинансировал банки всего на 43,9 млрд грн. В Нацбанке не могли не понимать, что львиная доля этих денег хлынет на валютный рынок и приведет к падению курса гривны.

Именно так произошло в печально известном 2008 году, когда курс обвалился с 5,3 до 8 грн за долл. Следователи прокуратуры не нашли виновных, хотя рынок был убежден: на девальвации заработали те, кто получили гривну от НБУ.

Не секрет, что дешевые госсредства распределялись «хитрым» способом. Формально Нацбанк проводит так называемые тендеры по рефинансированию, но на практике никогда не публикует имена «победителей». О том, какие банки потребили большую часть этих ресурсов, можно лишь догадываться.

Зато известно, что НБУ отказал в рефинансировании многим банкам, даже приближенным к власти. По какому же принципу делились деньги? Неважно. Курс доллара на «черном» рынке и в некоторых обменниках уже достиг 9 грн за доллар.

Курс доллара на

Похоже, что Соркин и его «патрон» Арбузов, несмотря на заявления об отсутствии причин для дестабилизации курса, прекрасно знали, как глубоко упадет курс гривны, и хорошо подготовили к «внезапной» девальвации приближенные банки.

Особо цинично на этом фоне смотрится так называемая борьба монетарных властей с долларизацией экономики и призывы к гражданам хранить сбережения в национальной валюте.

Источник — «Економічна правда», Украина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *