Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Кеннет Рогофф: по тяжести нынешний кризис хуже Великой депрессии 1930-х годов

«Когда закончится кризис?» — этот вопрос до сих пор не сходит с уст экономистов, политиков да и простых граждан. Интересный ответ предложили известные американские исследователи Кеннет Рогофф и Кармен Рейнхарт из Гарварда, проанализировавшие в своем исследовании 100 финансовых кризисов за последние два столетия. По прогнозам американских специалистов, мировой экономике потребуется ещё пять лет, чтобы оправиться от мирового финансово-экономического кризиса 2008 года: темпы роста мирового ВВП до сих пор не превышают 2% — достаточно низкий темп на фоне докризисных годов.

Кеннет Рогофф предполагает, что по тяжести нынешний кризис станет даже хуже Великой депрессии 1930-х годов — тогда на его преодоление потребовалось 10 лет, сейчас для оздоровления экономики нужно минимум 12 лет. Экономисты также делают интересный вывод, что на фоне прошлых кризисов США справляются с нынешней ситуацией намного успешнее: американский ВВП на душу населения снизился всего на 9% с поправкой на инфляцию, а для возвращения на докризисный уровень США потребовалось шесть лет.

Конечно, некоторых проблем избежать не удалось. Например, уровень занятости населения снизился весьма значительно – на его восстановление потребуется не менее 13 лет.

Правда, потери экономики США кажутся вполне себе незначительными, если обратиться к экономическим показателям ряда европейских стран, также ставших предметом исследований Рогофф и Рейнхарт. Франция, Великобритания, Ирландия и Исландия могут пока даже и близко не рассчитывать на докризисный уровень 2007 года. В Греции, Италии, Португалии и Голландии ВВП на душу населения и вовсе продолжает падать, сотрясая всю конструкцию Еврозоны. Лишь Германии удалось за 6 лет после кризиса достичь докризисного пика реальных доходов, что позволяет ей практически единолично заправлять финансовыми вопросами ЕС.

Что «спасло» США?

Каким же образом США удалось так безболезненно перенести кризис, который, собственно, и начался в Америке? Для этого есть ряд причин. Во-первых, американские банки сумели избавиться от проблемных активов за счет программы количественного смягчения. Во-вторых, была эффективно проведена программа реструктуризации долгов населения. Наконец, в отличие от европейских американские банки имели средства для кредитования граждан даже в самый пик кризиса.

«Начнем с того, что ситуация в США и Европе была совершенно разная. На рынке США это была проблема сложных деривативных продуктов таких, как SDO — своеобразные пакеты закладных. Мы знаем, что был обанкрочен один банк, при этом крах потерпели также ипотечные компании, а остальные банки в целом получили долгосрочную поддержку от регулятора. Естественно, здесь речь идет о системообразующих банках. На их плечи ложилась реализация этого плана. Тогда появилось понятие too-Big-to-fail — организации, которые не должны обанкротиться, иначе они могут похоронить за собой всю финансовую систему», — комментирует информационному агентству «ДелоНовости» аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.

Чего ждать от кризиса России?

На данный момент доля российской экономики в мире составляет 2,88%, и, судя по всему, эта доля будет снижаться. В обрабатывающей промышленности уже с прошлого года наблюдается падение выпуска, зарплаты долго росли быстрее производительности труда, продолжается отток капитала. Однако, у российской экономики есть шанс вернуться к росту к 2019 году. Как сообщил газете ВЗГЛЯД старший экономист «Центра развития» ГУ-ВШЭ Валерий Миронов, Россия «может изменить структуру спроса и увеличить темпы роста при стагнации мировой экономики или при ее низких темпах роста. Надо найти сектора, которые будут иметь большую эластичность по отношению к динамике внутреннего спроса и будут меньше покупать импортные товары. В этом случае, если внешние рынки растут на 2%, то наши эластичные отрасли вдвое быстрее – на 4%».

Валерий Миронов считает, России как члену ВТО надо занять не оборонительную, а наступательную позицию. «С помощью механизма Всемирной торговой организации надо избавиться от дискриминации на внешних рынках по отношению к российской продукции. Там легко принимают сырье, но попробуй выйти с обрабатывающей промышленностью, обвинят в чем угодно», – сказал эксперт. Также необходимо уменьшить кредитную ставку для бизнесменов и «снять бюрократические препоны».

В прошлом году правительство сделало несколько шагов навстречу бизнесу — заморозили рост тарифов естественных монополий на этот год и решили создать особую экономическую зону на Дальнем Востоке, без бюрократии и коррупции. «До этого о таких кардинальных мерах не думали», – говорит Миронов.

Источник — delonovosti.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *