Минфин: российский Резервный фонд закончится через три года

Через шесть лет дефицит российского бюджета будет составлять около 10 трлн руб., а если упадет цена на нефть, то недостача может оказаться еще больше, следует из долгосрочной бюджетной стратегии Минфина, пишет русское бюро агентства Reuter. В периоде с 2017 года по 2020-й – с учетом действующих или обещанных госпрограмм, но за пределом утвержденного трехлетнего бюджета – Минфин обнаружил не обеспеченные доходами обязательства казны: утвержденных 5,6 трлн рублей и еще 4,2 трлн – обещанных.

Минфин предлагает сократить расходы и подумать над повышением налогов на сырьевой сектор. В противном случае придется либо повышать прочие налоги, либо отменять бюджетное правило и увеличивать ускоренными темпами госзаимствования.

Сейчас Минфин формулирует долгосрочную стратегию российских финансов, исходя из прогноза Минэкономразвития, по которому средние темпы роста экономики РФ до 2030 года не превысят 2,5%. Есть весьма вероятный риск, считают аналитики ведомства, что и таких показателей не будет.

«Прогнозируемое сокращение доходов бюджетов бюджетной системы, в том числе федерального бюджета, обуславливает целесообразность рассмотрения вопроса о повышении налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики, при в целом стабильном уровне налоговой нагрузки на прочие сектора экономики, а также обеспечении роста неналоговых доходов», – говорится в стратегии.

Минфин предупреждает, что если меры, направленные на обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы, не будут приняты, объем бюджетных трансфертов на сбалансированность бюджета ПФР может возрасти до 3% ВВП в год.

«При условии увеличения в долгосрочном периоде дефицита внебюджетных фондов, роста потребности в финансовом обеспечении системы здравоохранения, а также с учетом социально-экономической ситуации, может быть рассмотрен вопрос об уточнении размеров социальных страховых взносов».

Стратегия предполагает, что бюджет будет дефицитным весь расчетный период, а покрывать недостачу будут за счет госзаймов, которые станут фактически единственным источником его финансирования. Надо брать себя в руки, считают в Минфине, и секвестировать без оглядки.

«В условиях прогнозного периода для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в 2017 году необходимо сокращение… расходов на 1,247 трлн руб., в 2018 году – 1,655 трлн, в 2019 году – 1,517 трлн и в 2020 году 1,142 трлн», – говорится в документе.

С учетом дополнительных поручений президента и правительства по федеральным целевым программам, а также расходов, связанных с реформированием пенсионной системы, «дыра» может увеличиться еще на 4,2 триллиона рублей в 2017-2020 годах, утверждает Минфин.

Минфин сделал также расчеты трех сценариев падения цен на нефть с 2016 года:

  • кратковременное снижение до $60 за баррель;
  • до $80 за баррель с постепенным восстановлением в течение двух-трех лет;
  • долгосрочное снижение до $80 за баррель.

Вариант, при котором Иран выполняет свое обещание обрушить цены на нефть до 20 долларов за баррель, не рассматривался вообще, хотя он весьма вероятен.

В случае долгосрочного снижения нефтяных цен Резервный фонд будет исчерпан уже в 2016 году, при этом, без запасов Россия может остаться и без падения цен на нефть.

«Если даже цена на нефть будет та же самая, у нас большие риски по доходам. Налоги, таможня, приватизация, плюс могут возникнуть гарантийные обязательства, в том числе, по олимпийским объектам. Если мы все это сложим, получается, что резервного фонда нет уже в 2016 году», – говорит источник в правительстве.

В прошлом году Минфин смягчил бюджетное правило, внеся поправки в Бюджетный кодекс, разрешающие использовать средства Резервного фонда в случае выпадения запланированных доходов.

И понятно, что ведомство пугает, но страшилки эти вполне реалистичны, резюмирует «Слон».

Кризис в России: прогнозы , ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.