Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Россия — страна чиновников. Класс паразитов процветает

Среди богатых россиян чиновников больше, чем бизнесменов, среди бедных, наоборот, преобладают те, кто работает на себя, а не на государство. Считать чужие деньги неприлично, пишет Диана Хачатрян на страницах «Новой». Но чиновники, которые получают деньги из казны, нам как родные. Мы кормим их, одеваем в белые сорочки, отправляем в ВИП-залы международных аэропортов на дорогих авто, в которых даже бензин — за наш счет. Если в большой семье юная барышня привыкла к гламурному образу жизни, это не повод не контролировать ее расходы, даже если она трижды спортсменка и член правящей партии. Тем более если она вдруг начинает требовать вдвое больше прежнего.

«Вот вы, сволочи, жируете!»

30 сентября президент Владимир Путин подписал задним числом указ о повышении заработной платы отдельным лицам, замещающим государственные должности. Согласно документу, c 1 сентября этого года зарплата федеральных министров, депутатов и сенаторов (последние приравнены к министрам по статусу) будет повышена со 161 тысячи рублей до 254 тысяч рублей, а с 1 сентября следующего года — и до 420 тысяч рублей, то есть в 2,6 раза. Правда, пока обещанное вознаграждение, состоящее из оклада (более 51 тысячи рублей) и различных надбавок (202 тысячи рублей), парламентарии не получали.

«О повышении зарплаты я узнал из прессы, — рассказывает депутат Дмитрий Гудков. — Нас никто по этому поводу не информировал». Депутат считает, что «золотые кренделя», доходы которых составляют несколько миллиардов рублей, не нуждаются в подобном широком жесте государства. По его подсчетам, на бюджетную зарплату живет только треть парламентариев (в основном представители оппозиционных партий), остальные — получают щедрые доходы от дивидендов по акциям.

«Конечно, для подготовки хорошего, качественного закона нужны деньги, чтобы, например, привлекать профессиональных экспертов. Но подход в определении размера депутатской зарплаты должен быть, на мой взгляд, дифференцированным. Скандала можно было бы избежать, если бы Дума не занималась мракобесием. Многие пишут мне в твиттер: вот вы, сволочи, жируете! Но я не просил увеличивать себе зарплату, мне неудобно смотреть в глаза избирателю из российской глубинки, который получает пять тысяч рублей в месяц», — говорит он. По сути, c легкой (и щедрой) руки президента депутаты окажутся еще дальше от своих избирателей.

В КПРФ «путинский указ» встретили с энтузиазмом. Большую часть заработной платы коммунисты тратят на партийные нужды. «У нас в партии существует ленинский партийный максимум, согласно которому депутаты не должны получать заработную плату выше средней зарплаты квалифицированного специалиста. В Москве он приравнен к окладу машиниста метрополитена (90 тысяч рублей). Все, что больше этой суммы, депутаты в добровольном порядке перечисляют в фонд партии», — отмечает депутат от КПРФ Вадим Соловьев.

По подсчетам британского журнала The Economist, которые были сделаны в июле этого года, больше всего в мире получают депутаты из Австралии — в пересчете 536 тысяч рублей в месяц. На втором месте депутаты из Нигерии — 505 тысяч рублей. Но уже со следующего года ряды высокооплачиваемых парламентариев пополнятся россиянами. Их зарплата окажется сопоставима с зарплатой американских конгрессменов (она по действующему курсу составляет 464 тысячи рублей).

Любопытно, что зарплаты первых двух лиц в государстве — президента и премьер-министра — останутся на прежнем уровне. Дмитрий Медведев сегодня получает 215 тысяч рублей, Владимир Путин — 270 тысяч рублей. Это почти в три раза меньше заработной платы руководителей силовых и правоохранительных структур, которые согласно президентскому указу будут вознаграждены щедрее остальных чиновников (786 тысяч рублей).

Однако личная скромность «тандема» меркнет на фоне сентябрьской инициативы главы США Барака Обамы. В целях экономии бюджетных средств он решил урезать себе зарплату (оклад президента США последние 13 лет остается неизменным и составляет $400 тысяч в год) и отдавать в государственную казну около 1,7 тысячи долларов ежемесячно. Из-за невозможности найти компромисс по законопроекту о финансировании госучреждений в октябре треть от общего числа американских госслужащих — 825 тысяч человек — и вовсе ушла в неоплачиваемые отпуска. Страшно представить, какой повод может заставить российских чиновников в массовом порядке взять отпуска за свой счет…

Директор центра развития государственной службы Высшей школы экономики Николай Клищ считает, что сумма, которая будет выделена на повышение денежного вознаграждения российским министрам и парламентариям, несущественна для бюджета по сравнению с другими статьями расходов на государственное управление. Указ президента, по его словам, коснется небольшого числа чиновников — менее 100 человек. «Зарплата министра была низкой и по большому счету неконкурентоспособной по сравнению, например, с окладом топ-менеджера крупной частной компании. Ранее это решалось на уровне отдельных законодательных актов в отношении конкретных должностей чиновников и государственных органов. В основном на уровень денежного вознаграждения влиял статус чиновника и степень близости к руководству страны — кто сможет «выторговать» для себя более выгодные условия.

Сегодня президент решил подойти к делу более системно: повысить зарплату всем «випам». Это приблизит их уровень вознаграждения к сопоставимым позициям в негосударственном секторе и позволит сосредоточиться на выполнении должностных обязанностей и развитии курируемой сферы, а не на поиске дополнительных доходов», — говорит Клищ.

Дешевый чиновник — опасный чиновник

Эксперты «Новой» едины во мнении: чем выше должность чиновника, тем меньше он должен думать о том, как зарабатывать себе на жизнь. Бюрократы высшего ранга по уровню оплаты труда с учетом их квалификации недотягивают до эффективного контракта. То есть до уровня оплаты, существующего в частном секторе на позиции, схожей по квалификации и ответственности.

Проректор ВШЭ Андрей Клименко приводит в пример руководителя Минфина, который принимает финансовые решения, связанные с миллиардами рублей, и потому должен получать высокую зарплату. «Наше общество не любит чиновников, ему на них жалко денег. Но в указе президента я не вижу крамолы. Дешевый чиновник — это опасный чиновник. Плохо лишь то, что повышения зарплат пока не коснутся подчиненных министров и руководителей среднего звена. Они останутся немотивированными. А это нарушает единство в системе управления», — убежден он.

Экономист считает, что средства для увеличения денежного вознаграждения государственным служащим при желании можно найти: «Нужно сузить функции государства до необходимого минимума. Например, сократить масштабы государственного контроля и надзора. Государственные органы осуществляют множество избыточных контрольно-надзорных функций, зачастую непонятно что и зачем проверяют. Я считаю, что лица, замещающие государственные должности и руководители министерств, которым повысили зарплату, должны найти пути оптимизации бюджетов своих ведомств». Кстати, по подсчетам Минфина, зарплата высших и низших чиновников в министерствах и ведомствах может разниться в десятки раз.

Ситуацию с дифференциацией доходов в пределах одной госструктуры наглядно иллюстрирует пример Госдумы. По закону, депутат, который с сентября следующего года будет получать полмиллиона рублей в месяц, может иметь до пяти помощников. На их содержание ему выделяется 130 тысяч рублей в месяц. Эту сумму народный избранник по своему усмотрению распределяет среди своих подчиненных.

Источник «Новой» в Госдуме рассказал, что одна помощница депутата из партии, лояльной к руководству страны, получает ежемесячно 200 тысяч рублей, другая — приезжает на работу на «Роллс-ройсе». Дело в том, что некоторые начальники к официальным заработкам своих подчиненных добавляют неформальные выплаты из своего кармана или из партийных фондов. «Выгоднее всего работать с единороссами — у них деньги и связи с исполнительной властью. Но есть категория помощников, которые делают свою работу не ради денег, — объясняет собеседник «Новой» в Госдуме. — Имея неплохой источник дохода, они налаживают контакты и связи. Кстати, многие девушки замещают должность помощницы депутата в надежде удачно выйти замуж». Напомним, что уголовное дело, возбужденное в марте этого года в отношении помощников депутата от ЛДПР, показало, что приобретение престижной корочки помощника депутата может стоить полмиллиона рублей.

Без особых усилий

«Я пришел в госсектор из бизнеса, — рассказывает помощник руководителя департамента по финансовому и фондовому рынку в администрации Краснодарского края Тигран Манасарян, — у нас семейный бизнес, сезонный характер которого не позволяет заниматься им круглый год». Деньги, которые чиновник ежемесячно получает на госслужбе, на прежней работе можно было бы заработать всего за неделю, но 25-летнего сотрудника работа в администрации привлекает своей стабильностью и возможностью роста.

Самое престижное место работы в Волгограде — администрация города. Одна из старших специалистов в волгоградской администрации рассказала «Новой», что выбрала эту должность потому, что хорошо платят и работа «не пыльная»: «Однажды мне нужно было проложить эффективный маршрут общественного транспорта. Так я покаталась на троллейбусе пару часов, а потом целый месяц писала отчет». В 2009 году волгоградская чиновница получала 30 тысяч рублей в месяц. Сейчас — 18 тысяч плюс премия в размере 100%. «Волгоградцы идут туда, где есть блат», — отмечает она, имея в виду, что работа в госсекторе рассчитана на «своих».

Самая низкая зарплата в одной из префектур Москвы — 7 тысяч, средняя — около 30 тысяч рублей. «Тринадцатую зарплату» — премию в конце года — префект распределяет среди сотрудников по своему усмотрению. «Раньше все работали ради премий, — рассказывает работник отдела кадров, пожелавший остаться неизвестным. — Делалось это за счет замораживания части вакансий. Дело в том, что с учетом текучки кадров в округе всегда имеются двадцать вакансий, половина из которых заморожена — на замещение этих должностей просто не объявляется конкурс. За счет экономии на зарплатах, положенных по этим десяти ставкам, пополняется премиальный фонд префектуры. При прежнем префекте сотрудники получали премии от 20 до 150 тысяч рублей. Сейчас всю премиальную часть забирает себе префект».

В свое время многие россияне приезжали из регионов в Москву, чтобы устроиться на работу в префектуру или управу и получить квартиру. С приходом Сергея Собянина функции по выделению социального жилья взяла на себя мэрия — теперь на бесплатную квартиру могут рассчитывать только люди из аппарата правительства города.

Директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон считает, что сложившийся в нашей экономике двойной механизм выплаты заработной платы (тариф или ставка плюс премиальные выплаты разного рода) является одной из важных причин значительной дифференциации доходов. «На нашем рынке труда разного рода премии или бонусы, зависящие от финансового положения компании или организации, играют большую роль, так как официальные ставки, как правило, крайне низки. Следовательно, большая часть вашего заработка зависит от неподконтрольных вам вещей», — говорит он.

Такой аргумент, как удержание ценных специалистов на госслужбе, эксперт считает неубедительным: «Люди из бизнеса не имеют многих тех льгот, которые можно получить на госслужбе: особую пенсию, большой социальный пакет, стабильную зарплату, длинный отпуск. Здесь нет тех рисков, которые есть в бизнесе. Это тоже надо учитывать. Сравните зарплату американского президента и руководителя крупной компании. Они несопоставимы, но никто же не говорит, что поэтому президенту нужно повысить зарплату в десять раз. Госслужба имеет определенную миссию — служить людям. Денежное вознаграждение не должно быть единственным мотивом, который удерживает чиновника на его рабочем месте».

Инициатива президента, по мнению Гимпельсона, не имеет никакого отношения к экономике или рынку труда — зарплату просто увеличивают тем, кто ближе «к телу» и полностью лоялен. Наш источник в Правительстве России сообщает, что в начале этого года на целом ряде совещаний, тогда еще у Владислава Суркова, обсуждался этот вопрос. Логика обсуждения была такая: это наши люди, давайте поднимем им зарплату настолько, насколько сможем.

Согласно данным Росстата, больше остальных зарабатывают чиновники в администрации президента (занято 1703 человека, среднемесячная зарплата составляет 171 тысячу рублей) и аппарате правительства (занято 1388 человек, среднемесячная зарплата составляет 167 тысяч рублей). Напомним, что после выборов, в конце марта 2012 года, президент поднял им зарплаты в несколько раз. Как писал журнал Forbes, зарплата директора департамента аппарата Белого дома (без учета квартальных премий, которые составляют около двух зарплат) выросла со 125 тысяч рублей до 330 тысяч рублей. Заместитель начальника департамента вместо 100 тысяч сегодня получает 250 тысяч рублей. Помощник вице-премьера — 190 тысяч (раньше — 70—90 тысяч рублей).

Такие зарплаты сотрудников бюрократического аппарата сопоставимы с доходами в коммерческом секторе. Например, по данным рекрутингового агентства AntalRussia, коммерческий директор, входящий в число топ-менеджеров компании, зарабатывает от 200 до 500 тысяч рублей. Но самой прибыльной по-прежнему остается работа в крупных госкомпаниях и госбанках. Начальник департамента в «Газпроме», «Роснефти» или Сбербанке в среднем зарабатывает 500—600 тысяч рублей в месяц. Для сравнения — специалист-эксперт московской УФАС (антимонопольной службы), который рассматривает дела с многомиллиардными оборотами таких компаний, как, например, «Газпром» или РЖД, получает 20 тысяч, а начальник отдела контроля органов власти, который может возбудить дело в отношении губернаторов и федеральных министерств о нарушении антимонопольного законодательства, — 36 тысяч рублей. Вполне очевидно, что у таких чиновников есть «стимул» к тому, чтобы «коррумпироваться».

Из сведений о доходах гражданских служащих за 2011 год, опубликованных на сайте Минфина, следует, что чиновники жили не бедно и до сих пор. Ежемесячный совокупный доход министра (туда входят зарплата, доходы от вложений, дивидендов от акций и др) еще два года назад составлял 954 тысячи рублей, замминистра — 1,2 миллиона рублей, помощника главы Минфина — 630 тысяч, директора департамента — 500 тысяч, консультанта — 75 тысяч, референта — 85 тысяч рублей в месяц. Отметим, что, согласно данным Росстата, среднемесячная зарплата госслужащего в Минфине составляет 65 тысяч рублей. Получается, что наиболее «продвинутые» министерства — одни из лучших работодателей в стране.

В сухом остатке

По данным Росстата, cреднемесячная зарплата россиянина составляет 30,3 тысячи рублей в месяц, а федерального чиновника — почти 70 тысяч рублей. На вопрос: «Где бы вы предпочли работать, если бы устраивались сейчас на работу и могли свободно выбирать?», по данным Левада-центра, чаще всего (35%) отвечают: на государственной службе. Показательно, что только 13% респондентов желают открыть свой бизнес, а 1% — работать в некоммерческой или общественной организации. При этом главным критерием при выборе места работы для 81% россиян является «хорошая зарплата»: они предпочитают быть наемными работниками и получать стабильный заработок, а не иметь собственное дело.

Алексей Левинсон из Левада-центра отмечает несколько разных направлений, куда в последние два десятилетия устремлялись лучшие представители российской молодежи. «После перетрясок начала 1990-х возникла первая волна интереса к правоохранительным и силовым органам (наряду с криминальными структурами). Затем основным центром притяжения молодежи стала сфера бизнеса. Но вскоре молодые специалисты столкнулись с рядом препятствий в виде отсутствия стартового капитала (компенсирующие средства вроде кредитов тогда не были им доступны) и рэкета, как со стороны преступного мира, так и со стороны чиновников (второй вариант был даже хуже, жаловались предприниматели).

Сегодня различные бюрократические препоны вкупе с вышеперечисленными причинами (ситуация с кредитами улучшилась ненамного) создали такой высокий порог, что реальной возможности создать свой бизнес с чистого листа практически нет», — отмечает он. Однако, по словам эксперта, возникла новая траектория желаемой карьеры. Госслужба, даже на самом невысоком уровне (работа в районной администрации, например), создает для работника ряд интересных возможностей для участия в бизнесе. Приобретя в качестве чиновника полезные знакомства с представителями силовых, налоговых и других ведомств, он может войти в бизнес не с улицы, а из властных структур. А также совмещать свою работу в госструктуре с участием в бизнесе. За какие-нибудь пять лет он порой может накопить разные виды капиталов, чтобы открыть свое дело.

По словам Левинсона, вознаграждение, которое получает человек за свои труды на ниве госслужбы на единицу вложенных усилий, как правило, выше, чем в бизнесе. При этом в его работе отсутствует риск, есть стабильная зарплата.

«Недавно мы посчитали и выяснили, что в Москве среди людей с доходом выше среднего относительная доля бюрократов больше, чем бизнесменов. И, наоборот, среди людей с доходом ниже среднего доля бизнесменов больше, чем бюрократов. Для бизнеса нужен рынок. А мы знаем, что во многих регионах России, где население имеет низкую покупательную способность, у бизнеса маленькие обороты: ты либо продаешь что-то доступное большому числу людей, но очень дешевое, либо что-то дорогое, но тогда твоими покупателями будут единицы. Поэтому в бедных регионах, где нет своих собственных источников обогащения — золота, газа, нефти, рыбы, угля — лучше всего работать на госслужбе. Заработные платы госслужащих, особенно если это федеральные структуры, выше, чем в других секторах», — объясняет он.

Все эти годы, по словам директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, усиливались патернализм и иждивенческие настроения. Сегодня государство ставит народ во все большую зависимость от себя. «Есть такой показатель — структура доходов населения. Так вот, социальные выплаты в общей структуре составляют около 20% — это рекордный показатель, такого даже в советское время не было». По слова эксперта, частный бизнес не выдерживает соревнования с государством.

«Началась гонка зарплат, и бизнес уже стонет. Он не способен в условиях ухудшающейся экономической ситуации поднимать своим сотрудникам зарплаты так же, как государство. С начала этого года в два раза были подняты социальные страховые платежи. В итоге 70 тысяч человек сняли с регистрации свой малый бизнес. Сколько мог получить от этого бюджет? Немного. Несколько десятков миллиардов рублей по всей стране. Потери оказались гораздо выше.

Государство, погнавшись за краткосрочным показателем, проиграло стратегически. Власти думают, что смогут вернуть все обратно, но эти люди уже не придут в бизнес. Они поняли, что какие бы прекрасные тортики они ни пекли, на реализацию будет взята продукция бизнесмена, который дружен с губернатором. У наших чиновников такой менталитет: они считают, что чем жестче будут себя вести, тем больше получат. Это не так. Государство богатеет при свободном и развитом предпринимательстве», — резюмирует Николаев.

В «путинские годы» произошел резкий рост корпуса госслужащих. С одной стороны, он разросся численно, с другой — у него расширились полномочия и привилегии и права. «Вырос целый класс, который получает большую долю национального богатства, но отнюдь не потому, что увеличивается его вклад в управление и создание национальных богатств. Чиновники — существенная часть общества. Через них, их родственников, людей, которые им оказывают услуги или продают товары, в общество переходит значительная часть богатств и средств. Они выполняют роль перераспределительного механизма. При них кормится значительная часть нашей сервисной экономики. А это чуть ли не главная экономика после ресурсно-добывающей», — заключает Левинсон.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *