Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

На модернизацию ЖКХ в России нужно 2 триллиона долларов

Александр Ситников на страницах «Свободной Прессы» назвал Россию страной глубокой заморозки. Нужно два триллиона долларов, что модернизировать все коммуникации ЖКХ в России, и, хотя на большей части России зима задерживается, морозы все равно не за горами. Как страна переживет грядущие холода? Жути на днях добавил германский метеоролог Доминик Юнг. Результаты его моделирования погоды на ближайшие месяцы шокируют. Расчеты показали, что наступающая зима в Европе будет самой суровой за последние шесть.

Мало того. Юнгу вторит известный американский метеоролог Джо Бастарди: в ближайшей перспективе Европу «накроет огромный блокирующий антициклон и будет закачивать туда арктический воздух».

Насколько Россия готова к весьма вероятным погодным бедствиям? Как поведет себя изношенная донельзя трубопроводная система ЖКХ? У нас и прошлый-то отопительный сезон сопровождался невиданным числом коммунальных аварий. Только в Санкт-Петербурге, по сообщениям в СМИ, практически ежедневно лопались трубы. А с того времени общий износ российских систем отопления сильно вырос.

«Общая ситуация за лето только ухудшилась», — говорится в аналитическом докладе экспертной группы Людмилы Бычковой из Института глобализации и социальных движений (ИГСД). Специалисты констатирует неуклонный рост темпов отказов трубопроводной системы ЖКХ даже в Москве. В других городах с коммуникациями вообще беда.

Между тем, по мнению экспертной группы, до прихода Бориса Ельцина в Кремль наша трубопроводная система считалась лучшей в мире. Она на достойном уровне обеспечивала ресурсами ЖКХ огромную страну при фактически нулевых коммунальных платежах.

Развал национального коммунального комплекса начался с указа президента РФ № 923 от 15 августа 1992 года «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации». Инициатором и этого начинания в сфере энергообеспечения страны был Анатолий Чубайс, к которому потом присоединилась Борис Немцов и Борис Бревнов. Анализируя их деятельность, академик РАН Владимир Накоряков назвал этих людей «абсолютными непрофессионалами».

«Порулив» энергетикой, они ушли, запустив механизм опережающего роста тарифов. Но так и не создали механизмов модернизации ЖКХ. Теперь мы имеем то, что имеем. Те же эксперты из ИГСД прогнозируют на ближайшие пять лет коммунальные катаклизмы общероссийского масштаба. Насколько это верно? Отвечает Светлана Разворотнева, член Общественной палаты и исполнительный директор некоммерческого партнерства ЖКХ «Контроль».

— Думаю, так и будет. В последние годы системного обновления трубопроводной системы ЖКХ не было. Сегодня с коммуникациями всё очень плохо. Нужно порядка 70 триллионов рублей, чтобы привести трубопроводную систему ЖКХ в России в более-менее нормальный порядок.

70 триллионов рублей?! Это же больше 2 триллионов долларов!

Да. Повторяю: чтобы страна жила без риска замерзнуть нужно не меньше 70 триллионов рублей. Трубопроводная система фактически не ремонтировалась в последние два десятилетия, все износилось.

Помнится, власти возлагали большие надежды на инвестпроекты. Можно ли тут надеяться на частника?

Инвесторы в эту сферу не идут.

Понятно, что если в системе большая течь, то отопление домов прекращается. Но есть ведь и еще одна большая проблема ржавых труб. Это размыв почвы. Сколько было случаев, когда земля внезапно уходила из-под ног случайных прохожих.? Иногда люди даже гибли в кипящей воде из отопительных коллекторов. Кто должен за это отвечать?

Сегодня полномочия по тепло-, газу- и водообеспечению возложены на муниципалитеты. В то же время, муниципалитеты в лучшем случае способны профинансировать лишь половину своих обязательств в этой сфере. А кто должен «сидеть» в случае трагедии? По идее — руководители муниципалитетов. Но «посадка» не позволит найти колоссальные деньги для модернизации коммуникаций.

Я глубоко убеждена, что сегодня без полноценной поддержки федерального бюджета на местах решить проблему невозможно. Особенно — в малых и средних городах. Если города с населением свыше 300 тысяч человек инвесторов еще хоть как-то интересуют, то в меньших населенных пунктах надеяться на финансовые вложения вообще не приходиться.

А государство? Что оно? Участвует ли в этих программах?

Формально имеется федеральная целевая программа по обеспечению населения доступным жильем и качественными услугами ЖКХ. Но под нее и раньше не было необходимого финансирования. А теперь в рамках принятия очередного бюджета её еще больше «порезали», особенно на мероприятии как раз по модернизации ЖКХ. К примеру, раньше была программа «Чистая вода», в которой бюджет участвовал в виде софинансирования, причем основная доля проплачивалась муниципалитетами. Справедливости ради, имеется немного денег в фонде содействия реформам в ЖКХ, но при этом так условия сформулированы при давлении со стороны Минфина, что никто не заявил об их использовании. Так как средства выделяются лишь на софинансирование ставки банковского кредита и на разработку проектно-технической документации. По сути, эти деньги лежат мертвым грузом.

И какой же выход? Опять повышение тарифов?

Повышение тарифов вроде нам не грозит, так как в Госдуме лежит законопроект об ограничении конечного платежа. На законодательном уровне он установлен на уровне, не более 6% в годовом исчислении по всему платежу. Особенно больно это ударит по тем регионам, где коммунальные платежи низкие, а инфраструктура ЖКХ крайне изношена. В целом, политика по модернизации строится таким образом, что должен прийти инвестор. И всё же государство должно хотя бы финансировать инструмент развития, то есть давать деньги для привлечения этих инвесторов и выдавать гарантии на банковские кредиты для инвестпрограмм, так как имущество и бюджеты муниципалитетов не позволить покрыть эти гарантии. И самое главное, должен быть разработан четкий механизм перекредитования, так как срок окупаемость данных проектов, как правило, превышает 50 лет.

Пятьдесят лет?

Есть проекты, которые окупаются за 7-8 лет, а есть даже за 60 лет. В любом случае, должна быть гарантия перекредитования. И всё-таки, на мой взгляд, главным инвестором должно стать государство. Дело в том, что деньги, вложенные в коммуникации, реально окупаются, в том числе за счет снижения потерь при транспортировке, к примеру, тепла и воды, но возвратность средств обусловлена длительными сроками. Необходимо выпускать инфраструктурные облигации под гарантии Минфина.

Раз затронули тему ограничения конечного платежа на уровне 6% в годовом исчислении, хочется спросить, нет тут лукавства со стороны государства. Де-юре, да платеж, если пересчитать по году, укладывается в 6 %, но де-факто, платим же на 12% больше.

Мы проводили мониторинг роста тарифов. В целом по стране, этот уровень выдержан – 6% по году, или 12% за полгода. Я бы не сказала, что это нечестная игра – так было принято решение, поскольку суммарный платеж за год увеличился все-таки на 6%. Для тех людей, которым эта сумма не подъемная, имеется жилищная субсидия.

Опять-таки, возвращаясь к инвесторам, была же частичная приватизация коммунальных сетей, но собственники оказались неэффективными. Вместо того, чтобы вкладывать полученные деньги в свои сети, они просто тратили на себя.

Сейчас введен прямой запрет на приватизацию сетей теплоснабжения и водоканалов. Сейчас это будет отдаваться в аренду. Собственником останутся муниципалитеты.

Не будет ли расприватизации тех сетей, которые уже находятся в неэффективном владении частников?

Расприватизации не будет, но там очень сложная проблема, так как многие собственники сетей обанкротились. Есть случаи, когда очистные сооружения были проданы, например, вместе с имуществом ряда институтов. Юридически все эти случаи очень сложны.

Ряд экспертов заявляют, что изношенность тепловых сетей такова, что гидравлические испытания перед отопительным сезоном в некоторых случаях вообще не проводятся.

У меня нет таких данных, но я думаю провести опрессовку в интересах самой управляющей компании. Это необходимый элемент подготовке к зиме, здесь трудно отделаться бумажкой для отчетности. Можно, к примеру, подписать акт осмотра вентиляционных шахт, не проводя эти работы, но гидравлические испытания всё-таки проводятся, чтобы не иметь проблем в дальнейшем. Здесь есть еще одна проблема, так как многие управляющие компании отказываются от проблемных домов.

Итоговый вопрос. Износ коммуникаций ЖКХ будет нарастать?

Будет! Если государство не примет масштабных инвестпроектов. Но в любом случае муниципалитетам придется решать эту проблему, хотя бы точечными решениями, модернизируя самые проблемные участки. Например, если это водоканал, то следует максимально поднять стоимость тарифа по воде, а другие заморозить, то есть уложиться в общую норму.

Между тем, помочь модернизировать сферу ЖКХ могли бы лизинговые компании. На условиях предоплаты заменить спецтехнику жилищных фирм невозможно — нужны те самые 2 триллиона долларов. Лизинговые компании могли бы предоставить необходимое оборудование на более выгодных условиях, фактически — с длительной рассрочкой оплаты.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *