Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Алексей Кудрин о кризисе и положении дел в стране

В интервью министра финансов России Алексея Кудрина найдутся ответы на ряд злободневных вопросов. Как переживут кризис отечественные банки? Какая часть стабилизационного фонда будет потрачена на реализацию антикризисных мер? Как будет профинансирован дефицит бюджета?

Интервью вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина Агентству ПРАЙМ-ТАСС

Когда предполагается обсуждать вопросы налоговой политики России, в том числе вопрос по НДС?

Мы будем обсуждать это в апреле. У нас все предложения, которые накапливаются, прорабатываются, и в апреле мы выйдем на пакет предложений.

Какая модель налогообложения новых нефтяных месторождений прорабатывается с учетом тех поручений, которые дал премьер-министр России Владимир Путин?

Самая срочная мера – это экспортная пошлина на нефть по новым месторождениям Восточной Сибири. Речь идет о том, что качество добываемой там нефти принципиально отличается от нефти из других регионов. Поэтому такую нефть мы можем провести по отдельному коду ТН ВЭД. Это означает, что, по сути, будет другая пошлина для нового вида товаров. Сейчас обсуждается несколько подходов к уровню такой пошлины.

Какие меры финансовой поддержки вы сейчас обсуждаете по ведущим государственным банкам?

Поддержка может быть либо в виде входа в капитал или субординированных кредитов. Сейчас выясняется, какая схема наиболее эффективна для банков с учетом рисков рынка и рисков невозврата. Сейчас мы обсуждали увеличение капитала в виде вхождения в капитал или субординированного кредита. Это касается и ВТБ /VTBR/. Мы договорились о том, что ресурсы выделить можем и прорабатываем, какая форма наиболее удобна.

Когда может быть оформлено такое решение?

В течение двух месяцев, если говорить о субординированном кредите. Если это вхождение в капитал, то это значительно больше. Это может потребовать и полгода. Если говорить о капитале второго уровня, то это меньше.

Ранее вы говорили о том, что второй пакет помощи банкам может составить порядка 40 млрд долл. Cохраняется ли этот объем сейчас? Каков общий объем пакета антикризисных мер на этот год?

Мы сейчас завершаем работу, поэтому еще идет проработка различных сценариев по антикризисным мерам. Еще вопрос не решен. Мы сейчас оцениваем цели антикризисных мер и возможности бюджета. Идет анализ всех предложений по антикризисным мерам и отбор наиболее эффективных. Общая схема еще не определена.
Если говорить о банках, то здесь больше определенности. Мы должны учитывать 225 млрд руб, решение по которым принято в прошлом году, но средства фактически еще не выделены. Из этого объема выбрано лишь 17 млрд руб. Мы добавим еще 70 млрд руб к этой сумме. Это в продолжение программы, то есть 225 млрд руб плюс 70 млрд руб. Раньше предполагалось 100 млрд руб. Внешэкономбанк получит 130 млрд руб в виде кредита и 100 млрд руб – в капитал, ВТБ получит 200 млрд руб. Определенный объем получит и Сбербанк России /SBER/. Общий объем этой помощи около 950 млрд руб, что по старому курсу было около 40 млрд долл. По курсу, который сложился сейчас это поменьше.

То есть можно говорить, что общий объем пакета антикризисных мер составит триллионы рублей?

Да.

Для финансирования дефицита бюджета в этом году, в том числе для реализации антикризисных мер, будет задействован Резервный фонд. Ранее оговаривалось, что только в этом году будет израсходована половина его средств. Так ли это?

Этот объем зависит от того, насколько нам удастся оптимизировать расходы бюджета. В зависимости от того, насколько хорошо нам удастся сбалансировать все эти меры с учетом расходов уже действующего бюджета. Тогда мы выйдем на предельный дефицит. В зависимости от этого и получиться цифра расходования средств Резервного фонда.

Внешэкономбанк выражал заинтересованность в участие в программе по выкупу задолженности по кредитам крупнейших российских компаний, чтобы дать им передышку в обслуживании этого долга. Целесообразно ли это?

У Внешэкономбанка ограниченные ресурсы, потому что основные ресурсы он получает из бюджета. Бюджет не сможет расширить поддержку на такие программы. Если Внешэкономбанк сможет получить ресурсы с рынка, то они будут заемными и платными. И участие в таких программах будет сопоставляться с ценой ресурсов, которые он получит.

Как вы считает, реализуема ли в России идея создания «плохого банка», который бы выкупал высокорискованные активы с просроченными платежами за государственный счет?

Мы пока не планируем создание такого института. По сути это та же капитализация банковской системы. Можно выкупать плохой кредит и давать ему деньги и у него будет чистый баланс, а можно давать деньги на увеличение капитала и банк дальше сам занимается этими «плохими кредитами». По сути, он является банком, который держит плохой кредит, но получает достаточную меру поддержки резервов. На самом деле, например, в Германии, по-видимому, «такой «плохой банк», создавать не будут. Проблема «плохого банка» еще и плохо проработана. Даже в США еще не знают, как его создавать. Там очень много технических вопросов, вопросов системных. Непонятна цена плохого долга. Если выкупать задолженность по существующей цене, которая в 10 раз меньше номинального объема, то банк проблемы свои не решит. С другой стороны стоимость покупки, тем более с использованием ресурсов государства, вообще непонятна, непонятны и виды активов, которые необходимо выкупать. Это очень тяжелая проблема. Кредиты населению, кредиты предприятиям, ценные бумаги, плохие ценные бумаги. И кто сегодня определит рыночную цену этих активов? Тот, кто будет это выкупать, имеет большие проблемы. Идеология идеи понятна, но есть вопрос по какой стоимости выкупать активы, кто будет этот актив долго держать. У нас велика вероятность и коррупционной составляющей.

Определены ли параметры снижения доли государства в ОАО «Росгосстрах»?

Сейчас принято решение, что государство не будет участвовать в дополнительной эмиссии «Росгосстраха». По крайней мере, мы не должны мешать участвовать в этой эмиссии акционеру. Готовится проект распоряжения президента России о выведении компании из списка стратегических, чтобы дать право размывать долю государства. Параметры эмиссии предварительно заявлены, но они учитывали участие государства в дополнительной эмиссии. «Росгосстрах» должен сам обновить эти решения. Доля государства уменьшится, но оно не уходит из «Росгосстраха». Насколько уменьшится, зависит от того, сколько сможет приобрести акционер в рамках дополнительной эмиссии.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *