Госдума приняла «бюджет дефолта»

В Госдуме назвали «бюджетом дефолта» принятый нижней палатой в первом чтении проект закона о федеральном бюджете на 2014г и плановый период 2015-2016гг. «Нам вообще-то представлен, ну, скажем так, нереальный бюджет. Никаких 3% (роста) ВВП не вытекает из бюджета. Это «хотелки». Но на этих «хотелках» стоит фонд оплаты труда, а фонд оплаты труда — это доходы всех внебюджетных фондов. Значит, не будет пенсий, не будет медицины, не будет социального страхования», — сказал в ходе выступления представитель ЛДПР Сергей Калашников. По его мнению, принятый сегодня в первом чтении бюджет — это «бюджет дефолта».

В свою очередь депутат от фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева считает, что пока это не «бюджет дефолта», а «бюджет плачевных итогов». Она обратила внимание на то, что, вкладывая деньги в Резервный фонд и «чужую экономику», государство создает искусственный тормоз экономического роста. По ее мнению, недопустимо одновременно вкладывать российские деньги под низкие проценты в «чужую экономику» и осуществлять заимствования под высокие проценты, потому что за счет этого происходит «раскрутка пирамиды долга».

В ходе выступления на пленарном заседании нижней палаты лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что страна «катится вниз по всем основным показателям». По его словам, в бюджете «урезаются все статьи и добиваются последние: образование и наука». Кроме того, по мнению Г.Зюганова, нет средств на обновление инфраструктуры. Выход лидер коммунистов видит во введении «более жесткой» прогрессивной шкалы налогообложения. «Хочу подчеркнуть особо, от «черного» дня нас избавит комплексная модернизация страны, никаких других вариантов нет», — считает он.

В свою очередь глава фракции «Единая Россия» Владимир Васильев в ходе своего выступления отметил, что все социальные обязательства, согласно проекту бюджета, государство обеспечивает.

«Есть еще один важный, определяющий момент: мы видели, как влияло непринятие бюджета на ситуацию в Соединенных Штатах. С учетом состояния нашей экономики, мы не можем себе этого позволить», — подчеркнул он, выразив признательность коллегам за понимание экономической ситуации в стране.

В сводном заключении комитета Госдумы по бюджету и налогам отмечается, что проект бюджета на трехлетку рассчитан на основе консервативного сценария развития мировой экономики и изменения мировых цен на сырье. Депутаты обратили внимание на то, что при разработке документа не была дана оценка вероятности негативных сценариев, которые могут существенно увеличить риски для российской экономики. В прилагаемых к законопроекту материалах не приводится анализ комплекса мер, которые могли бы повысить устойчивость экономики в случае развития ситуации по неблагоприятному сценарию, говорится в тексте сводного заключения комитета. Между тем депутаты уверены, что на сегодняшний день сохраняются высокие потенциальные риски для федерального бюджета из-за сохраняющейся высокой зависимости от конъюнктуры цен на углеводороды и иное минеральное сырье, экспортируемые Россией.

Представители фракции ЛДПР отметили, что основные макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития РФ на 2014-2016гг. содержат показатели «с чрезмерно оптимистическими данными». Если в отношении прогнозных данных по ценам на газ и нефть фракция возражений не имеет, то достижение целевых показателей по динамике роста ВВП «вызывает сомнение». По мнению фракции, при формировании расходной части бюджета правительство РФ не заложило ассигнования (или явно недостаточный объем) на такие стратегически важные для экономики страны отрасли, как станкоинструментальная промышленность, тяжелое машиностроение, авиационное агрегатостроение, авиационное приборостроение, авиационная наука и технология, малая авиация, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность, что ставит под угрозу экономическую, продовольственную и военную безопасность страны.

В свою очередь, в экспертном заключении Российского союза промышленников и предпринимателей отмечается, что в рамках так называемого нефтяного налогового маневра, предусматривающего снижение экспортных пошлин на нефть с одновременным увеличением базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть, исходя из представленных материалов, нефтяной сектор ждет «серьезный рост нагрузки». При этом степень учета последствий роста стоимости топлива на внутреннем рынке не уточняется.

Фракция «Справедливая Россия» отметила, что законопроектом устанавливается величина прожиточного минимума пенсионера в 2014г. в целом по РФ для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на уровне 6,3 тыс. руб. То есть номинальная величина прожиточного минимума пенсионера увеличивается на 3,64%, а ее реальная величина снижается на 1,3%. Депутаты напомнили, что в 2012г. рост реального содержания прожиточного минимума пенсионера составлял 6,32%, в 2013г. — 4,45%. Сокращение реальной величины прожиточного минимума пенсионера приведет к экономии средств федерального бюджета на федеральную социальную доплату к пенсии, но при этом вызовет при прочих равных условиях снижение покупательной способности пенсионеров.

«Справедливороссы» также указали на то, что законопроектом предусмотрено сокращение номинальных расходов федерального бюджета на социальную политику на 7,8% — с 3,83 трлн руб. в 2013г. до 3,53 трлн руб. в 2014г. В реальном выражении расходы федерального бюджета на социальную политику сократятся на 12,2%. Темп сокращения реальных расходов на социальные цели на 11 процентных пунктов выше темпа сокращения всех реальных расходов федерального бюджета, который составит 1,2%.

В 2014г. предлагается заморозить тарифы на услуги организаций инфраструктурных отраслей для всех категорий потребителей, кроме населения. Рост регулируемых тарифов для населения в 2014-2016гг. предлагается ограничить с понижающим коэффициентом 0,7 к уровню инфляции за предшествующий год, в результате тарифы на услуги компаний инфраструктурного сектора для населения будут проиндексированы в июле 2014г. на 4,2%, в 2015г. на 3,3% и в 2016г. на 3,4%.

При этом среднегодовой рост цен и тарифов на услуги отдельных субъектов инфраструктурных монополий для населения планируется на 2014г. выше прогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен, говорится в заключении бюджетного комитета.

Согласно заключению Счетной палаты, превышение прогнозного уровня тарифов на услуги естественных монополий может оказать негативное влияние на инфляцию в перспективном периоде. В связи с этим следует на основе постоянно осуществляемого мониторинга цен и тарифов в секторах инфраструктурных монополий выработать меры воздействия на организации инфраструктурных отраслей экономики в случае нарушения ими утвержденных границ повышения тарифов, считает СП.

Профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам получил заключения от 28 думских комитетов. При этом два комитета — комитет по культуре и комитет по науке и наукоемким технологиям — рекомендовали отклонить документ в первом чтении. Также ряд комитетов высказал к документу свои замечания, которые предлагается учесть при подготовке проекта бюджета ко второму чтению.

Министр финансов Антон Силуанов, выступая в Госдуме, напомнил, что бюджет впервые сформирован в программной структуре расходов бюджета, что позволяет увязывать объемы финансирования с теми целями, которые ставит перед собой государство. «Я хочу сказать, что та работа, которая была проведена в комитетах Государственной думы, в бюджетном комитете, показывает, что мы еще далеки от совершенствования этого инструмента», — сказал глава ведомства, подчеркнув, что государственные программы нуждаются в «доработке и совершенствовании». По его словам, госпрограммы будут доработаны и до следующего бюджетного цикла уточнены с тем, чтобы повысить их эффективность.

Принятие федерального бюджета на 2014г. и на плановый период 2015-2016гг. предполагает пересмотр и принятие новой редакции госпрограмм, соответствующей принятому бюджету, до 1 января 2014г, пишет РБК.

Кризис в России: прогнозы, Новости кризиса: текущая ситуация в России

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.