Сколько продлится кризис в США

Система государственных финансов США переживает одно сильное потрясение за другим: в начале марта в силу вступил секвестр, равнопропорциональное сокращение всех статей госбюджета, военных и гражданских. К 1му октября Конгресс не смог принять бюджет на 2014г., что повлекло за собой частичное закрытие государственных служб. И наконец, 17 октября Америке угрожает дефолт, который, теоретически, может сказаться на отечественной и мировой экономике столь же отрицательно, что и рецессия 2008 – 2010 годов. Хотя в Вашингтоне в последние дни появились признаки того, что демократы и республиканцы вовремя договорятся и отодвинут банкротство, по крайней мере, на несколько недель, вопрос о способности политической системы Америки отвечать адекватно на экономические вызовы не сходит с повестки дня. Евгений Аронов провел интервью с аналитиком Института American Enterprise Стэнли Вейгером, ниже — полный текст беседы в «Репортере», ежедневной русскоязычной газете в Нью Йорке.

Каждый из трех актов бюджетной драмы сам по себе вполне логичен и объясним, и только их совокупность, по мнению многих комментаторов, превращает битву исполнительной власти и парламента в абсурдистскую постановку. Начнем с секвестра.

Летом 2011 г. Америка стояла перед той же проблемой, что и сегодня, повышение предела государственного долга. Администрация Обамы тогда договорилась с республиканцами в Палате представителей, что те поднимут лимит заимствований в обмен на учреждение комиссии, уполномоченной выработать долгосрочное соглашение о стабилизации системы государственных финансов; речь шла о комплексе мер по оптимизации расходной и налоговой политики.

Соглашение между Обамой и республиканцами также предусматривало, что если стороны не договорятся по тому, какие конкретно расходы сокращать и какие налоги увеличивать, то в силу мгновенно вступит секвестр, равнопропорциональное урезание всех статей бюджета безотносительно того, насколько это разумно с государственной точки зрения. Переговорщики предполагали, что перспектива секвестра настолько ужасна, что члены особо уполномоченной комиссии, дабы избежать её, придут к компромиссу. Однако этого не произошло, политическая система дала осечку, но расходы были несколько уменьшены.

Уменьшены, к сожалению, без всякого намека на логику, и эта нелогичность только дискредитирует политический класс Вашингтона. Следующим актом бюджетной драмы было прекращение работы части государственных служб.

Заметное количество учреждений закрылось без малого две недели назад по той причине, что демократы и республиканцы не смогли договориться по бюджету на 2014 год. Даже не столько по бюджету – полноценного бюджетного законодательства в стране нет уже несколько лет, – сколько по так называемой резолюции об «автоматическом бюджете», которая на срок от полутора до одиннадцати месяцев продлевает финансирование деятельности государства в объеме предыдущего периода. На каком основании в отсутствие всякого бюджета продолжают работать не закрывшиеся госслужбы? – На том, что многие государственные программы являются на сегодня защищёнными, они не зависят от бюджетной конъюнктуры. Это, например, медицинское страхование малоимущих и пожилых, социальные пенсии, продуктовые талоны. Не говоря уже об обслуживании госдолга. На них приходятся до 60% всех федеральных расходов. Остальные 40% поделены примерно поровну между программами военного и гражданского назначения. Республиканцы в Конгрессе условились с Обамой, что Пентагон будет финансироваться на уровне, который установился после секвестра, поэтому и минобороны продолжает функционировать. В отпуска, таким образом, отправлен лишь вспомогательный персонал гражданских служб. Теоретически это неоплаченные отпуска, но все прекрасно понимают, что свои зарплаты эти люди получат полностью, вот только неизвестно, когда точно.

Именно тот факт, что львиная доля госрасходов является защищённой, и позволяет политикам вставать в позу идейных борцов и играть в принципиальность по сравнительно малым ставкам. Третий и потенциально самый катастрофичный акт драмы, в тени которого разыгрывались первые два, это суверенный дефолт США, который может наступить вследствие нежелания Конгресса повысить потолок государственного долга.

До вступления США в первую мировую войну законодатели отдельно утверждали каждый новый выпуск государственных облигаций, осуществляемый Министерством финансов. В условиях военного времени это оказалось излишне волокитистым, и Минфин получил полномочия оперативно проводить эмиссии ценных бумаг, варьируя по своему усмотрению их сроки погашения и купонные ставки. За собой Конгресс сохранил прерогативу устанавливать лишь общий предел заимствований, производимых Минфином. В ту далекую эпоху в федеральном бюджете не было вообще никаких защищённых статей. Но сегодня-то, как мы уже говорили, огромная часть бюджета защищена, а это значит, что депутаты воленс-ноленс должны изыскивать на неё средства. Если доходов, поступающих в казну, на это не хватает, Конгресс обязан либо повысить налоги, либо занять деньги. Но закон столетней давности дает законодателям формальное право не повышать лимит заимствований, без которых не могут оплачиваться все те расходы, за которые эти законодатели когда-то добровольно проголосовали. Что этот закон, однако, позволяет делать законодательной власти независимо от того, какая партия в ней доминирует в каждый данный момент времени, это пытаться вырвать бюджетные уступки у Белого дома, если его хозяином является представитель соперничающего лагеря.

Как выглядит наихудший сценарий развития событий, если потолок госдолга не будет повышен?

Иными словами, что произойдёт, если прекратятся купонные выплаты по облигациям американского казначейства? Их цена обвалится, а поскольку множество хозяйствующих субъектов кредитуется в банках как раз под залог этих облигаций, то всю мировую банковскую систему может сразить приступ асфиксии. Удушение ссудных операций, в свою очередь, неминуемо ударит по фондовым рынкам, так как у участников иссякнут оборотные средства на приобретение акций. Кроме того, процентная ставка по облигациям казначейства США служит точкой отсчёта для вычисления процента по массе других долговых инструментов, и если этот главный ориентир зашатается, то забуксуют и операции с остальными инструментами. Это только последствия первого порядка, но и их достаточно, чтобы понять, что после американского дефолта мировая экономическая система окажется в том же, если не в худшем положении, в котором она была на пике последнего финансового кризиса.

Поговаривают, что даже если 17-го октября или где-то в районе этой даты иссякнет действующий лимит заимствований, Соединенным Штатам нет нужды объявлять дефолт, ибо текущих налоговых поступлений вполне хватит на то, чтобы обслуживать государственный долг.

Да, у этой точки зрения в последнее время появилось много приверженцев, абсолютно здравомыслящих, хотя изначально её озвучивали только самые непримиримые оппоненты президента Обамы. Впрочем, на днях министр финансов Джек Лю как бы в порядке возражения заявил, что у его ведомства нет ни компьютерного софтвера, ни соответствующей законодательной базы для того, чтобы ранжировать платежи. То есть провозгласить погашение государственного долга непререкаемым приоритетом номер один, а прочие траты оплачивать по степени их важности, пока хватает денег. Не знаю, насколько изощрённым программным обеспечением обладает Минфин, но ясно, что если грянет кризис, появление закона о приоритетизации государственных платежей не заставит себя долго ждать.

Центр бухгалтерских и налоговых услуг tby.ru — место, где можно получить квалифицированную помощь в области бухгалтерии и налогообложения. Аутсорсинговая компания «Территория Бухучета» предоставляет услуги по сопровождению деятельности бизнеса в Москве, подробнее о которых рассказывает сайт tby.ru.

Мировой кризис: последствия и перспективы, Новости кризиса: текущая ситуация в мире , ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.