Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Украина: искажение результатов конкурсных торгов

Развитие конкурентных отношений составляет одну из основ эффективного функционирования экономики. Поэтому наличие таких отношений является важным моментом экономического развития каждого государства. Нарушение установленных правил конкуренции, в той или иной мере, наносит существенный ущерб большинству участников хозяйственной деятельности и приносит прибыль правонарушителям. Одним из таких нарушений являются антиконкурентные согласованные действия, которые приводят к искажению результатов конкурсных торгов. Рассмотрим это нарушение на конкретном примере, приведя для понимания основные понятия и нормы законодательства.

Специальный закон и основные понятия в содержании правонарушения

Вопросы защиты и поддержки экономической конкуренции урегулированы Законом Украины «О защите экономической конкуренции» (далее — Закон).

Конкуренция – это соревнование, которое происходит между субъектами хозяйствования (ст. 1 Закона). Цель такого состязания – получение преимущества на рынке посредством собственных достижений. Потребитель в свою очередь получает возможность выбора из определенного количества продавцов и видов продукции. При этом отдельный субъект хозяйствования не имеет возможности ставить условия относительно рыночного оборота товаров.

В ст. 1 Закона указываются характерные черты, определяющие понятие связанных лиц. Это могут быть юридические и физические лица (в т. ч. близкие родственники). Кроме родственной связи, характерным признаком связанных лиц являются действия по совместному и согласованному осуществлению хозяйственной деятельности или таковому влиянию на нее.

Суть правонарушения

В силу п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона согласованные действия относительно искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров признаются антиконкурентными согласованными действиями хозяйствующих субъектов. Согласно п. 1 ст. 50 Закона такие действия являются нарушением законодательства, в частности, о защите конкуренции в сфере экономики.

Статья 5 Закона дает нам основные черты для понятия и квалификации согласованных действий. По сути, это любое согласованное поведение субъектов хозяйствования в области конкуренции. Оно может проявляться как в действии, так и в бездействии, например: заключение соглашений (в любой форме) и принятие решений. Для признания хозяйствующих субъектов участниками согласованных действий достаточно осуществления ими таких действий или намерения осуществить их (ч. 2 ст. 5 Закона).

Пример искажения результатов конкурсных торгов

Проводится тендер по закупке продукции. Участников всего двое, что уже позволяет усомниться в законности проведения торгов. Участники предлагают завышенные цены, причем предлагаемые цены существенно отличаются друг от друга. Кстати, не надо обладать глубокой проницательностью и опытом, чтобы догадаться, что в незаконных торгах замешан и субъект хозяйствования, который проводит тендер. При наличии таких подозрительных обстоятельств

Антимонопольный комитет Украины (далее АКУ) проводит проверку и выясняет (например) дополнительно следующие обстоятельства:

  • между участниками тендера заключались хозяйственные договора (например, аренды какого-либо имущества);
  • конкурсные предложения отпечатаны одинаковым стилем и шрифтом;
  • представитель одного участника торгов работает по совместительству у другого участника.

Выше изложенные обстоятельства дают повод заводить соответствующее дело органом АКУ и вменять участникам тендера участие в антиконкурентных действиях. Следствие всего этого — обвинение участников в нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

Положения в защиту участников тендера

Ст. 59 Закона содержит основания, которые защищают участников тендера от ошибок или предвзятого отношения антимонопольных органов. Эти основания (при их наличии) позволяют отменять или признавать недействительными решения Антимонопольного комитета. Не выяснение и недоказанность обстоятельств, несоответствующие выводы, а также неправильное правоприменение – все это может послужить в защиту хозяйствующего субъекта и позволит отменить неправомерное решение. Но следует помнить, что нарушение органами АКУ процесса принятия решения является основательной причиной для отмены только по сути неправильного решения (ч. 2 ст. 59).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *