Художественный кризис в витражной отрасли
В настоящее время витражная отрасль переживает неконтролируемый рост.
Примечательно, что ещё год-два назад витражи, как декоративная область, были уделом исключительно богатых слоёв населения. Сейчас охват стал значительно шире и завертелся преимущественно вокруг среднего класса. Однако это не столько пошло в плюс, сколько добавило проблем.
Когда витражная промышленность работала на толстые кошельки, она занималась заказами, направленными не на получение реального эстетического удовольствия и гармоничное облагораживание жилищ, а на соизмерение «понтов» пресыщенных роскошью граждан.
Ужасно обидно, когда такая продуктивная творческая жила расходуется на вульгарную атрибутику.
Но как только сосуды песочных часов поменялись местами и широкие массы возымели доступ к той же самой жиле, то ввиду естественного людского желания получить эффектный результат при минимуме расходов, итог начинает оказываться дешёвым в гораздо большей степени, нежели достойным; чем плачевно знаменует закрытие витражной ниши, как искусства. Особенно остро всё осознаётся, когда вспоминается её история, те изначальные, во-многом мистико-религиозные и романтично-громогласные, истоки. Теперь методом штамповки рынок наводняет жалкая синтетика с претензией на возвышенность.
Однако даже сейчас существует небольшой круг людей, практически клуб по интересам, который видит в витражах не просто забавные стёклышки, украшающие чьё-то самолюбие, но олицетворение художественной сути бытия, его кристаллической многослойности, отражающейся в цветных осколках. Являться художником, а не торгашом — вот основной девиз и лейб-мотив этих людей.