Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Государственные долги: лучше занимать у граждан

В спорах о жесткой экономии и стоимости уровня государственной задолженности игнорируется ключевой момент: государственные долговые обязательства перед иностранными кредиторами отличаются от обязательств перед резидентами, пишет в Project Syndicate директор Центра европейских политических исследований Даниэл Грос.

В случае с внутренним долгом более высокая процентная ставка, или надбавка за риск, приводит лишь к большему его перераспределению внутри страны (от налогоплательщиков до держателей облигаций). Напротив, в случае с иностранной задолженностью более высокие процентные ставки приводят к потерям благосостояния в стране в целом, потому что правительство должно направлять ресурсы за рубеж, что обычно требует снижения валютного курса и сокращения внутренних расходов.

Различие между иностранным и внутренним долгом особенно важно в контексте кризиса евро, потому что страны еврозоны не могут проводить девальвацию для увеличения экспорта, если это потребуется для обслуживания иностранного долга. И факты подтверждают, что кризис евро касается не столько суверенного долга, сколько внешнего.

Действительно, наиболее остро от кризиса пострадали те страны, которые имели крупные дефициты текущего счета до кризиса. Случай с Бельгией особенно поучителен, поскольку надбавка за риск по бельгийскому суверенному долгу оставалась невысокой на протяжении большей части кризиса евро, хотя коэффициент долг/ВВП в стране превышает средний показатель по еврозоне примерно на уровне 100%, и так было без вмешательства правительства уже более года.

Еще более сильный пример существенного различия между иностранным и внутренним долгом показывает Япония, у которой самое высокое отношение долга к ВВП среди стран ОЭСР. До сих пор страна не испытывала долгового кризиса, а процентные ставки остаются крайне низкими, на уровне 1%.

Что это означает для европейских споров о политике жесткой экономии? Если внешний долг имеет большее значение, чем государственный долг, то основной показатель, который требует урегулирования, – это внешний дефицит, а не бюджетный дефицит. Страна, которая имеет сбалансированный текущий счет, не нуждается в дополнительном иностранном капитале. Именно поэтому надбавки за риск продолжают снижаться в еврозоне, несмотря на высокую политическую неопределенность в Италии и сохраняющиеся крупные бюджетные дефициты в остальных странах. Внешние дефициты стран периферии стремительно сокращаются, тем самым снижая потребность в иностранном финансировании.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *