Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Судьба рубля — безнадежность

Удар по банкам

Что бы ни случилось с курсом рубля, очевидно одно: уже сейчас его падение негативно отразилось на финансовой системе. «Девальвация рубля — страшный удар по банкам, как бы ни старались они увидеть в этом возможность получения новых доходов, например, от торговли валютами и золотом, — считает Василий Колташов. — Снижение покупательной способности рубля разоряет отечественные компании, а с ними и средние слои общества». Банки уже столкнулись с ростом числа «плохих» должников. Эта тенденция только усилится от девальвации рубля, прогнозирует эксперт. Ко всему прочему, обесценились бумаги, в которые банками вложены огромные средства.

Кредитные организации оказались в сложной ситуации — зажатыми в тиски валютного риска по активам и обязательствам, продолжает перечислять негативные последствия падения курса рубля Сергей Моисеев. По его наблюдениям, доля валютных вкладов населения выросла с 13% до 20%, в то время как разместить эти средства в качественные валютные активы достаточно сложно. Российские заемщики имеют в основном рублевые доходы, и они не в состоянии брать на себя валютный риск. В результате удельный вес просроченной задолженности по кредитам в иностранных валютах вырос, отмечает эксперт. Идя навстречу заемщикам, крупнейшие банки предлагают добровольно конвертировать валютные кредиты в рублевые. Таким образом, бремя валютного риска ложится на финансовые институты, объясняет Сергей Моисеев. Однако в целом баланс складывается в пользу банков. Хотя они медленно адаптируются к новой ситуации — доля валютных кредитов, депозитов и прочих размещенных средств с января по декабрь прошлого года увеличилась с 27% до 30%, заключает эксперт.

А вот Руслан Снегур видит, что существенное изменение курсовых соотношений провоцирует недоверие инвесторов, которые априори не готовы приобретать финансовые инструменты, номинированные в слабеющей валюте. Этот факт осложняет финансовым институтам привлечение заимствований. Проблема привлечения инвестиций сохранится до тех пор, пока рубль не стабилизируется на каком-либо уровне.

Однако ослабление национальной валюты отпугивает не только крупных инвесторов, но и частных вкладчиков. «Падение рубля стимулирует население на вывод рублевых депозитов, которые не всегда возвращаются в тот же банк на долларовые счета, — объясняет управляющий директор компании «Арбат Капитал» Александр Орлов. — Более того, банки, занимавшие за пределами России в иностранной валюте (а так делали все крупные кредитные организации, кроме Сбербанка), столкнутся с негативной валютной переоценкой этих пассивов». С другой стороны, часть банков имела значительные портфели валютных кредитов и активов, по которым будет сделана позитивная валютная переоценка, отмечает эксперт. Хотя он тут же добавляет, что одновременно повысится риск неплатежей, что может свести результаты переоценки на нет. Так что выиграют банки со сбалансированной валютной структурой баланса, а проиграют агрессивные игроки, сделавшие слишком большую ставку на рублевый carry trade (пассивы в дешевых долларах и евро, активы в дорогих рублях), считает Александр Орлов.

Зачастую деньги привлекались в валюте, а кредиты выдавались в рублях, что в условиях укрепления рубля приносило дополнительную прибыль, а сейчас приносит дополнительные проблемы, подтверждает директор казначейства Евразийского банка развития Сергей Елагин. Однако он все-таки надеется, что монетарные власти осознают серьезность возникающих проблем и стараются по возможности помогать по крайней мере системообразующим банкам.

О несбыточных мечтах

Еще совсем недавно монетарные власти лелеяли надежду сделать рубль мировой резервной валютой. Но, похоже, что именно сейчас эта мечта стала несбыточной. О сильном рубле, как и о восстановлении его популярности за рубежом, пока даже и думать не стоит, считают большинство экспертов.

Конечно, по закону рубль и сейчас обладает полной конвертируемостью, отмечает Дмитрий Харлампиев. Однако если внутренняя конвертируемость определяется внутренним законодательством и желанием резидентов данной страны осуществлять конверсионные операции, то определяющим фактором внешней конвертируемости помимо формального разрешения является популярность конкретной валюты на мировом валютном рынке. Ее определяет доля в совокупном обороте, желание иностранных ЦБ формировать в данной валюте свои резервы, а также активность использования валютной единицы в обслуживании сделок в процессе международного товарооборота. Во всех перечисленных аспектах позиции российского рубля сейчас не очень уверенные, заключает Дмитрий Харлампиев.

Конечно, в рамках СНГ популярность рубля все еще не упала. И, например, Сергей Елагин, который считает, что у рубля все-таки есть шансы стать в среднесрочной перспективе свободно конвертируемой валютой, указывает на то, что более вероятно увеличение доли «деревянного» в расчетах между странами и компаниями в рублях локально на территории СНГ. И опять-таки, по мнению эксперта, это будет зависеть в первую очередь от тяжести нанесенного кризисом урона и последовательной политики монетарных властей России.

Начальник управления стратегического планирования и развития банка «Юникредит» Владимир Осаковский тоже признает, что возможности превращения рубля в резервную валюту, хотя бы на региональном уровне, нулевыми назвать нельзя. Однако эксперт указывает на то, что частыми остановками торгов, интервенциями на рынке, попытками административного контроля над движением капитала и прочими мерами российские власти сделали большой шаг назад от этой цели.

Первый зампредправления Москоммерцбанка Людмила Лебедева советует не торопиться с выводами: «Этот вопрос следует отложить на год-полтора, до того момента, когда станет понятно, что такое дно и как это отразилось на величине наших резервов, внешнем долге, дефиците бюджета и прочих важнейших макроэкономических параметрах, прямо влияющих на перспективы рубля как резервной валюты». Рубль не может иметь прочных международных позиций, если его не подкрепляет сильный внутренний рынок страны, подтверждает Василий Колташов. О мечте сделать национальную валюту привлекательной можно забыть, пока антикризисная политика не будет способствовать оживлению экономики, считает экономист.

Но есть эксперты, которые в принципе не верят в «дерево». Например, Павел Андреев полагает, что если и в лучшие годы у рубля было немного шансов стать резервной и свободно конвертируемой валютой, то сейчас говорить об этом просто смешно. Да и не нужно, добавляет Сергей Моисеев. Когда обсуждалась идея президента Путина сделать рубль свободно конвертируемой валютой, он публично выступал против. «Однако экономистов у нас слушают в последнюю очередь, — сетует Сергей Моисеев. — В отсутствие других национальных идей конвертируемость рубля была принята и на скорую руку реализована. Больших преимуществ конвертируемость не принесла, поскольку выгоды начинают давать о себе знать, когда развит рынок финансовых инструментов, особенно иностранных, но в местной валюте». А вот возврат к валютным ограничениям, в частности по финансовым операциям, сейчас целесообразен, уверен Сергей Моисеев.

Однако экономист не думает, что власти по политическим мотивам легко готовы вернуться на предыдущий этап развития. В отношении статуса резервной валюты как стратегической цели не произошло никаких изменений, считает эксперт. Для достижения этого статуса нужна определенная работа по развитию финансовой системы. Однако с момента официального заявления не было предпринято никаких шагов, так что мы немного потеряли от того, что бумажная идея отодвинулась на будущее, заключает Сергей Моисеев.

Автор Наталья ЛОГВИНОВА, источник: Профиль

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *