Мечты о росте: окно возможностей для РФ скоро закроется

Министр экономического развития Андрей Белоусов отвел российской экономике на структурные реформы еще три, максимум пять лет. Потом «окно возможностей» закроется, цены на нефть снизятся процентов на 20-30, а чем это грозит, каждый может догадаться и сам.

А пока «окно открыто», Белоусов предлагает бросить в это окно все резервы, отказавшись и от Резервного фонда, и от Фонда национального благосостояния. Их, правда, не хватит и на год, поскольку на «структурную перестройку» потребуется около 7,5% ВВП в год. Значит, если правительство решит воспользоваться рецептами министра экономики, придется на время «перестройки» смириться с бюджетным дефицитом на уровне 6-7% ВВП, который придется покрывать, либо наращивая госдолг, либо печатая необеспеченные рубли.

Тратить же деньги министр предлагает на развитие инфраструктуры, модернизацию армии, образования и здравоохранения, ускоренное развитие Дальнего Востока, Забайкалья, Юга России и Калининграда, а также на улучшение делового климата и избавление от нефтяной зависимости, что бы последние два пункта ни значили.

Параллельно Белоусов ратует за уход государства из экономики, подразумевая под ним продажу пакетов акций и без того худо-бедно работающих АО, вроде «Роснефти» или Сбербанка. А еще нужно поддерживать несырьевой экспорт и малый бизнес.

В сущности, ничего нового. Разве что аппетиты существенно выросли. Даже идея упразднить во имя великой цели Резервный фонд и Фонд национального благосостояния уже звучала из уст разного ранга чиновников Минэкономразвития, пусть и не на коллегии ведомства в присутствии премьера, а на разного рода конференциях и форумах. Критика в очередной раз предлагаемой Белоусовым грандиозной программы также звучала неоднократно. Собственно, уход Кудрина из правительства стал результатом подобного рода критики.

Обсуждать это подобие программы если и можно, то только теоретически, поскольку на ее реализацию у страны попросту нет ресурсов. К счастью, нет – окно захлопнулось. Бюджет уже дефицитен, экономика стагнирует, а попытки занимать по 6-7% ВВП в год не увенчаются успехом. Если кто такие деньги в долг и даст, то только под дикие проценты.

Всерьез говорить, что за три-пять лет можно построить инфраструктуру, освоить неосвоенные территории, реформировать образование и здравоохранение и получить первые плоды этих реформ, а заодно и победить Китай, Японию и Германию на мировом рынке машиностроения, доведя темпы роста российской экономики до 6-7% в год, может только либо очень «амбициозный» (в терминологии раннего Путина) человек, либо человек, который отлично понимает, что его планам не сбыться.

И если Медведев, в силу своей ограниченности, мог абсолютно искренне верить в свою модернизацию, доведенную нынче Белоусовым до логического абсурда, то министр экономического развития не может не понимать, что требует невозможного. Вопрос в том, для чего в таком случае сотрясать воздух.

Ответ прост. Министр экономического развития – первый человек, который непосредственно отвечает за состояние российской экономики. И все, что в последние пару лет происходит с российской экономикой – плоды деятельности Белоусова и его единомышленников. Сейчас экономика на грани рецессии, а значит – лучше заранее предложить невероятный сценарий реформ, чтобы потом бегать и кричать на каждом углу: «Вот, мы же вас предупреждали, говорили, что будет плохо, а нас никто не слушал». Потом (а еще лучше заранее, до того как все пойдет совсем плохо) можно уйти на тихое и безответственное место в Администрации президента – писать программы и критиковать своего преемника за то, что плохо старается.

Между тем, структурные реформы российской экономике действительно жизненно необходимы – в этом Белоусов прав. Нужна и модернизация армии. Не перевооружение миллионной (по крайней мере, на бумаге) по численности армии, а ее радикальное сокращение и создание мобильной, современной и боеспособной армии. Это высвободит дефицитные трудовые ресурсы. И уход государства из экономики должен заключаться не в продаже миноритарных пакетов в госкомпаниях, а в избавлении от гигантского количества ФГУПов, МУПов и прочих казенных предприятий, дотационных госструктур, висящих неподъемным грузом на шее непопулярных сырьевых компаний, которые даже в худшие времена худо-бедно себя и страну кормили.

Кризис в России: прогнозы

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.