Все меньше людей хотят стать предпринимателями в России

По данным глобального мониторинга предпринимательства, в России только 4,3% трудоспособного населения в 2012 г. имели собственный бизнес. При этом в целом лишь 2,2% граждан хотели бы стать предпринимателями. Стать предпринимателями россиянам мешают административные барьеры, невыгодные условия кредитования и низкая выживаемость компаний, отмечают авторы исследования.

Если в России в 2012 г. своим делом занимались только 4,3% респондентов из 7,5 тыс. опрошенных ВМШ СПбГУ, то в среднем в развивающихся странах БРИКС — 12,5%, а в Восточной Европе — 9% согласно опросу Babson College и London Business School.

Желающих «в течение трех лет открыть новое дело» оказалось лишь 3,8% россиян, причем доля новичков — только 2,2%, остальные являются уже действующими предпринимателями. Это самый низкий показатель среди всех стран, а в России — минимальный с 2006 г. Более того, наиболее активными предпринимателями являются мигранты, в то время как доля студентов, готовых заниматься собственным делом, резко сократилась — с 5-8% ранее до 1% в этом году.

Основные препятствия

87% опрошенных, не занятых собственным делом, отметили, что не видят в своем регионе благоприятных условий для создания и развития бизнеса. Доля оптимистов среди действующих предпринимателей, которые видят возможности для расширения или организации нового дела, сократилась за год с 40% до 30%.

Наиболее проблематичным для предпринимателей является привлечение финансирования — основным источником средств остается «неформальный капитал» (родственники, друзья, коллеги), а также «отсутствие прозрачных правил и логики взаимодействия компаний с государством».

В первую очередь сложности возникают, как и раньше, на этапе получения разрешений и лицензий. В то же время поддержка со стороны местных органов власти в отдельных регионах, а также условия для деятельности технопарков и бизнес-инкубаторов получили более высокую оценку.

В целом в России крайне низкий уровень выживаемости компаний: доля бизнесов, действующих на рынке более трех с половиной лет, составила 33% (в развитых странах — свыше половины). И это демотивирует остальных.

Основной причиной закрытия бизнеса являются финансовые трудности, в том числе нерентабельность дела. Заметное отличие России от других стран, участвовавших в исследовании, — в высоком влиянии фактора «случайности», он стал причиной 10% банкротств. Малому бизнесу мешают высокие барьеры при выходе на рынок, а также неэффективное антимонопольное законодательство, отмечают авторы доклада.

Также особенностью российского предпринимательства является ориентация исключительно на внутренний рынок: более 90% предпринимателей из РФ отметили, что ориентированы исключительно на российский рынок. Зарубежных потребителей имеют лишь около 5% компаний, в то время как по другим «ресурсно ориентированным» экономикам таковых не менее трети.

Чтобы добиться карьерного роста, мы осваиваем новые сферы, учим английский с нуля, раздвигаем рамки рабочего дня далеко за 8 часов. Выучив английский, можно претендовать на работу в зарубежной фирме, где зарплаты выше.

Социальная статистика кризиса

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.